Как продавать в России в 2023 году

Смотрим на поведение потребителей и решаем, как лучше с ними работать.

Мы — команда Ресурса: много работаем с аналитикой и данными. Изучили несколько свежих исследований о потребительском поведении и делимся с вами результатами.
В этой статье разберём исследование OMD OM GROUP: полную версию этого и других аналитических отчётов ищите на RE:source

Люди начали обретать оптимизм после прошлого года. 2022 запомнился постоянными потрясениями, неопределенностью и резким снижением доходов и накоплений. Сейчас ситуация в головах людей стабилизировалась, кому-то удалось поправить свое положение. Это повлияло на потребление, сейчас расскажем, какие тенденции наметились на рынках.

Оптимизм впервые за год

Источник: исследование OMD
Источник: исследование OMD

Как видно из графика, люди оценивают экономическое положение России значительно выше, чем общую ситуацию. Да, оба показателя поползли вверх, но разница все равно существенная.

Тем не менее, самым ярким фактом является резкий рост оценки экономического положения в 2023 году. Чем выше люди оценивают экономику, тем больше они готовы тратить. Это важный фактор, который точно нужно иметь в виду при формировании планов и стратегий продаж.

Повысился и оптимизм относительно доходов. В марте 2022 года 50% людей ожидали, что денег у них станет меньше. Сейчас таких вдвое меньше. Более того, впервые за год пессимистов стало чуть меньше, чем оптимистов — их 30%.

Количество сбережений также немного восстановилось с сентября 2022. Тогда сбережения имели 40% опрошенных, сейчас — 44%. Но ⅔ людей все равно планируют залезать в копилку, и вот с какими целями:

Источник: исследование OMD
Источник: исследование OMD

Что еще стоит отметить:

— доходы падают, но удовлетворенность финансовым положением бьет рекорды: видимо, люди ожидали худшего;

— в магазины люди все еще ходят чаще, чем покупают в Интернете;

— гипермаркеты на спаде, а минимаркеты продолжают расти.

Реклама нужна как никогда

Единственный сильный локальный бренд, который удалось выстроить за год — «Вкусно — и точка».

Когда нет сильных брендов, собственные торговые марки — лучшее решение. Покупатель доверяет магазину → Покупатель доверяет марке этого магазина, а не незнакомым названиям.

У СТМ растут и доля, и динамика продаж.

В целом, потребители растеряны из-за ухода знаменитых брендов. Здесь их должна выручать реклама: делать так, что бренд уже будет на слуху и помогать сэкономить.

Источник: исследование OMD
Источник: исследование OMD

Люди заметили, что рекламы стало меньше, это их беспокоит. Это опять же приводит к растерянности: 20% людей не знают, какой товар выбрать и скучают по рекламам любимых сильных брендов.

Это наиболее молодые и обеспеченные люди: 68% из них моложе 35 и 63% — довольны своими финансами.

Локальные товары — тренд

Источник: исследование OMD
Источник: исследование OMD

Потребитель выберет российский товар в любой FMCG категории кроме красоты, но и там — почти равенство.

В регионах люди вообще предпочитают товары локального производства. Только в Москве ситуация отличается: в столице есть товары из любых регионов.

При этом никаких предубеждений насчет импорта нет. Покупатели доверяют иностранным товарам: если российская марка работает по западным технологиям, то будут доверять еще больше.

Социальные сети не утратили популярность

VK, Телеграм и Youtube заменили ушедшие соцсети. В VK проводят большую часть времени люди постарше, а в Телеграме — побогаче.

Телеграм вообще растет не по дням. Mediascope посчитал, что в нем стали проводить в 3 раза больше времени в день.

Что касается просмотра контента, то здесь мало, что меняется: его чаще смотрят на бесплатных площадках, а от подписок легко отказываются ради экономии. И только москвичи грустят из-за ухода Netflix и Megogo.

Выводы

  • Люди постепенно возвращаются к тратам, не упустите момент.
  • Самое время производить рекламу — без нее потребителю тяжело решить, что покупать и кому доверять.
  • Если у вашего бренда западное происхождение или технологии — не скрывайте это, но делайте акцент на отечественном производстве.
  • Ваша аудитория — везде. Интернет никуда не денется из жизни людей, несмотря на все блокировки.

Больше разборов исследований ищите в телеграм-канале Ресурса.

627627 показов
356356 открытий
Начать дискуссию