Что такое dark store и почему это удобно

Онлайн торговля получила гигантский толчок в развитии. Особенно это касается товаров первой необходимости: продукты, медикаменты и т.п. Но не стоит ошибочно полагать, что до 2020 года в этом направлении никто и не думал. Что же такое dark store’s? Расскажем в этой статье.

Dark store – это…

Дословно с английского это переводится как «тёмный магазин». Но так понятней не стало. На самом же деле это супермаркет без покупателей. Точнее все покупки делаются дистанционно. Сам по себе darkstore представляет собой огромное помещение, одновременно напоминающее и склад, и обычный магазин. Только вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ.

В некотором роде такой формат можно сравнить с обычным онлайн ритейлером, как AliExpress и другие. Разница в том, что dark store’s находятся в черте города и заказ не нужно долго ждать. Кроме того, они специализируются именно на FMCG-ритейле, то есть на товарах повседневного спроса.

Как этим пользоваться

Первыми такой формат продуктовых магазинов попытались применить в Лондоне в начале нулевых. Это была компания Sainsbury’s. Но тогда это не увенчалось успехом. А уже в 2009 году всё в том же Лондоне компания Tesco запустила свой первый «тёмный магазин». Сейчас на их онлайн-продажи приходится 47,5% рынка Великобритании.

В России первооткрывателями такого формата стали супермаркеты «О’Кей» в 2015 году. Через 2 года их примеру последовал ведущий российский ритейлер X5 Retail Group. Для своей сети «Перекрёсток» они запустили dark store’s в Москве, Санкт-Петербурге и ещё некоторых региональных центрах.

Процедура заказа максимально проста, вам нужно зайти на сайт Перекрёстка, выбрать всё необходимое и указать куда это доставить. Но учтите, что на момент написания статьи такая возможность есть не во всех регионах нашей страны. Ознакомиться с их актуальным перечнем вы можете на том же сайте. X5 RetailGroup активно развиваются и открывают всё новые «тёмные магазины». В след за ними, наученные горьким опытом корона-кризиса, свои darkstore’s открывают и другие ритейлеры.

Почему это выгодно всем

В первую очередь такой формат позволяет нам экономить время. Больше не нужно идти в магазин, самому искать нужные продукты, стоять очередь на кассе и тащить тяжёлые пакеты. Теперь мы можем выбрать всё необходимое даже на своём телефоне и заказать доставку прямо домой.

В условиях пандемии это дополнительно позволяет нам защититься от нежелательного контакта с окружающими. Особенно это важно для пожилых людей, которые находятся в группе повышенного риска.

Кроме того, dark store позволяет создавать для продуктов необходимые условия хранения. А тот факт, что находятся они рядом с домом и доставка занимает мало времени, позволяет получить нам товары отличного качества.

Конечно же такие магазины выгодны и самим ритейлерм. Они позволяют:

· Уже существующие магазины использовать под заказы для самовывоза и доставки

· Повышают лояльность клиентов и сотрудников

· Исключают возможность воровства со стороны покупателей

· Позволяют обеспечить лучшие условия хранения для продуктов

· Открывают новые возможности для развития

· Диверсифицируют бизнес

· Позволяют сэкономить на обслуживании клиентов в обычных магазинах

Как устроен darkstore

Нужно понимать, что это не обычный склад, а современная продуманная система. Всеми процессами управляет компьютер, работники только выполняют его команды. Всё помещение поделено на зоны в зависимости от условий хранения продуктов. У всех товаров есть своё определённое место, имеющее свой номер. Все сотрудники получают портативные терминалы, в которых они быстро могу посмотреть где находится нужный им товар.

Траектория движения сборщиков заказов продумана таким образом, чтобы им не приходилось бегать с одного конца склада на другой и обратно. Это позволяет существенно экономить время и ресурсы. Работники двигаются к ближайшему товару, а последний берут максимально близко к упаковочной зоне.

В сети «Перекрёсток» продукты складывают в пакеты 4-х различных цветов:

· В зелёный – охлаждённые продукты

· В синий – замороженные

· В жёлтый – заменённую продукцию. Если нужного наименования не оказалось в наличии, то кладётся товар-заменитель, а клиент сам решает брать его или нет.

· В красный – то, что не соответствует стандартам магазина. Так, например, X5 Retail Group обещает своим клиентам доставку продуктов, срок годности которых истёк не более, чем на 50%. Но если такого товара на складе нет, они могут доставить продукцию со сроком годности, например, 45%, а вы опять же сами решите брать вам её или нет.

Красный и жёлтый пакеты, кроме того, обозначены надписью: «Обратите внимание».

Вывод

Мы в RF.ru абсолютно уверены, что «Darkstore» очень полезное и перспективное направление в ритейле. Эти магазины уже доказали свою состоятельность во многих европейских государствах. Пусть к нам они дошли чуть позже, но зато наши компании успешно перенимают и улучшают опыт зарубежных коллег. Это позволяет им развиваться гораздо быстрее, а для нас неплохо улучшает жизнь.

0
3 комментария
Ol Ka
Всеми процессами управляет компьютер, работники только выполняют его команды

Готовое вступление для сказки: давным давно, когда всем управлял человек, а компьютеры только выполняли его команды...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кудряшов

Есть ли в Москве "холодный" Darkstore, доставляющий продукцию в режиме +2+6С? Я представляю производителя БАД, который хранится в холодильнике. Ищем курьерскую службу с фулфилментом, умеющем работать с продуктами питания в терморежиме.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда