{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

В 2021 году в России было доставлено 1 570 млн заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов: как и что доставляют чаще?

Пока одни продолжают мечтать о выходе на маркетплейсы, а другие уже успешно торгуют - вокруг кипит жизнь. Механизмов от которых зависит работоспособность всего e-commerce полно, но есть один очень важный - логистика. От часов не будет смысла, если ничто не будет приводить в движение стрелки. Так и в электронной торговле: товары должны перемещаться до складов маркетплейсов, а после - до покупателей. Иначе в чем смысл?

Исследовательское агентство Data Insight уделило этому вопросу массу времени и недавно представило большой анализ рынка логистика для электронной коммерции. Мы познакомились с документом и подготовили выжимку из самых важных выводов аналитиков.

Если вы торгуете на маркетплейсах, хотите разобраться в том как ваши товары добираются до конечного потребителя и как сам покупатель хочет видеть отечественную логистику - читайте и запоминайте.

Развитие рынка логистики

Количество отправлений в разрезе нескольких лет, Data Insight, январь 2022

Начнем с того, что рынок e-commerce логистики снова вырос. Если в 2019 году по всей стране было доставлено всего 570 млн отправлений, то в 2020 это число выросло до 880 млн. В позапрошлом году рост количества отправления составил 54%. В 2021 году эта цифра рванула вверх и достигла показателей в 78%. Общее количество отправлений за прошлый год достигло значений в 1 570 млн. Посмотрите на график выше - это очень много.

При этом, аналитики отмечают, что число отправлений во второй половине года всегда выше. Так вышло и в 2021 году: 60% отправлений было доставлено за период с июля по декабрь. Интересно, это базовая тенденция или на такое положение дел все-таки влияет пандемия и вводимые ограничения?

Рост доли отправлений, Data Insight, январь 2022

На рост количества онлайн-покупателей пандемия повлияла точно. Аналитики утверждают, что еще в 2020 году почти 10 млн клиентов пришли в онлайн во время длительного карантина. В 2021 году насколько серьезных ограничений рынок не встречал, но приток покупателей в e-commerce продолжился. Логично, что выросло и число заказов в сети. За прошлый год этот показатель увеличился на 102% и достиг значений в 1 680 млн заказов.

Количество заказов, Data Insight, январь 2022

Впрочем, у роста числа заказов есть и обратная сторона. Их средняя цена продолжает падать. Только за первую половину прошлого года, средний чек всего рынка электронной коммерции снизился на 850 рублей.

Data Insight, январь 2022

С другой стороны, это объяснимо: если раньше в сети делали редкие и крупные покупки, то теперь они стали частыми и повседневными. Клиенты стали посещать маркетплейсы, словно магазины у дома. График ниже это хорошо иллюстрирует: больше половины онлайн-заказов приходится именно на такие площадки. Судя по расчетам аналитиков Data Insight, мир продолжает раскручиваться под влиянием Wildberries - на эту площадку в 2021 году приходилось больше всего заказов.

С популярностью онлайн-каналов продаж разобрались. Интересно другое: как именно российские маркетплейсы доставляют миллионы своих заказов покупателям? Да, они отправляются в пункты выдачи заказов, постаматы, либо в руки курьеров. Но если посмотреть на таблицу ниже, станет ясно, что определенные каналы доставки становятся популярнее других.

Объем рынка логистики, Почта России включена в доли логистических копаний. Оценки Ozon Rocket и Ozon Express включены в долю Ozon, Data Insight, январь 2022

Выше отчетливо видно, что для Ozon и Wildberries определяющим каналом доставки стали ПВЗ и постаматы. Так ситуация складывалась в 2020 году. Такой же она осталась в 2021 году. Несмотря на то, что масштабный рост интереса к маркетплейсам был вызван пандемией и ограничениями, стремительного роста популярности доставки "до двери" не произошло.

Вместе с тем, за последние годы, отношение к доставке изменилось. Теперь покупатели хотят получать заказы быстрее. Речь не только о курьерской доставке, ускорение - тренд, которому следует весь рынок логистики.

Аналитики подсчитали, что в первом квартале 2021 года 19% заказов отправлены доставкой, которая заявлена как срочная. При этом понятие срочной доставки трансформируется: в 2021 году под ней понималась доставка в день совершения заказа.

Распространение разных каналов доставки между магазинами разных товарных категорий

Было бы слишком просто рассуждать о том, что в 21 веке у любой торговой точки или интернет-магазина должны быть припрятаны в рукаве все возможные способы доставки. С маркетинговой точки зрения, это звучало бы очень круто. С точки зрения бизнеса и здравого смысла - не очень. Подумайте сами, зачем магазину со скоропортящимся ассортиментом широкая сеть постаматов? Или для чего аптеке возможность повсеместной курьерской доставки, если часть товаров можно продавать только внутри торговой точки?

Таких взаимосвязей можно найти десятки и лучше всего их видно на графиках ниже. Курьерской доставке "до двери" везет больше всего. Ее как канал доставки имеют почти все игроки рынка e-commerce. Это странно, потому что покупатели сотни раз намекали на то, что получить заказ в ПВЗ и постамате для них - удобнее, чем ожидать курьера в заданный период времени.

Сегодня, курьерская доставка есть у 93% интернет-магазинов разных товарных категорий. Менее всего она развита у интернет-аптек.

Доля магазинов с доставкой до двери, Data Insight, январь 2022

Доставка в пункты выдачи заказов присутствует у 90% интернет-магазинов разных товарных категорий. Менее всего она развита у продуктов питания и категории DIY. Первые - требуют особых условий хранения. Интересно, что не так со вторыми?

Доля магазинов с доставкой в ПВЗ, Data Insight, январь 2022

Доставка по почте есть у 45% интернет-магазинов разных товарных категорий. Больше всего она развита у магазинов книг и магазинов косметики, менее всего – у интернет-аптек.

Доля магазинов с доставкой до почтовых отделений, Data Insight, январь 2022

Доставка в постаматы есть у 26% интернет-магазинов разных товарных категорий. Больше всего она развита у книжных магазинов, меньше всего – у DIY и интернет-аптек.

Да, подобный способ доставки имеет ряд ограничений. Например, одновременно в постамате невозможно разместить большое количество заказов - количество ячеек ограничено. Многие заказы, которые не являются крупногабаритными, могут просто не поместится в ячейку постамата. Крупные пакеты с собачьим кормом, увесистые бутылки моторного масла и гантели - характеристики таких товаров закрывают для магазинов возможность работы с постаматами.

Доля магазинов с доставкой в постаматы, Data Insight, январь 2022

Между тем, аналитикам удалось выяснить, что существуют определенные категории товаров, которые чаще других заказывают с доставкой "до двери". Речь о категориях "Одежда, обувь и аксессуары" и "Спорттовары". В крупных городах России, курьерскую доставку для товаров этих категорий выбирали 62% и 52% покупателей. Во многом, это объясняется спецификой самих артикулов. Товары из этих категорий, либо требуют примерки, либо являются крупногабаритными.

Посмотрите на графики ниже: о каком бы регионе не шла речь, доставку "до двери" будут предпочитать покупатели одних и тех же категорий.

Доля доставки "до двери" в городах России, Data Insight, январь 2022
Доля доставки до двери в городах России, Data Insight, январь 2022

Еще одну взаимосвязь, которую постарались вычислить аналитики - зависимость скорости доставки от категории товара. Оказалось, что определенные заказы, правда, добираются до российский покупателей быстрее.

Среднее время доставки заказа до покупателя, для крупных городов России

Игрушки, одежда и спортивные товары - самые скорые категории товаров. Все они, в среднем, добираются до покупателей из России меньше, чем за 4 дня.

Время доставки в крупных городах России, Data Insight, январь 2022

Пункты выдачи заказов и постаматы - самые популярные способы доставки

Несмотря на стремительное развитие e-commerce и изменение покупательских трендов, самым популярным каналом доставки в 2021 году все равно остался самовывоз: на него пришлось 82% всех заказов. Речь идет как о доставке в пункты выдачи, так и о доставке в постаматы. В обоих случаях, клиент сам может выбрать удобное время для получения заказа и не зависеть от курьера.

Data Insight, январь 2022

Пункты выдачи заказов и постаматы не привязывают покупателей к ожиданию курьеров, позволяют им оставаться мобильными и гибкими, в том числе в вопросах формы оплаты заказов. При этом, ПВЗ остаются для клиентов более предпочтительным способом получения заказа. Уверены, что дело в возможности примерки и проверки заказов. Это подтверждают и результаты опроса аналитиков.

Основные преимущества доставки в ПВЗ и постаматы с точки зрения покупателей, Data Insight, январь 2022

К счастью, количество ПВЗ в России стремительно растет. В мае 2021 аналитики оценили количество пунктов выдачи заказов в стране в 50 тысяч точек. Собственные пункты выдачи, принадлежащие ритейлу составляют их уверенную долю.

Проблема в популяризации этого способа доставки есть: ПВЗ распределяются по стране неравномерно. Больше половины пунктов располагаются в Центральном и Приволжском федеральных округах. Проникать дальше им пока сложно.

Территориальное расположение ПВЗ, Data Insight

Отношение покупателей к доставке

Отдельное внимание аналитики уделили именно покупателям и их отношению к рынку логистики. Оказалось, что с 2019 года клиенты стали реже обращать внимание на стоимость доставки. В современных приоритетах - скорость логистики.

Опрос клиентов интернет-магазинов, декабрь 2021, по данным Data Insight

С другой стороны, говорить о том, что стоимость доставки не имеет значения покупатели не стали - это было бы лукавство. Во время очередного опроса исследователей, они четко обозначили границы в которые должны умещаться предложения рынка логистики.

Например, сразу 70% опрошенных посчитали, что доставка до ПВЗ должна быть бесплатной или не дороже 150 рублей. При этом, на бесплатную курьерскую доставку рассчитывает только 23%. Нагляднее пожелания покупателей представлены на графике ниже. Все эти строки и проценты - ответы на вопрос "Какую стоимость доставки до дома/ПВЗ или постама вы считаете приемлемой для вас?».

Опрос клиентов интернет-магазинов, декабрь 2021, по данным Data Insight

Можно сколь угодно долго объяснять покупателям из чего складывается стоимость логистики, но все будет зря. Во-первых, какое они имеют к этому отношение. Во-вторых, они уже платят за товары и поэтому меньше всего готовы дополнительно вкладываться в доставку. Поэтому увеличивая стоимость доставки, не забывайте о том, что это может просто обрушить ваши продажи. Больше 75% опрошенных заявили, что готовы отказаться от заказа, если доставка откажется слишком дорогой.

Опрос клиентов интернет-магазинов, декабрь 2021, по данным Data Insight

Однако, клиенты продолжают оформлять заказы и тратить деньги на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Это значит, что стоимость доставки их пока устраивает. Что касается скорости, то ее покупатели оценили по просьбе экспертов Data Insight. Они заметили, что в 2021 году незначительно снизилось число ответов «Очень доволен (-на)», хотя общие настроения клиентов остались на высоте.

Удовлетворенность покупателей сроками доставки маркетплейсов, по данным Data Insight

Покупатели, в целом, стали спокойнее относится к получаемым им услугам. Почему настроения на рынке меняются таким образом, сказать сложно. Возможно, они стали пользоваться услугами e-commerce и доставки слишком чаще, чем раньше и сформировали более устойчивые представления об этом рынке.

Опрос клиентов интернет-магазинов, декабрь 2021, по данным Data Insight

А какие впечатления складываются у вас от современного рынка доставки? Оказавшись в роли продавца, вы все-таки обращаете внимание на собственную выгоду или пожелания покупателей? Готовы ли вы компенсировать затраты на доставку, чтобы конечный клиент платил за логистику как можно меньше? А может, нет ничего проще, чем закладывать стоимость доставки в цену товара?

0
2 комментария
Иван Гладышко

Спасибо за обзор. В целом с данными в статье согласен.

Мне в этих историях с доставкой больше всего не нравится политика маркетплейсов с бесплатной доставкой.
Это слишком сильно балует покупателей и выставляет другие интернет магазины в невыгодном положении, когда за доставку берут деньги.

Маркетплейсам пофиг, они доставку отрабатывают в минус. И в целом из-за "бесплатной" логистики весь заказ у них может идти в большой минус. Но им главное аудиторию наращивать.

А мне, как представителю небольшого интернет-магазина, нет возможности за свой счет делать бесплатные доставки. Но покупателям это бывает очень сложно объяснить...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Неходов

Маркетплейсы не отрабатывают доставку в минус, они снимают стоимость с покупателя, при продаже товара

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда