{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Кассы самообслуживания: всё, что нужно знать владельцу магазина

Всем привет! Начинаем публиковать статьи об автоматизации самообслуживания. Поведаем общую информацию, расскажем о производстве, мифах, выгодах и проблемах самообслуживания.

Несмотря на то, что в последние 5 лет кассы самообслуживания (КСО) появились практически в каждом крупном гипермаркете, они всё равно остаются достаточно новой и непривычной для российского ритейла технологией. В этой статье разберёмся во всех ключевых вопросах, которые возникают у владельцев магазинов насчёт КСО, и начнём с главного:

Зачем вообще нужны кассы самообслуживания?

Современный покупатель очень привередлив: многие вещи, которые 10-20 лет назад были нормой, ему не нравятся. Клиент не любит долго искать товар по полкам магазина. Не любит навязчивых консультантов. Но, пожалуй, сильнее всего он не любит стоять в очереди на кассе и вытаскивать наушники для того, чтобы ответить кассиру на вопросы про пакет и товары по акции.

Владельцы магазинов тоже привередливы и тоже не любят много разных вещей. Особенно они не любят тратить лишние деньги – например, на зарплаты дополнительным кассирам, которые востребованы только в часы пик.

Как угодить и тем, и другим? Как раз на этом моменте на сцену выходят кассы самообслуживания:

  • Стоят такие терминалы меньше, чем полноценная касса с кассиром. Пространства в магазине тоже требуют далеко не там много – в зоне, нужной для обустройства обычной кассы, легко встанут 4 КСО;

  • Покупатель может сам, без лишних посредников, всё пробить и оплатить: получает более позитивный клиентский опыт, тратит меньше времени на покупки, с большим шансом придёт ещё раз;
  • В условиях пандемии бесконтактная оплата товаров – это вообще один из главных трендов.

Очереди сходят на нет, лишние контакты между людьми тоже, все довольны – красота? Красота. Но это в теории, а что на практике?

КСО подходят не всем и не всегда

Есть два момента, которые важно понимать:

  1. Кассы самообслуживания – это не замена традиционным кассам, а скорее дополнение к ним. Многим покупателям по-прежнему удобнее взаимодействовать с человеком, а не с электроникой, и это нужно учитывать. Кроме того, только живой кассир может эффективно решать нестандартные ситуации: например, отвечать на вопросы по ценникам;

  2. Чем крупнее магазин – и чем больше поток клиентов – тем лучше себя показывают КСО. В больших сетевых гипермаркетах они дают отличные результаты, тогда как в маленьких торговых точках могут оказаться попросту невостребованы.

Таким образом, наиболее интересны кассы самообслуживания сетям продовольственной розницы – и, как ни парадоксально, именно они сталкиваются с наибольшими сложностями при внедрении КСО.

«Пакет не нужен», но партнёр-разработчик практически обязателен

Поставщики касс самообслуживания на российском рынке предлагают уже готовые решения «под ключ»: сами кассы, программное обеспечение с соответствующими предустановками, услуги по сопровождению – в общем, полный пакет. Сложность в том, что именно крупному ритейлу такой комплект, как правило, не нужен: он никогда не будет в полной мере соответствовать специфике работы масштабной компании, особенностям её внутренних бизнес-процессов.

Так что, существует простое правило: кассы самообслуживания для больших игроков – это всегда индивидуальная разработка. В качестве абсолютного примера такого подхода можно взять проект X5, которые решали указанную задачу самостоятельно, но на практике идеальным выбором становится взаимодействие между двумя сторонами:

  • Представителями ритейла (заказчиком);

  • Опытными поставщиками КСО, готовыми к проработке решения под конкретные требования (исполнителем).

Именно такой формат позволяет использовать максимум от «стандартных» решений, ограничившись необходимой доработкой и разработкой новых функций только там, где она действительно нужна. У компаний, профессионально занимающихся внедрением КСО, есть чёткое понимание того, какие особенности оборудования и его планируемой эксплуатации нужно учесть ещё на этапе планирования:

  • Зону размещения КСО;

  • Маркировку товара, принятую в организации;

  • Поддерживаемые типы оплаты;
  • Необходимые функции оборудования (например, нужны ли весы, печать чека, размер монитора, считывание данных и др.).

В итоге поддержка специалистов – это страховка от ошибок и связанных с ними расходов, а также упрощение самого процесса разработки.

Подводим итог

В актуальной практике все минусы КСО достаточно сомнительны или легко компенсируются выгодами от их использования: оптимизацией пространства, созданием комфортных условий для покупателей и просто прямой экономией. Тем более, что предложений на рынке много: те же готовые решения вполне подойдут многим магазинам «из коробки», с минимальными затратами на внедрение.

Ну а если вы не можете подстроить свои потребности под готовую систему, это тоже не повод для отказа от новых технологий – достаточно просто начать совместную с поставщиком КСО разработку проекта специально под ваши нужды. Мы всегда готовы с этим помочь.

0
2 комментария
Илья Попов

Хорошая статья. Я, постоянно посещаю супермаркет Карфур из за того, что там стоят кассы самообслуживания. На практике очень удобная вещь.

Ответить
Развернуть ветку
Sensis Kiosk Solutions
Автор

Спасибо, Илья! Карфур еще не отказался от весов на кассах самообслуживания?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда