Торговля
Maxim Nikitin
547

Сравниваем прямую и обратную франшизу: что лучше?

В последние годы активно набирает обороты обратный франчайзинг. Большое число компаний останавливаются именно на нем, если хотят расширяться в регионы и тратить при этом минимум средств. Репутация бренда при этом сохраняется, а обратная франшиза выступает выгодной обеим сторонам: и головной фирме, и тем, кто работает с ней в других городах. Мы попросили экспертов рынка подробнее рассказать об основных отличиях, а также о плюсах и минусах обоих способов ведения бизнеса.

В закладки

Что характерно для обратной франшизы в отличие от прямой?

Прямая франшиза есть не что иное, как приобретение у франчайзера «пакета» и клонирование основного бизнеса. «Если говорить об обратной франшизе, то дело обстоит немного иначе: франчайзер располагает продукцией, планом запуска бизнеса в других городах, но не имеет должного объема финансов для расширения. Вот почему он находится в зависимости от инвестора. В данном случае последний должен как вкладывать деньги, так и открывать предприятие, подбирать директора и помещение для аренды, заключать договора и так далее. В свою очередь, продавец франшизы обладает «командой запуска»: людьми, которые отправляются к франчайзи, нанимают сотрудников на месте и обучают их, а потом и проверяют их деятельность. Без такой команды нельзя обойтись при обратной схеме франчайзинга,» - отмечает Вадим Усков, генеральный директор юридической компании «Усков и партнёры».

«Задача обратного франчайзи сводится к тому, чтобы иметь финансы и единственного управленца. Тогда как франчайзер является обладателем товарного знака и производит контроль, как уже упоминалось ранее, этим занимается специально обученная группа лиц. В России на данный момент не слишком много компаний, сотрудничающих по обратной франшизе, в десятки раз меньше, нежели по классической прямой схеме. Все потому, что для обладателя бренда обратный франчайзинг из-за активного участия в жизни компании в регионах становится более энергозатратным мероприятием. При этом для франчайзи, который приобретает франшизу, обратная схема предстает куда легче традиционной, из чего следует, что это надежный способ инвестировать деньги с минимальным риском. Франчайзи находится в данном случае в полной безопасности, это и есть главный плюс такого варианта,» - рассказывает Евгений Добринин, коммерческий директор АО "Навиком", официального российского дистрибутора GARMIN — разработчика «умных» носимых гаджетов.

Детальнее об обратной франшизе

По завершению зафиксированного в договоре временного периода обладатель бренда платит тому, кто купил франшизу, процент от полученной прибыли. Выходит, что при инвестиции достаточно малой суммы можно начать собственное дело и не выплачивать паушальный взнос и роялти. А руководить бизнесом станет профессиональная команда, вот почему рассматриваемая схема хороша даже для новичков в сфере предпринимательства. Но, несмотря на это, стоит просчитать вероятные риски, провести анализ целевой аудитории продукции и ее соответствие тому населенному пункту, где планируется открыть филиал.

Сотрудничество по схеме обратного франчайзинга предполагает участие в сделках коммерческого банка в роли посредника. Следовательно, доходы от бизнеса хранятся на открытых финансовых счетах, обладатель франшизы подсчитывает свое вознаграждение и себестоимость продукции. Ему достается разница между ними, но не стоит забывать откладывать с этой суммы на ведение предпринимательской деятельности. Доход при обратной франшизе не слишком велик, но он стабилен, конкурентов бояться не стоит, а раскруткой вам заниматься не понадобится. На выходе чистая прибыль может составлять до трети заработка, что достаточно много при столь безопасной схеме.

Контроль за франчайзи осуществляется посредством специальной программы, которая следит за работой, поставками продукции и доходами. В ходе этого франчайзер, если требуется, вмешивается в процесс и направляет его в нужное русло для более эффективного результата.

Ведущие франшизы предлагают также и промежуточный вариант между прямым и обратным франчайзингом: «Таким решением является для наших партнеров аренда управляющего для магазина, - эта услуга аналогична вышеупомянутой команде профессионалов. Разница в том, что франчайзер заказывает управляющего и оплачивает услуги постановки бизнеса без деления прибыли, как в обратной франшизе.Кредит на оплату товара мы предоставляем 30 дней. Разница в том, что франчайзер заказывает управляющего и оплачивает услуги постановки бизнеса без деления прибыли, как в обратной франшизе,» - объясняет Евгений Добринин, рассказывая о франшизе GARMIN. «Так же мы снижаем риски франчайзера за счет предоставления кредитов на продукцию и возможности возврата товара. Кредит предоставляется на 30 дней», - уточняет он.

Достоинства обратной франшизы

Перечислим самые значимые преимущества рассматриваемого метода сотрудничества.

  • Средства вкладываются на условиях контроля предпринимательства со стороны франчайзера.
  • Франчайзи инвестирует в развитие организации, но управление финансами лежит не на его плечах, этим занимается головная фирма.
  • Франчайзер предоставляет помощь по раскрутке бизнеса на условиях, которые обговариваются индивидуально.
  • Франчайзи получает процент с осуществленных продаж.
  • Риски и вложения сведены к минимуму, если сравнить с обычной франшизой и приобретением ценных бумаг.
  • Можно обойти ошибки, часто допускаемые начинающими предпринимателями, и получить поддержку в открытии филиала, приобретении товара и контроле прибыли.

Кратко обратная франшиза представляет собой следующую схему. «Владелец бренда получает вознаграждение за оказываемую помощь, но иные доходы остаются франчайзи. Такое сотрудничество и инвестиции безопасны для обеих сторон и несут в себе прибыль, тогда как от покупателя франшизы не требуется активно участвовать в ведении предпринимательской деятельности и даже знать ее основы,» - комментирует Евгений Добринин.

Минусы обратной франшизы по сравнению с прямой

Безусловно, у обратного франчайзинга присутствуют и несколько минусов по сравнению с классической франшизой. В их числе отсутствие возможности держать под контролем ассортимент, принимать значимые решения и оказывать воздействие на свою прибыль. «Также не стоит забывать о риске банкротства дочерней организации и риске расторжения договора с владельцем головной компании. Однако, учитывая все это, в роли канала для вложения денег именно обратный франчайзинг успел отлично зарекомендовать себя. Его можно посоветовать всем, кто находится в поиске методов стабильного дохода без существенных усилий. В особенности распространена обратная франшиза в торговле одеждой, обувью, аксессуарами, продуктами, а также техникой и мебелью. Что касается сферы услуг, то такой способ сотрудничества выбирают для себя интернет-сервисы, кафе, рестораны и мобильные операторы,» - отмечает Вадим Усков.

Итак, прямая франшиза открывает большую свободу в ведении бизнеса, при этом риски также более существенные. По сравнению с ней обратная франшиза нуждается в минимальном вмешательстве и потому идеальна даже для начинающих предпринимателей, у нее практически отсутствуют риски как у варианта вложения средств. Выбирая один из двух описанных видов франшизы, важно оценить все преимущества и недостатки каждого из них, взвесить индивидуальные возможности и опыт в качестве бизнесмена.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Nikitin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 1, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 60863, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 12 Mar 2019 11:01:59 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 60863, "author_id": 200085, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/60863\/get","add":"\/comments\/60863\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/60863"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
4 комментария
Популярные
По порядку
1

А можете привести пример, как это выглядит?
Потому что я, хоть и пытался понять, но не сумел, уж простите.
—-
Вот, например, одна моя родственница собирается начать производить и продавать набор из трех косметических средств, в каждом из которых у нее есть маленькое ноу-хау. И она уже получила первые восторженные отзывы.
Подходит ли ей схема обратной франшизы? И как это всё может выглядеть?

Ответить
0

Добрый день, Ярослав!
Не до конца понятен вопрос: Ваша родственница хочет создать франшизу или купить франшизу?

Ответить
0

Ничего она не хочет пока))
Я старательно прочитал вашу статью, но все равно не понял, что это такое "обратная франшиза"
И прошу вас на примере с моей родственницей (для наглядности) объяснить.
—--
Ведь не только я один не понял, наверняка, и другие могут не понять.
А это, видимо, одна из ваших услуг.

Ответить
1

Добрый день, Ярослав! Спасибо за комментарий. В скором времени планируем написать отдельный материал на эту тему, в котором более подробно расскажем об обратной франшизе.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }