{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кроссовки как инвестиция

Их носят все, но зарабатывают на них немногие.

История и вводные

- Увлечение кроссовками или «сникер культура» зародилась в восьмидесятые в черных кварталах Нью-Йорка. Молодые ребята, обожающие баскетбол и хип-хоп стали коллекционировать наиболее интересные модели кроссовок.

- В 1984 году Nike изменила рынок, подписав контракт 5 летний контракт с Майклом Джорданом. Тогда он был главной звездой НБА, а затем стал величайшим игроком в истории. Компания к концу третьего год сотрудничества планировала продать кроссовок на 3 млн долларов. В первый год продажи составили 126 млн. Масштаб личности Джордана, его исторические победы на Олимпиадах, 6 чемпионств в составе Чикаго Буллс, и, конечно, внешний вид обуви, сделали линейку Air Jordan глобальным брендом.

- Благодаря активной рекламе и влиянию поп-культуры, кроссовки переросли свою основную функцию и стали символом статуса. Их не только коллекционировали, за них даже убивали.

- На аукционе Sotheby’s модель Air Jordan 1, в которых Майкл Джордан играл в баскетбол, ушла с молотка за $560 000. Цену определяет не только то, что они реликвия спортивной истории, но и поп-культуры.

- На сегодняшний день на рынке сложилась линейка различных моделей кроссовок крупных брендов, которые считаются редкими. Купить их по розничной цене – за $100-200 очень сложно. Их можно купить у перекупщиков или так называемых «ресейлеров». Цены у них могут отличаться от двух до тысячи раз от розничных.

- Раньше перекупщики разбивали палаточные лагеря у входа в магазин, чтобы купить кроссовки раньше других. Теперь продажи ушли в онлайн, и магазины устраивают лотереи или «раффлы». Компьютер случайным образом выбирает победителей, оставивших заявки. В эру развития технологий, удаче не всегда остается место. Наиболее востребованные пары опять забирают ресейлеры, которые с помощью ботов оставляют более своевременные и частые заявки.

- В феврале 2016 году рынок ресейлинга перевернулся с ног на голову после запуска биржи по продаже кроссовок под названием StockX. Уже через год она продавала больше кроссовок, чем Ebay, а за 4 года стала «единорогом». В 2019 году в ходе очередного раунда она привлекла 110 млн долларов и получила оценку в 1 млрд долларов. Среди ее инвесторов крупные PE и VC фонды, в числе которых DST Global Юрия Мильнера, а также звезды, например, рэпер Eminem и актер Марк Уолберг. Цены на StockX регулируются по биржевому принципу спроса и предложения, поэтому наиболее редкие модели можно продать с очень хорошей прибылью.

Кроссовки - стабильный актив

Нам удалось поговорить с экс-сотрудником Nike Евгением Медведевым. Он и сам собирает редкие кроссовки - у него в шкафу больше 20 неношеных пар:

- Цена кроссовок, как и любого другого товара, определяется спросом и предложением.

- Предложение кроссовок определяется объемом, который бренды производят. Они намеренно создают дефицит или скрывают объем производства некоторых пар, чтобы создать и поддерживать самое важное - интерес у потребителей.

- Спрос потребителей определяется их восприятием, которое зависит от материальных факторов: материалов, цветов, дизайна обуви. Оно может быть существенно улучшено за счет нематериальных факторов: хайпа, культурных отсылок, коллаборации с другими брендами и дефицита. При перепродаже кроссовок именно они или «культурная значимость» оказывают наибольшее влияние на стоимость. Оценить или предугадать, какие факторы повлияли или повлияют на изменение цены практически невозможно. Поэтому отдельные пары и получают такую премию в цене.

Рассмотрим динамику цены знаковой пары - Jordan 1 Retro High Off-White Chicago.

В 2017 году ее ритейл цена составляла $190. За 5 лет она выросла в 42 раза до $8000. Цена растет стабильно с низкой волатильностью, и пара обуви выглядит как самый настоящий актив. В конце ноября 2021 года был заметен всплеск цены. Причина - смерть создателя кроссовок и очень знакового для сникер-культуры дизайнера Вирджила Абло. Он создал бренд Off-White и был креативным директором Louis Vuitton. Цинично, но печальные новости в отличие от классических акций делают кроссовки более ценными.

При этом стоит оговориться, что в последующие дни цены на данные кроссовки немного снизились, а многие другие модели, созданные дизайнером и вовсе никак не отреагировали на новости о его кончине. Вероятно, это связано с спросом и ценой на конкретную модель.

Не стоит забывать, что кроссовки имеют разные размеры, и цена от этого может сильно отличаться. Посмотрим на сделки с той же самой парой Jordan 1 Retro High Off-White Chicago:

Какие кроссовки могут быть стать инвестицией?

Стоит оговориться, что выбор «инвестиционной» пары будет достаточно субъективным, а покупка у перекупщика сократит потенциал будущей прибыли. По-нашему мнению, стоит подбирать кроссовки, которые по душе и из ограниченных серий. Например, Nike Dunk Low. Эта модель практически не продается в обычных магазинах и востребована среди коллекционеров, ресейлеров и (да) школьников. Отдельно выделить модель Nike Dunk Low Off-White Pine Green. Модель имеет интересное дизайнерское решение и сконструирована была лично Вирджилом Абло.

Цена данной модели у ресейлеров находится в диапазоне от $800-1100. Это дорого для пары кроссовок, но терпимо для лимитированной модели, созданной дизайнером, который больше ничего подобного не сделает. Данная модель была выпущена в нескольких цветах, но линейка в сером цвете вышла последней, и, возможно, может иметь хороший потенциал роста стоимости. При этом носить их нельзя, а стоит хранить в «родной» коробке в первозданном виде, если вы хотите этот потенциал сохранить.

Конечно, есть и другие известные бренды такие как Adidas, New Balance и Reebok. Эти компании тоже стараются делать коллаборации со звездами и выпускать лимитные коллекции. Больше всего в этом преуспел Adidas со своей линейкой Yeezy от Kanye West. Причем довольно интересно, что изначально Kanye сотрудничал с Nike и за 5 лет выпустил 3 разных стиля кроссовок. В 2013 они разругались из-за разногласий в денежных вопросах и с 2015 Yeezy начало сотрудничать с Adidas, что на 2020 год принесло компании 1,7 млрд долл выручки с продаж кроссовок, а доля Yeezy составила 191 млн долл. Самое интересное в этом, то что вы не сможете найти ни одну модель Yeezy совместную с Adidas даже в топ 10 самых дорогих кроссовок этой линейки. Большинство из них сделаны компанией Nike.

Nike одним из первых зашел в мир метавселенных, анонсировав в декабре 2021 покупку RTFKT Studios, компанию которая занимается дизайном и интеграцией одежды в виртуальных мирах с помощью NFT. Теперь вы сможете надеть на своего аватара в метавселенной новые лимитированные кроссовки от Nike. Пока не ясно как это скажется на реальном мире кроссовок. Возможно на коротком промежутке это может быть расценено как уход части аудитории на новый рынок, но зато в долгосрочной перспективе действительно стоящие коллекционные сникеры могут начать цениться еще больше. Тут можно вспомнить пример винильных пластинок, карточек покемонов или даже ретро авто, но это уже совсем другая история.

Другие идеи найдете на finzilla. co

Где купить редкие кроссовки?

В США:

- с наценкой у ресейлеров на бирже StockX;

- в магазинах Flight Club или Stadium Goods;

- участвовать в лотерее на сайтах производителей, например, Nike.

В России:

- с очень высокой наценкой у ресейлеров через маркетплэйс themarket (300 тыс подписчиков в VK);

- участвовать в лотерее на сайтах производителей, например, Nike.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Ilya Chakov

Успешно спекулировать при желании и удаче можно на чем угодно, но нужно понимать, что подобная тема завязана исключительно на всякого рода хайпбистах и прочих рессейлерах, а мода меняется очень быстро, и через несколько лет популярные в нынешний день кроссовки могут быть вообще никому не нужны. Поэтому это далеко не первая вещь, в которую стоит вкладываться, если вообще стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Finzilla
Автор

Мода на понты никогда не пройдет)
Странно если люди перестанут носить кроссовки или женщины откажутся от дорогих сумки (они кстати тоже дорожают). Тут скорее вопрос к объёму свободных денег у населения.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ko

да уж, больные люди. 99% людей не отличат фейк за 500р от оригинала за 20000, а тут ещё и редкость...и перед кем понтоваться?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Chakov

Перед другими рессейлерами и хайпбистами, потому что в большинстве случаев подобные модные шмотки не несут в себе какой–либо эстетической ценности

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

в некоторых случаях паль ещё и практичнее..

Ответить
Развернуть ветку
Nik S

Не дай бог еще в 💩 наступить

Ответить
Развернуть ветку
Якушев Руслан

хорошие кроссовки это как старая хорошая машина, то есть со временем дорожает

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пестерев

История циклична. Ничего нового. Гуглим "тюльпаномания".

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда