Почему приложение в Telegram сегодня выгоднее бизнесу, чем приложение в AppStore и GooglePlay?

К написаю этой заметки меня подтолкнула сегодняшняя непростая ситуация с публикацией приложений в AppStore и GooglePlay. Меня зовут Артем Полторанин, я главный архитектор продуктов компании ReadyScript и по совместительству её руководитель.
В этом материале, я с учетом нашего длительного опыта, постараюсь рассказать, какие преимущества дает бизнесу приложение в Telegram по сравнению с классическими мобильными приложениями и почему в условиях экономии бюджета лучше начинать именно с приложения в Telegram.

Почему приложение в Telegram сегодня выгоднее бизнесу, чем приложение в AppStore и GooglePlay?

За 7 последних лет мы опубликовали десятки мобильных приложений в рамках нашего SaaS-сервиса ReadyScript Mobile, а недавно выпустили наш первый webApp продукт – Магазин в Telegram и появилось устойчивое ощущение, что процесс разработки/публикации/поддержки для Telegram – это какое-то невероятное чудо, по сравнению с AppStore и GooglePlay.

Аудитория

Почему вообще такое сравнение стало возможно? Все потому, что Telegram, в котором теперь есть поддержка WebApp, есть уже практически у всех. Можно грубо сказать, что число пользователей приложений AppStore или GooglePlay в России равно числу пользователей приложения Telegram.

Telegram стал фактически второй операционной системой мобильного устройства. В нем также можно искать и запускать полнофункциональные приложения. При желании, вы сможете достучаться до тех же самых пользователей через приложение в Telegram, что и через классические приложения из AppStore и GooglePlay и предоставить им тот же уровень сервиса.

Различия платформ

Речь в данной статье пойдет преимущественно о «гибридных» бизнес-приложениях, которые предполагают быструю кроссплатформенную сборку как под веб, так и под мобильные платформы (например, с помощью Ionic framework). На таких технологиях уже давно работают многие современные сервисы от интернет-магазинов до банков.

Если при использовании кроссплатформенных технологий, время разработки самого приложения под любую платформу примерно одинаково, то время и расходы на публикацию и дальнейшую поддержку приложений абсолютно разные.

Вот краткая сводная таблица причин, из-за которых это время и расходы разнятся.

Почему приложение в Telegram сегодня выгоднее бизнесу, чем приложение в AppStore и GooglePlay?

Таблица выше наглядно показывает, что разработка под AppStore и GooglePlay содержит большее количество требований и рисков и соответственно более трудозатратна, давайте разберем каждый пункт более детально.

Сложности с AppStore

Начать хочется с регистрации аккаунтов. В далеком 2018 году, Apple решила бороться с компаниями, которые массово публикуют схожие приложения для клиентов от своего одного аккаунта, добавив в свод правил по модерации приложений пункт 4.3 Design - Spam. (Под термином «дизайн» тут имеется ввиду – архитектура, замысел, а не просто визуальное исполнение)

Ссылаясь на данный пункт, Apple больше не позволяла публиковать от одного аккаунта, например, два приложения для разных интернет-магазинов, второе приложение просто отклонялось на модерации.

Нам повезло, что к этому времени мы еще только начинали наши продажи и сразу поняли, что каждому клиенту теперь понадобится свой аккаунт разработчика за 99$/год. И в принципе с этим не было проблем, пока в 2022 году Visa и Mastercard не перестали работать для зарубежных оплат.

В плоть до середины 2023 года у наших клиентов еще удавалось оплачивать свои новые аккаунты с помощью Грузинских, Турецких, Казахских карт через сайт AppleDeveloper. Но с недавнего времени деньги почему-то не списываются и в обещанные 2 и даже 20 business days обработка не происходит. Опытные разработчики скажут, нужно просто написать в поддержку EuroDev Apple, отправить им скан загран-паспорта и после этого все пройдет. Да, это действительно работало раньше, но с сентября 2023 лично у нас уже так не получается.

Отправляем все документы по запросу поддержки, пытаемся оплатить, приходит письмо о подтверждении заказа (Order Acknowledgement), но деньги не списываются, поддержка потом отвечает – мы не видим вашего платежа, ничем помочь не можем. Мы в курсе про систему AVS (Address Verification Service) у многих банков, из-за которого могут не списываться деньги при расхождении платежного адреса, указанного в форме Apple и адреса, возвращаемого банком, поэтому всегда указывали реальный адрес владельца карты, с которой оплачивали, но толку не было. Важно отметить, что пробовали оплачивать с тех же карт, с которых еще несколько месяцев до этого мы успешно оплатили 4 новых аккаунта.

Если оплата чужими зарубежными картами больше не работает, то начали пробовать официально рекомендуемый способ Apple – через приложение Apple Developer и оплату со счета МТС или Билайн, но и здесь мы столкнулись с еще более странной ситуацией, с которой не знают что делать даже в Apple.

Речь идет ошибке «Unable to continue. Contact support», которая возникает при нажатии на кнопку «Оплатить». Эта ошибка появляется как на Mac, так и на iPhone через который мы пробовали регистрировать аккаунт для недавнего клиента.

Месяцы переписки и звонков по телефону, предоставления всех запрашиваемых сведений в поддержку Apple, приводят сначала к заверительным сообщениям, что команда Apple ищет решение, а потом кончается все одним заключительным письмом «К сожалению, по некоторым причинам мы не можем продолжить регистрацию вашего аккаунта». Прямо вот так, без какой-либо конкретики или рекомендаций.

Единственно, что нам удалось найти на форумах в интернете, что у некоторых людей получалось все же оплатить через приложение AppleDeveloper, перебирая различные Apple устройства. Уж не знаю, баг ли это или фича, но не исключено, что Apple хочет, чтобы с одного устройства была только одна регистрация. Очевидно, что на каждого клиента мы не сможем купить по отдельному iPhone, поэтому теперь просим регистрировать клиентов аккаунты разработчиков со своих устройств Apple.

Если кто-то из читателей познал логику Apple и имеет понятный алгоритм по оплате новых аккаунтов Apple для своих клиентов, будем очень благодарны за информацию, так как мы по-прежнему очень хотим помогать клиентам регистрировать аккаунты.

Мини сложности с GooglePlay

В отличии от Apple, Google не оставил ни одного «официального» способа оплаты аккаунта разработчика, но зато без проблем пока принимает оплаты с тех же Грузинских, Казахских, Турецких карт. Достаточно привязать карту, оплатить, отвязать карту и так можно создавать сколько угодно аккаунтов.

Валидация аккаунта происходит по российскому паспорту, каких-то еще проблем с регистрацией, кроме оплаты мы не заметили.

Модерация

И у Apple и у Google есть обязательная формальная модерация перед публикацией любой новой версии. Не важно – добавили ли новые фичи или просто исправили незначительный баг, каждый раз с нуля будет инициироваться новая проверка по всему GuideLine.

И что самое неприятное, что вы можете пройти все проверки и опубликовать приложение, а потом, когда вы будете публиковать срочнейший багфикс, модератор вдруг обнаружит, например, на его взгляд какую-то нерабочую функцию (сошлется на п. 2.1 App Completeness) и не отвяжется от вас, пока вы либо не почините, либо не объясните, что эта фича должна работать не так, как подумал модератор.

В это время разработчик, владелец приложения, пользователи приложения – будут переживать бурю эмоций в ожидании срочного обновления, пока неспешный модератор (обычно 1-2 дня у Apple нужно на одно review или один ответ модератора) не одобрит ваш новый релиз.

Важно сказать, что обязательная премодерация приложений – это ни в коем случае не гарантия, что приложение для пользователя будет поступать в красивом, удобном и всегда рабочем виде, как, наверное, кому-то может показаться. Глубоко, модераторы не вникают в суть приложения, проверка именно формальная, по чек-листам и больше связана контролем соблюдения норм и требований законодательства и внутренних бизнес-требований корпорации.

Внезапное исчезновение приложений

Иногда приложения могут исчезнуть по вполне понятным причинам, например, забыли продлить аккаунт разработчика Apple, пропустили уведомления и т.д. Тут все понятно - продлеваете аккаунт и приложения вновь появляются в поиске в течение пары часов.

Но иногда мы сталкивались и с внезапным удалением аккаунта и приложения у одного из наших клиентов в GooglePlay. В одно обычное утро мы получаем сообщение от клиента «Наше приложение куда-то пропало, посмотрите пожалуйста». Заходим в GooglePlay и видим «Аккаунт разработчика удален», причина – нарушение правил Google(без конкретики) и кнопка подать апелляцию. Естественно, нажимаем на нее, пишем удивленное сообщение «За что? Мы готовы внести любые правки, просто подскажите что не так?», проходит 14 дней, аккаунт просто включается и мы видим такое сообщение: “Мы приняли вашу апелляцию и восстановили аккаунт”.

Что это было мы до сих пор не понимаем, но зафиксировали факт, что в Google приложения могут просто внезапно исчезать, а через пару недель (если подать апелляцию) возможно даже появляться обратно без каких-либо проблем.

В Apple с внезапным исчезновением приложений и аккаунтов мы пока не сталкивались, подсанкционных клиентов у нас нет, но в Review GuideLines есть пункт, что если Apple заподозрит вас в каком-либо обмане или копировании чужого приложения, то приложения будут удалены, а аккаунт разработчика аннулирован, поэтому риски ошибок и недобросовестной конкуренции все равно присутствуют.

Время ответа тех.поддержки

При работе с Apple общение с поддержкой необходимо при возникновении проблем при регистрации аккаунта или при возникновении вопросов во время модерации новых сборок приложений. Русскоязычной поддержки по вопросам, связанным с аккаунтами разработчиков в настоящее время – нет. Время одного ответа европейского подразделения Apple в декабре 2023 года составляло 3-4 дня, т.е. диалог из 3х ответов Apple – это примерно 12 дней.

С Google ситуация не лучше, первичная проверка документов проходит 3-5 дней, еще столько же требуется на модерацию новых версий сборок приложений. С поддержкой GooglePlay мы общались только в рамках разблокировки заблокированного аккаунта, тогда ответ на апелляцию нам поступил через 14 дней.

Постоянная необходимость обновлять приложение

Все разработчики знают, что для Apple или Google нельзя написать приложение и просто пользоваться им, продлевая аккаунты разработчика. Любое приложение периодически требует каких-то мелких исправлений или изменений бизнес-логики, но просто внести их через пару лет после первой публикации и выпустить обновление не получится.

Из-за того, что постоянно выходят новые версии Android и iOS, какие-то версии становятся неподдерживаемыми, а значит и потенциально уязвимыми, разработчики обязаны периодически повышать минимальную версию Android SDK и Apple platform SDK (включено в XCode), на которых производится сборка приложений, иначе сборки просто не загружаются в AppStore Connect и GooglePlay Console.

Это не совсем простая операция и часто требуется обновлять все зависимости приложения, где-то переписывать что-то, а потом тестировать заново все приложение! Это запросто может отнять дополнительную незапланированную неделю времени.

А теперь про платформу Telegram WebApp

Все проблемы, которые описаны выше, полностью отсутствуют при создании приложения в Telegram.

Достаточно опубликовать на каком-либо хосте ваше Web-приложение, создать и настроить бота и все готово. Дальше пишете код и тестируете все локально, периодически выгружаете изменения на продакшн.

Все изменения мгновенно отображаются у клиентов, нет никакой модерации, никаких платных аккаунтов, никакой тех.поддержки Telegram и необходимости общаться с ней, никаких внезапных удалений или требований к приложениям (Guideline), нет переживаний, что какой-то модератор вдруг задержит ваш срочнейший баг-фикс.

И это все при том, что к приложению имеют полный доступ все пользователи Android и iOS устройств, приложение также удобно рекламируется через QR-код или ссылку, а благодаря современным фреймворкам, приложение может запросто иметь механики и визуальную часть классических нативных мобильных приложений, не налагая на пользовательский опыт никаких ограничений.

Для сравнения, вот пример наших demo eCommerce приложений на различных платформах:

Особенности приложений в Telegram

Приложение в Telegram – это приложение в веб-браузере соответствующей платформы (На Windows – edge, на iOS – safari, на Android – chrome, и т.д.), где доступ к нативным функциям устройства пока еще разный в зависимости от устройства и он не полный. Вот как выглядит таблица доступа к различным API устройства из браузера Telegram на iOS (получена с помощью whatwebcando.today).

Почему приложение в Telegram сегодня выгоднее бизнесу, чем приложение в AppStore и GooglePlay?

Но если вдруг вашему приложению не нужно использование Bluetooth, NFC, вибромотора, статуса батареи и других узко применяемых функций, то ограничения будут незаметными.

Заключение

Стоимость владения WebApp приложением в Telegram – является более низкой по сравнению с классическими мобильными приложениями, а значит и более выгодной. При этом сами приложения со стороны пользователей могут быть неотличимы по удобству и скорости работы.

Важно отметить, что речь идет именно о веб-приложениях, созданных на современных реактивных технологиях, которые связаны с бэкендом по API. В таких приложениях скорость уже давно более, чем приемлемая.

Несмотря на все описанные выше сложности, мы по-прежнему предлагаем всем желающим создавать собственное мобильное приложение для своего бренда и вместе с нашим опытом преодолеть все препятствия, если на это есть бюджет.

Напомню, что для этого у нас есть собственный сервис ReadyScript Mobile, который предлагает владеть мобильным приложением по модели подписки. Думаю, что после описания выше всех нюансов сопровождения классических приложений ни у кого не возникает вопросов, почему мобильные приложения мы продаем именно по подписке, распределяя огромную стоимость развития и поддержки на всех наших клиентов.

Ну а для тех, кто не любит подписки, мы можем предложить магазин в Telegram, причем точно такой же, как и наше мобильное приложение.

1.2K1.2K показов
204204 открытия
1 комментарий

Да понятны плюсы и удобство, но трафик из магазинов приложений на основе ASO оптимизации даёт органический прирост клиентов этих приложений, а вот поисковые системы телеграма такой возможности скорее всего не приносят. Поэтому только платная реклама. Никто органики в телеграме не навалит

Ответить