{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему не выжила «Республика» — сеть с идеей сделать книжные магазины модными Статьи редакции

«Былое величие» компании собирается вернуть новый владелец.

Группа «Республики» в «ВКонтакте»

Сеть книжных магазинов «Республика» в конце 2021 года перешла под контроль Игоря Дериглазова, который входит в список 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии местного Forbes.

«Республика» продавала не только книги, но и атмосферу. Чтобы расширять сеть, компания увеличивала задолженность, но в 2020 году не смогла расплатиться с поставщиками и обанкротилась.

Новый формат книжных

Первый магазин открылся в Москве в 2006 году под брендом «Книги. Музыка. Перспектива». Там продавали не только книги, но и виниловые пластинки, необычные сувениры и канцелярию. Его позиционировали как «европейское по духу» место. Следующей стала точка на Новом Арбате, а к 2014 году сеть насчитывала 14 магазинов.

Основатель книжного – Вадим Дымов. Ему принадлежат производитель колбас и мясных полуфабрикатов «Дымов», а ещё компания «Дымов Керамика».

Я изначально создавал «Республику» как идеологическую модель – у нас атмосферно и красиво, замечательные начитанные ребята, очень много неформальной молодежи, тщательный выбор книг, гаджетов, канцелярии — своя экспертиза. Это вообще больше социальный клуб, чем магазин.

Хотелось реализовать идею о современном, трендовом, веселом месте. О деньгах я думал в последнюю очередь.

Вадим Дымов, В интервью «Собаке.ru» и Inc.

В «Республику» нанимали молодых консультантов, в магазинах продавали кофе и показывали кино. Книжные организовывали лекции, мастер-классы и автограф-сессии с писателями, а еще участвовали в фудфестивалях, поддерживали концерты и театральные премьеры.

«Если как-то объединять нашу концепцию, то мы прежде всего остаемся местом, куда люди приходят знакомиться со всем самым новым и современным, уловить последние тренды», — рассказывала одна из менеджеров сети Дарья Кузьмина. По её словам, управляющая команда ориентировалась на иностранные сети Barnes & Nobles, Collette и Urban Outfitters.

«Республика» отбирала книги, подходящие целевой аудитории: в магазины не закупали сентиментальные романы, эзотерику. Важно было и оформление — здесь не продавали издания с золотыми обрезами и бархатом или с кинообложками.

Чтобы создать дружескую атмосферу, сотрудники не запрещали клиентам приходить и читать книги, не покупая их, а одна из клиенток рассказывала, как занималась в книжном с репетитором. Некоторые точки работали круглосуточно. Несмотря на то, что ночные посетители чаще дожидались открытия метро, чем покупали книги, продажи все же случались, утверждал один из продавцов.

Расширение сети

Компания почти не приносила прибыли в первые годы после запуска:

  • в 2009 году чистый убыток составил 11,8 млн рублей.
  • 2012 — 32 млн рублей.
  • 2014 — 8,6 млн рублей.

Только в 2011 году сеть получила 824 тысячи рублей прибыли, свидетельствуют данные «Контур.Фокуса».

В 2014 году главой компании стал Илья Криворот. Он занялся экспансией книжной сети: при нём количество магазинов увеличилось с 14 до 39. Присутствовавшая ранее только в Москве «Республика» вышла в регионы в 2015 году, начав с Санкт-Петербурга. Позднее магазины открыли в Екатеринбурге и Новосибирске.

В 2015 году компания отчиталась о прибыльном годе — 5,7 млн рублей, к 2018 этот показатель вырос до 29,2 млн рублей. Росла и выручка:

  • в 2012 году она составляла 517 млн рублей.
  • 2018 — 1,8 млрд рублей.
  • 2019 — более 2 млрд рублей.

При росте выручки увеличивались также затраты на содержание бизнеса и долги. Коммерческие расходы с 456 млн рублей в 2015 году выросли до 1,3 млрд рублей в 2019-м. Краткосрочные обязательства за тот же период увеличились с 483 млн до 1,1 млрд рублей.

Анонимный источник из бывшей команды «Республики» рассказал vc.ru, что «достоверность и качество» отчетности и финансовых показателей вызывает вопросы из-за отсутствия аудита. Он допустил, что бизнес был операционно убыточным до 2019 года включительно, о чем косвенно говорит рост просроченной задолженности перед издательствами.

Илья Криворот в разговоре с vc.ru подчеркнул, что в «Республике» был аудит и по его итогам никаких отклонений в отчетности выявлено не было. «В мире нет идиотов, которые меняют в финансовой отчетности убытки на прибыль. С прибыли налоги платятся», - добавил он.

Если компания выполняла план по продажам товаров, то она получала премию от поставщиков — ретро-бонус. Как пояснил Криворот, открытие новых точек помогало увеличить продажи, а следовательно и сумму ретро-бонуса.

Как рассказал знакомый со сферой ритейла источник vc.ru, «Республика» уже тогда задерживала выплаты поставщикам. Из-за этого издательствам рекомендовали не сотрудничать с книжной сетью.

В «Альпина Паблишер» заявили, что фирма «незначительно» опаздывала с платежами, но это решалось путём переговоров. В компаниях «Эксмо-АСТ», «Белония М», «Азбука-Аттикус», Fujifilm и «Манн, Иванов и Фербер» на момент публикации не ответили на запрос.

Компания работала по системе постоплаты, то есть в основном поставщики получали деньги после реализации товара. Иногда «Республика» предлагала поставщикам отложить выплаты из-за открытия новых магазинов, сказал Илья Криворот. Поскольку издательства были заинтересованы в росте книжной сети, то они были согласны на эти условия.

Изменение стратегии

В августе 2019 года Илья Криворот покинул свой пост. По его словам, это произошло из-за несовпадения концепции развития «Республики» с собственником. Криворот хотел и дальше расширять сеть.

На его место пришёл Михаил Ахмедов, работавший до этого коммерческим директором финской K-Rauta. Компания ожидала, что Ахмедов улучшит финансовые показатели уже открытых магазинов. Но спустя два месяца гендиректор сменился вновь: пост занял бывший топ-менеджер сетей «Белый ветер цифровой» и Enter Илья Тимченко. Он покинул должность спустя полгода.

По мнению Тимченко, бизнес-модель «Республики» требовала перезагрузки, в том числе закрытия убыточных магазинов, стабилизации денежного потока, сжатия бизнеса и изменения в операционной модели магазинов.«Перезагрузка требовала времени, дополнительного финансирования, а также стабилизации в руководстве компании после чехарды в перестановках. Но пазл так и не сложился. Успели только быстро остановить неэффективные открытия»

Руководство «Республики» решило остановить экспансию. Коммерческий директор сети Наталья Яковлева в одном из интервью заявила, что расширение было ошибочной стратегией: по её словам, многие новые точки не показывали прибыль.

Стратегия прошлого руководства была такая, что если сейчас выйти с агрессивной экспансией, то выручка от новых магазинов покроет все затраты. Формат «Республики» не подразумевал такого масштабирования.

У неё всегда были достаточно высокие цены, зачем было открывать магазин в Екатеринбурге?

Наталья Яковлева, коммерческий директор

Ошибкой выход в регионы назвал и основатель консалтинговой компании vvCube Вадим Ткаченко: по его мнению, свободный формат, который выбрала сеть, подходит для мегаполисов, но не для регионов и даже крупных региональных городов.

По словам Криворота, если оценивать прибыль магазинов за весь год, то почти все точки были рентабельны. Ниже остальных этот показатель был у филиалов в Екатеринбурге и Новосибирске, но и те при нём приносили прибыль, заявил бывший гендиректор.

В том же интервью Яковлева заявила, что некоторые подрядчики и арендодатели были связаны с прошлым гендиректором. Контракты с ними были невыгодны «Республике», а стоимость аренды в регионах была слишком высокой — из-за этого фирма теряла деньги. «Если быть откровенной, то компанию растащили», — сказала она, но комментировать это заявление в разговоре с vc.ru отказалась.

Илья Криворот в ответ на обвинения Яковлевой рассказал, что открытие новых магазинов согласовывалось с командой и сотрудниками фирмы. «Сметы проверялись службой безопасности, все поставщики проверялись», — заявил он.

По итогу 2019 года чистый убыток составил 108,7 млн рублей. «Республика» не справлялась с долговыми обязательствами перед поставщиками. В январе 2020 года сеть книжных объявила, что у неё недостаточно средств, чтобы расплатиться с издательствами за уже проданный товар. Поставщики на время остановили отгрузки, но вскоре «Республика» смогла с ними договориться.

После моего ухода собственник и новая команда решили оптимизировать количество объектов, завершить бурный рост. Проблема в том, что это не то, чего от нас ожидали поставщики. Им не объяснили, почему теперь, когда компания перестает расти и развиваться, им нужно поддерживать долговые обязательства в нужном объеме и даже увеличивать общий долг.

Когда они поняли, что «Республика» больше не растет, что у новой команды стратегия на оптимизацию, то издатели предъявили часть долгов.

Илья Криворот, бывший гендиректор

В 2020 году книжная сеть начала переговоры об изменении условий аренды в тех точках, где руководство посчитало цены завышенными, рассказала Яковлева в интервью. Арендодатели отказались снижать стоимость.

Книжным помогла пандемия — власти разрешили арендаторам досрочно расторгать договоры, чем и воспользовалась «Республика». К осени 2020 года из 39 магазинов продолжали работать только 12 точек, все в Москве.

Банкротство и новый владелец

В 2020 году из-за коронавирусных ограничений продажи в офлайне упали: по итогам года выручка «Республики» составила 877 млн рублей, что вдвое ниже результата предыдущего года.

Розничные магазины и до пандемии теряли выручку из-за развития онлайн-торговли. «Республика» с 2017 года развивала свой интернет-магазин, к августу 2019-го на онлайн приходилось 14% продаж, рассказал Криворот. В марте 2020 года руководство объявило, что сфокусируется на онлайне, но это не смогло остановить падение продаж.

Продажи книг в России на фоне пандемии в 2020 году снизились на 12% до 84 млрд рублей, оценили в издательской группе «Эксмо-АСТ». При этом продажи аудио- и электронных книг растут.

После снятия ограничений летом 2020-го, трафик в магазинах сети восстановился на 60% по сравнению с предыдущим годом, но осенью вновь стал падать. Для привлечения покупателей «Республика» открыла аутлет, где цены на книги начинались от 30 рублей.

Чтобы избежать банкротства, компания хотела изменить формат, превратившись в «концепт-сторы» с кофейнями и зонами отдыха. Владельцы также вели переговоры с инвесторами, чтобы те покрыли долги книжной сети перед издательствами.

Осенью «Республика» передала оставшиеся магазины под управление франчайзи – ООО «Пролайф». По данным «Контур.Фокуса», прибыль «Пролайф» по итогам 2020 года составила 42,1 млн рублей при выручке 151,5 млн рублей.

В ноябре 2020 года «Республика» подала заявление о банкротстве, общий объем её долгов к апрелю 2021 Арбитражный суд оценил в 802 млн рублей. Наибольшую сумму — 158,1 млн рублей — требовала группа «Эксмо-АСТ», но компаниям удалось уладить конфликт.

В конце 2021 года книжную сеть продали Игорю Дериглазову. На тот момент из всех магазинов работали только восемь точек в Москве. Предприниматель уже управляет схожими по формату сетями «Меломан», Marwin и Booking. Там продают книги, игрушки, бытовую электронику и другое.

Сейчас компания разрабатывает новую стратегию, чтобы «вернуть былое величие» книжной сети, рассказала Яковлева. Новый владелец ещё не решил, сохранит ли он бренд «Республика», который понёс репутационные потери из-за банкротства.

Дериглазов планирует вновь увеличить число точек. Он также рассматривает возможность открыть магазины в Санкт-Петербурге и Сочи. В новых локациях они планируют воплотить концепт Books & Wine & Coffee, рассказала Яковлева.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Может быть я ошибаюсь, но по мне так Республика ориентировалась на псевдоинтеллектуальных хипстеров и вообще вот этих вот девочек в больших очочах и с цветными волосами, но эта же самая аудитория не вылезает из телефонов, в которых (внезапно, ага) можно скачать и бесплатно прочитать любую книгу. Сейчас когда все можно купить в интернете, делать просто магазин бессмысленно. Им бы развить идею интеллектуального клуба для эстетов, но без лишнего пафоса и галантерейных товаров сомнительной ценности (всего этого уже навалом в том же Moobi). Или вот они продают те же настолки к примеру. Можно было бы там же сделать пространство для игроманов, или проводить те же любительские квизы и прочее. А так это по сути просто магазин подарков для тех, кто в упор не знает, что подарить.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Patlakh

Ну кстати, эти "псевдоинтеллектуальные" хипстеры, они как раз за физические книжки, за всякие молескины и тд. То есть за физический фетиш.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Askar Samanchiev

Да.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Фролова

Республика не выжила, потому что это был плохой книжный, с плохими ассортиментом и невежливым персоналом. Я рядом на Тверской живу, заходила несколько раз, ничего не нашла, столкнулась с понтами продавцов. Посчитала это просто магазином подарков и продолжила ходить в мою любимую Москву, чуть дальше пройти. Книги я читаю и покупаю, в том числе дорогие и букинистические. Понты - плохая замена атмосфере.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Patlakh

Я всегда считал, что Республика и есть магазин подарков.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Михайлов

Ольга, мы очень за вас рады, что вы живёте на Тверской.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ernesto Guevara
Книги я читаю и покупаю, в том числе дорогие и букинистические.
Понты - плохая замена атмосфере.
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Eduard Belyavcev

Очень нравился их магазин на Петроградской стороне. Стильный, уютный, светлый и с большими окнами. Всегда приятно зайти и побродить. Но самая главная проблема - это супер оверпрайс в их оффлайн рознице. Учитывая, что у них в интернет магазине можно купить любую позицию намного дешевле и забрать моментально из магазина.

P.s. Сейчас там днс, который изуродовал помещение как внутри, так и снаружи своим «дизайн кодом»

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Про разницу цен оффлайна и онлайна не знал - интересно, спасибо. А оверпрайс в магазинах - уверенно поддерживаю. Захожу, листаю книжку, чекаю цену в Озоне, вижу разницу в сотни рублей. После пары таких проверок забыл путь в Республику)

Ответить
Развернуть ветку
p0st

вот этого совсем не понял, у вас на литейном подписные издания, вы родина Буквоеда, книжного на Грибоедова - на хрена вам та республика? ))

Весь город покрыт Буквоедом с начала 00х, ассортимент +/- тот же самый, цены ниже, персонал веселее. Зачем?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дон Гарсия Де Ля Пас

Стратегия продаж онлайн была как раз в том, чтобы продавать с большим дисконтом, иногда в минус для повышения оборота. Ну и возможностью получать от этого свои плюшки

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alina Smirnova

А я любила Республику. Но каждый раз разочаровывалась, когда видела, что в их же интернет-магазине те же книги на треть дешевле. Хочется прийти и выбрать что-нибудь интересное почитать — но надо идти в онлайн и заказывать отдельно, это неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Svarzina

дешевле онлайн и дороже в магазине здесь и сейчас - это во всех книжных

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
unknown

В этом то и дело, цены в Республике были совсем не демократичны. Я кучу раз туда заходила за безделушкой, но могла их купить везде гораздо дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Svarzina

в Питере вайбы интеллектуальных понтов и там упор именно на книги. Потом вокруг ПИ постоянно движ - то лекции, то инстаграм мировой, Антон Долин напрямую туда гонял книжки представить, они умеют поддержать комьюнити вокруг магазина. В Республике просто всякие модные приятные приблуды. Плюс цены. Тем более теперь Республики нет в Питере, только ПИ, один магазин на всех душевных физиков. Хотя понты резать в Республике тоже приятно, но уже только в Москве. Печаль, Республика - гарантия срочного и красивого подарка

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Культурная столица же

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

. В новых локациях они планируют воплотить концепт Books & Wine & Coffee

Бухнуть в книжном магазине? Неплохая идея. Осталось получить алкогольную лицензи.. А если еще магазины будут круглосуточные ))))

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Будут круглосуточные, с кальяном и книги (пжалста) можно убрать...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
vasiliy vasiliyev

А можно ещё сауну и эээ....монашек для так сказать духовного развития...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Штейн

Читать книги - архаизм. Вот и причина закрытия и падения прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Вот дураки, да? Читать книги архаизм, а они открыли книжный - так мало того, еще и пластинки там продавали! Ну вообще не шарят!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Следствие вели

Ну что ж заминулиси, хипстеры тоже имеют мнение

Ответить
Развернуть ветку
расслабленный пост-хипстер

Да просто там было очень дорого.

Ответить
Развернуть ветку
Avramov Max

У Республики есть один большой плюс, о котором не упоминали - электронный книжный абонемент.

За 6000 рублей в год вы можете приобрести любую книгу до 1000 рублей один раз в месяц. Или доплатить разницу.

Ежемесячная скидка в 500 рублей на книги. Если бы Республика была в Ростове, я бы с удовольствием ходил туда именно по этой причине.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Volga

Имхо, в Республике оверпрайс на китайские товары. Я часто заходила, но почти ничего не покупала. Стильный с виду магазин, а ассортимент как в Буквоеде.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Поляков

"«Республика» — сеть с идеей сделать книжные магазины модными"
А назвались бы "Re_Public", может быть и получилось бы

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Re:publica

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Сложно конкурировать с магазинами корейских приколюх

Ответить
Развернуть ветку
Ir Z

Слишком дорого. Это главное.
Всю жизнь хожу в Молодую гвардию, иногда доезжаю до Библио глобуса.
Республика при всем желании не сравнится с их ассортиментом и ценами. А всякие подарки, конфетки и встречи с авторами сейчас везде проводят, мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лазарев

Надо партнериться с детскими городами профессий - Кидзания, Кидсбург и т.п.. В идеале находиться рядом. Менять или расширять ЦА.

Почитал статью и захотелось зайти посидеть в Республику. Но у меня уже дети. Им там тоже должно быть интересно.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

А если там ещё и каток открыть - то будет креативно, модно и нестандартно.

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Ушла эпоx*й.

Ответить
Развернуть ветку
Егор

Криворот в своём посте описал обыкновенную финансовую пирамиду: поставщики закрывали глаза на задолженности (по сути, инвестируя в рост компании), не имея никаких рычагов контроля за решениями. Пока было куда расти — выручка от новых точек покрывала долги по старым. Рынок исчерпался (новых желающих покупать книжки «Республики», которые с этой точки зрения ничем не отличаются от акций МММ, стало не хватать) — и опа, те, кто последними оказались держателями долгов, прогорели и начали давить на компанию.

«После моего ухода собственник и новая команда решили оптимизировать количество объектов, завершить бурный рост. Проблема в том, что это не то, чего от нас ожидали поставщики. Им не объяснили, почему теперь, когда компания перестает расти и развиваться, им нужно поддерживать долговые обязательства в нужном объеме и даже увеличивать общий долг»

Бурный рост завершил рынок, они с дорогим московским брендом пошли в регионы как раз в те годы, когда начал последовательно и непрерывно (с 2014) падать уровень реальных доходов населения.

Свет погас, музыка затихла, пришли кредиторы.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
«В мире нет идиотов, которые меняют в финансовой отчетности убытки на прибыль. С прибыли налоги платятся»

Кого из менеджеров волнуют налоги, если от прибыли зависит их место работы и бонусы по итогам года. Налоги волнуют только владельца бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Marina Rasulova

Надеюсь, они справятся с данной ситуацией, нравились их магазины, особенно двухэтажный на Белорусской😊

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Ответ прост: дорого и глупо.

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

Думаю, что магазин выезжал за счёт интересных и странных подарков в виде всякий дичи и красивых дорогих книжек. Сейчас это место занимают другое барахло в виде NFT токенов или какой нибудь другой дичи

Ответить
Развернуть ветку
Paul Patlakh

NFT токенов? Пффф сколько человек на VC захотят порадовать себя, товарища, подругу токеном, 1%, 0,1% или 0,00001%?

Ответить
Развернуть ветку
Daria Titova

Нравилась «Республика», там всегда можно было найти клёвый подарок. И ещё была хорошая акция со сдачей старых книг в обмен на скидку на новые. Но ценник, в том числе на книги, был космический :( И со временем перестала туда ходить.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Т.е. просто наращивали долги под видом развития и расширения. Книготорговля бумажными книгами умирает. И это объективный процесс. Останутся итогом подарочные издания, детская литература для дошкольников и младшего школьного возраста, да узкоспециализированные издания. Всё остальное превратится во что угодно, только не в книжные магазины.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Сочетание концептуального места и сетевого формата - так себе идея, мне кажется.
Концепт - это штучная история. Скажем, "Подписные издания" в Питере.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Samanchiev

Потому что торговала говной и сувенирами для зумеров и прочих отбросов.

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда