Торговля
Василий Демин

E-commerce: кто не успел, тот опоздал

Статья будет полезна руководителям компаний и логистических функций при открытии или активном развитии e-com-канала продаж. Статья содержит выжимку из опыта компаний, прошедших путь от классической офлайн-торговли до полноценного omni-бизнеса с высокой долей продаж через канал e-commerce.

Роботизированный склад ритейлера ДЕКАТЛОН в России

Электронная коммерция (англ. e-commerce, сокр. e-com) активно вошла в жизнь каждого из нас. Особенно это стало заметно во время пандемии. Сегодня через интернет мы покупаем даже те товары, которые раньше хотели предварительно посмотреть, потрогать или примерить. Самые закоренелые консерваторы поняли, что покупка с доставкой на дом бережет время для более важных в жизни вещей, да и просто-напросто удобна.

Само собой, изменение в поведении потребителей заметил бизнес, в том числе не относящийся к традиционному e-com: металлургия, промпроизводство и т.п. Многие собственники и руководители компаний поставили на 2021 год цель развивать e-commerce и выстраивать омникальную систему.

Омникальность — это свойство компании, при которой все ее офлайн- и онлайн-каналы связаны в единую, хорошо отлаженную систему. Создание такой системы — задача весьма амбициозная, особенно если учесть, сколько монстров офлайн-ритейла уже потерпели крах на этом пути. Возникает вопрос: как же развивать e-commerce так, чтобы инвестиции в него оправдали себя?

E-com: в каких отраслях наблюдается рост?

Ответ на этот вопрос можно найти в свежем исследовании агентства «E Promo». По его данным, с 2020 по 2025 годы средний годовой прирост электронной коммерции будет составлять 22,8%. Активнее всего e-commerce растет в таких отраслях экономики, как электроника и бытовая техника, товары для дома и ремонта, одежда и обувь. Здесь в последние 2-3 года наблюдается взрывной рост. Так, например, в группе «М.Видео — Эльдорадо» доля в продажах e-com в 2020 году выросла с 30 до 60%.

Конечно, на этот результат частично повлиял карантин. Но даже если не брать в расчет ограничительные меры, в «М.Видео — Эльдорадо» прогнозируют не снижение данного показателя, а его рост. Правда, более умеренный.

Почему важно быть первым?

Особенность e-commerce заключается в том, что основные бенефиты, как правило, получает тот, кто первым выходит на рынок. При условии качественно выстроенных сервисов, первопроходец захватывает большую долю рынка. Второй игрок получает на 30-50% меньше доли первого, а оставшийся рынок распределяется мелкими долями между оставшимися участниками.

Вот что об этом говорит генеральный директор группы «М.Видео — Эльдорадо» Александр Изосимов: «Сейчас в стране существует четыре хорошо капитализированных игрока, у них сильная технологическая платформа, и они готовы проливать кровь за долю рынка и активно жечь столько денег, сколько может понадобиться. Несложно предположить, что на российском рынке маркетплейсов будет сценарий, схожий с онлайн-рынками других стран, когда первый игрок собирает практически все, второй — оставшееся, а третий и четвертый уже ничего не зарабатывают».

Электронной коммерции покоряется даже металл

Сегодня электронная коммерция захватывает даже те отрасли, которые раньше считались далекими от мира e-com. В качестве примера можно привести Группу НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Компания является крупнейшим в стране предприятием черной металлургии.

Проанализировав слабые стороны конкурентов (длительные процедуры согласования при формировании заказа, отсутствие информации о запасах и их локации онлайн и пр.), комбинат запустил полноформатный интернет-магазин. За счет этого он «дотянулся» до своих конечных клиентов, рынок которых ранее был труднодоступен. Вполне возможно, что в будущем интернет-магазины «НЛМК», «Северстали» и других производителей смогут свести долю дистрибьюторов на рынке металла до минимума.

NLMK.SHOP: Побеждайте простои просто

Так произошло, к примеру, на рынке FMCG (товаров повседневного спроса) при развитии торговых сетей и логистических компаний, которые забрали на себя функцию товарораспределительной сети, исключив дистрибьюторскую наценку. Конечно, металлотрейдеры еще могут поправить ситуацию, так как их сильная сторона — большой ассортимент и работа по принципу «все из одних рук». Но чтобы выжить, им тоже придется развивать направление e-commerce и сервисы по комплектации и доставке на последней миле.

Борьба за лидерство

В настоящее время производители прилагают максимум усилий для того, чтобы отвоевать рынок электронной коммерции. Прекрасный пример здесь – «Чусовской металлургический завод», который входит в состав «Объединенной металлургической компании».

Предприятие выпускает рессоры. Его основным покупателем и в то же время конкурентом является компания-дистрибьютор «Армтек». В товарном портфеле «Армтека» свыше 7 млн наименований, в том числе и рессоры. Несмотря на то, что в интернет-магазине «Армтека» рессоры производства чусовского завода стоят дороже, покупатель берет их именно на маркетплейсе дистрибьютора.

Почему? Потому что покупателю нужно не три наименования рессор, а 18 разных позиций, включая рессоры. И нужно не просто сегодня, а сейчас, чтобы не задерживать машину в ремонте, не приостанавливать работу автосервиса или не держать большой запас в «маленьком магазине на шоссе Энтузиастов».

Маркетплейс и логистика исполнения заказов у «Армтека» способна обеспечить сервис высокого уровня: глубину ассортимента, скорость сборки и доставки заказа (1 час по большинству округов Москвы), качество упаковки, маркировки и безошибочность комплектации.

Видя, как активно растет «Армтек», «ЧМЗ» создал собственный маркетплейс с дополнительным ассортиментом. Перегнать его будет непросто, однако «ЧМЗ» непреклонно идет к цели.

В чем плюсы развития e-commerce?

Создание канала e-commerce обеспечивает бизнесу два важнейших преимущества:

  • вам больше не нужно тратить ресурсы на взаимодействие с клиентами, заключение договоров и т.п. — в e-commerce все это выполняется с применением безлюдных технологий формирования заказа;

  • ваш клиент доволен удобством — он может сделать заказ в несколько кликов, при этом видя доступный ассортимент, глубину запаса, его локации и время исполнения заказа.

Приняв решение о развитии e-commerce, важно понимать, что именно нужно делать, чтобы направление не стало убыточным и не нанесло непоправимый удар по репутации всей компании из-за низкого качества выполнения заказов. Для этого необходимо выполнить 5 шагов, чтобы обеспечить клиенту нужный сервис при приемлемых затратах:

  • сформулировать «обещания клиенту»;
  • разработать целевой формат логистической цепи исполнения заказов;
  • организовать сеть логистических объектов (распредцентры, дарксторы, пункты выдачи заказов и др.);
  • разработать дорожную карту проекта (она понадобится, чтобы спланировать ресурсы и определить оптимальную последовательность действий с учетом стратегии развития бизнеса);
  • провести тестовый запуск e-com-канала.

Давайте посмотрим, как организовать логистику исполнения e-com-заказов подробнее.

Сформулируйте обещания

Создавая e-com-канал, сформулируйте «обещания клиентам».

К ним относятся:

  • скорость и формат исполнения заказов (доставка в течение часа, точно ко времени, в заданный интервал, Click&Collect и др.);
  • уровень клиентского сервиса: процент доступности товара на электронной полке, процент «вычерков» в заказах, доставка по частям или вместе.

Чтобы сформулировать обещания клиенту, проанализируйте реальный клиентский спрос на услуги последней мили. Реальный спрос означает готовность клиента платить за комплектацию и доставку товара.

В случае, если вы уже присутствуете в e-commerce проанализируйте текущие KPI (ключевые показатели эффективности) исполнения онлайн-заказов и сравните их с показателями конкурентов. Такой анализ даст понимание, где вы проигрываете и недотягиваете до реального клиентского спроса. Таким образом, вы сможете сформулировать обещания клиенту, которые обеспечат продажи.

Позаботьтесь о логистике последней мили

Логистическая цепочка на последней миле — это путь вашего товара или товара из маркетплейса с момента покупки до момента передачи клиенту. Тут необходимо решить, какие именно логистические объекты вам потребуются. Это могут быть распределительные центры, дарксторы (небольшие районные склады, где хранятся и собираются заказы), пункты выдачи заказов, магазины с увеличенным запасом. Важно понять, где они будут расположены и рассчитать параметры товаропотоков.

При создании логистической цепочки проработайте:

  • категории продукции (Они прямым образом влияют на выбор технологий хранения и грузообработки. Например, при работе с категорией «Fresh» целесообразно использовать автоматические сортеры — конвейерные линии с функцией автоматической сортировки товаров по отдельным заказам. Они позволяют комплектовать заказы из десятков товарных позиций за считанные секунды);
  • условия хранения товаров (влияют на температурный режим в помещении, его конструктивные особенности, конфигурацию систем воздухоотведения и кондиционирования);
  • совместимость, сателлитность продукции (можно ли хранить товары разных категорий в одном помещении);
  • весогабаритные характеристики (от них напрямую зависит размерность и конструкция помещения);
  • регион обслуживания (Так, например, в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках все больший процент покупателей отдает предпочтение компаниям, которые выполняют заказ за 1-2 часа. В то же время в небольших городах скорость исполнения заказов стоит на 3-4 месте в списке клиентских приоритетов);
  • сезонность товаров.

Учитывать нужно все — каждый пункт важен. К примеру, сезонность может повлиять на принятие решения об аренде или строительстве склада.

В качестве яркого примера приведем кейс компании-поставщика лакокрасочных материалов. Она вложила средства в строительство собственного распределительного центра, который был ориентирован на офлайн- и онлайн-продажи. В период «несезона» мощности РЦ простаивали на 70%. Это делало грузообработку каждой единицы товара убыточной. Вместо того, чтобы строить РЦ, компании было бы разумнее арендовать помещения или передать функцию грузообработки на аутсорсинг.

Смоделируйте сеть

Моделирование сети (расположение объектов и товаропотоков между ними) логистических объектов осуществляется с использованием гравитационного метода, который «зашит» в большинстве профильных систем моделирования. Такое моделирование поможет минимизировать транспортно-складские затраты за счет приближения объектов к потребителям с учетом их расположения и объемов потребления, иными словами, «веса».

Пример визуализации модели расположения ЛЦ и дарксторов для omni-channel продаж

При подготовке модели следует проработать несколько сценариев развития цепи поставок в формате «What if » («Что если?»). Как будет выглядеть ваша цепочка, если заказ отгружается на следующий день из одного объекта? А как она будет выглядеть, если комплектация заказа будет выполняться с разных объектов? Тщательно проработайте эти и другие варианты.

При этом РЦ, как правило, обеспечивает приемку и хранение крупных партий от поставщиков, а дарксторы обеспечивают последнюю милю за счет максимального приближения к «кустам» клиентов и выполнения заказов в минимальные сроки.

Экскурсия на Dark Store компании «Утконос». Тизер

Оцените свои возможности

После подготовки модели сопоставьте ее с существующей инфраструктурой. К примеру, «М.Видео» использует более 120 своих магазинов в Москве для исполнения электронных заказов. «Decathlon» (сеть магазинов спортивных товаров) вводит технологию скоростной роботизированной сборки e-com-заказов на своем подмосковном РЦ. Там же обслуживаются потоки для офлайн-магазинов.

На основании выявленных «пробелов» (отсутствии объектов в локациях, которые предусмотрены моделью, или недостаточные по мощности) принимается решение о создании новых объектов. Они могут быть арендованы и оснащены под свои требования, реже — построены по схеме Built-to-suit (по меркам заказчика).

Для проектирования технологии как в арендованном объекте (РЦ, даркстор) нужно выполнить анализ товарных потоков и запасов, включающих определение:

  • размерности и структуры потоков, заказов и запасов;
  • неравномерности потоков;
  • оборачиваемости запасов;
  • изменения количества SKU (уникальная товарная единица, артикул);
  • условий хранения;
  • партионности.

Этот анализ поможет вам подобрать технологии, соответствующие вашему товарному потоку, снизить операционные затраты и обеспечить нужную скорость выполнения заказов.

Сборка интернет - заказа ( Как мы собираем ваш заказ на складе Decathlon в России) | Декатлон

Разработайте требования к объектам

Они включают в себя:

  • состав выполняемых услуг и операций;
  • условия хранения;
  • скорость и качество операций;
  • стоимость хранения и грузообработки.

Эти требования помогут вам объективно рассчитать необходимое количество ресурсов для выполнения операций с нужным уровнем сервиса.

Далее, в соответствии со стратегическими установками компаниями (минимизация OPEX, минимизация CAPEX), выберите подходящий вариант логистического объекта. Это может быть light-вариант технологий с минимальными инвестициями, который позволит запустить проект в работу за 2-4 месяца, или мультитехнологичный объект с высокими инвестициями и сроками запуска до 1,5-2 года, но минимальными операционными затратами. Возможен также комбинированный вариант.

Упакуйте проект в дорожную карту и протестируйте его

На следующем этапе вам нужно упаковать все решения в дорожную карту реализации проекта. Она должна включать в себя этапы тестового запуска, ресурсы на каждый этап, сроки и ворота качества.

При этом тестовый запуск — один из самых сложных периодов во всем проекте. Он выполняется на небольшой категории лояльных клиентов. Вы можете выбрать клиентов и мотивировать их опробовать новый канал, предупредив о тестировании и возможных сбоях.

В тестовом запуске вы увидите все основные проблемные места, задержки по времени и поймете, как их можно устранить. Вы узнаете, сколько времени у вас уходит на обработку одной строки заказа. Это время нужно будет сопоставить с планом продаж, чтобы понять, справится объект с таким объемом или же узкие места нужно «расшить».

В качестве антипримера приведем историю одной из компаний, которая является лидером в сегменте кондитерских изделий. Она запустила e-com-продажи без тестирования. В результате этого компания столкнулась с валом проблем в процессе подготовки и доставки заказов. Из-за этого уже в первые дни начала работы нового РЦ отгрузки «упали» на 70%. Как следствие, пострадала не только репутация фирмы, но и психика неподготовленных клиентов. Между тем, проблем можно было бы избежать, обкатав технологию на пробных заказах.

Участок комплектации и отгрузки: верный и неверный вариант организации

Почему так важно тщательно подготовиться?

Тщательно подготовившись к реализации проекта, вы сможете избежать пяти распространенных ошибок.

Ошибка № 1

Некорректный прогноз продаж по e-com, который оказывает решающее влияние на дефицит/профицит логистических мощностей и итоговые результаты от запуска направления.

Ошибка № 2

Запуск без счетного обоснования на текущей инфраструктуре, который может привести к невыполнению обещаний и непрогнозируемому росту операционных расходов.

Ярким примером является компания-лидер из сегмента товаров для дома. Она запустила онлайн-продажи параллельно с существующей сетью офлайн-магазинов на существующей инфраструктуре. Через полгода обнаружился двукратный рост логистических затрат. Он был вызван снижением кванта отгрузки (минимальное количество отгружаемого товара).

Так, например, в свою сеть они отгружали чайные ситечки. В коробе было по 100 штук товара. Комплектовщику платили по 2,5 рубля за отбор одной строки в заказе. При открытии e-com-канала квант отгрузки снизился до штуки, но за ее отбор платили те же 2,5 рубля, так как трудоемкость была неизменной. По аналогии с этим увеличились затраты на отгрузку и доставку продукции.

Правильно упакованный заказ в e-commerce – короб соответствует габаритам содержимого, а ребра жесткости предотвращают повреждения товара

Ошибка № 3

Несоответствие состава ассортимента специфике e-commerce.

К примеру, офлайн-ритейлеру в первую очередь стоит сосредоточиться на позициях, которые помогут восполнить пробелы в офлайн-продажах, возникающие из-за недостаточной глубины запаса в магазине. Если, скажем, в офлайн-магазинах «ВкусВилл» появляются вафельные трубочки, то они моментально заканчиваются. Увеличенный запас на дарксторах позволил бы удовлетворить этот запрос покупателей.

Если говорить об офлайн-дистрибьюторах и поставщиках, то им стоит расширить линейку сопутствующей продукции, которая нужна покупателю вместе с основным ассортиментом. Это поможет привлечь новых клиентов и удержать существующих.

Ошибка № 4

Неготовность бизнеса к низкой маржинальности e-commerce.

Офлайн-клиенты почти всегда существенно дешевле: они сами собирают товар с полки и сами доставляют его себе домой. При комплектации и доставке заказов онлайн-клиентам задействуются собственные логистические мощности компании. Это повышает стоимость логистики в 3-4 раза в пересчете на единицу товара.

Тем не менее, иметь e-com-канал выгодно: он либо обеспечивает дополнительный объем продаж, либо не дает этому объему перейти к конкурентам.

Ошибка № 5

Отсутствие достаточной IT- и логистической инфраструктуры.

Эта ошибка может привести вас к ситуации, когда «хвост начинает вилять собакой». В этом случае логистические мощности недотягивают до раскрученного маркетинга и продаж. Иными словами, покупатели есть, но компания не может выполнить «клиентские обещания» — скомплектовать и доставить заказы в нужное клиенту место и время. Из-за этого репутация всей компании оказывается под ударом.

Если удастся избежать этих ошибок, у вас есть высокие шансы стать лидером отрасли в сегменте e-commerce. Успехов вам на этом пути!

{ "author_name": "Василий Демин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 239882, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Apr 2021 15:52:26 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарии

null