Новый утильсбор 2025: налог на будущее и фильтр для миллионов
С 1 декабря 2025 года российский рынок автомобилей кардинально меняется. Вместо привычного утильсбора — невидимого для большинства горожан — пришел суровый «экономический фильтр»: ставка в сотни тысяч, а порой и миллионы рублей, которые стали реальностью для любого массового электромобиля, семейного кроссовера, недорогой городской машины.
Почему выросли ставки
В итоговой редакции нормативов (Постановление Правительства РФ №1621 от 17.10.2025 и сопутствующие пояснения Минфина, ФТС и Минпромторга) утильсбор представлен как мера по “обеспечению экологической безопасности и равенства налогообложения”. Но в действительности, если проследить обсуждение реформы по ленте официальных комментариев, становится очевидно: ставки утильсбора — это прикрытие для экономических задач государства. Бюджет требует новых поступлений, а платежный баланс просит сокращать экспорт капиталов через импорт автомобилей. Все остальное — красивая оболочка, под которую подогнали методику.
Кто попал под удар
Льготная ставка — 3 400 рублей для новых электромобилей (до 80 л.с. долговременной мощности) — в реальности применяется для единичных машин и базовых версий. Для большинства автомобилей среднего класса, бюджетного сегмента, новых электромобилей, обычных хэтчбеков и кроссоверов (BYD Dolphin, ORA, JAC, Mazda, BAIC и др.) — теперь действует ставка от 667 400 до 3 040 000 рублей. Причина проста — трудности с сертификацией, реальные параметры электромоторов, «бумажная» долговременная мощность.
Вот где логика расчёта ведет к социальному перекосу. Покупатель компактного BYD Dolphin, который как по духу, так и по назначению (дешевизна, простота, городская практичность) — прямой наследник Лады Калины, Лады Гранты, оказывается в той же налоговой категории, что и обладатель Tesla Model 3 Performance или спортивного BMW серии 5. Утильсбор для “Калины на батарейках” — сотни тысяч рублей или даже выше.
Пример: BYD Seagull — новый "народный" автомобиль
- BYD Seagull, хэтчбек, сопоставим по цене и функционалу с российской Ладой Грантой (1.2–1.5 млн руб. против 1.1–1.5 млн у бюджетной бензинки).
- Мощность длительного режима: 48–85 л.с. в зависимости от версии.
- Утильсбор: для базовой — 3 400 руб.; для модели на длинном ходу — уже 667 400 рублей.
- Проблема: малейшее изменение комплектации или ошибка сертификации переводит машину в разряд “элитной роскоши” — хотя она реально городская, семейная, рабочая, как тысячи бюджетных автомобилей в стране.
Обычные автомобили под элитными ставками
Тот же принцип касается других популярных моделей: ORA 03, Mazda EZ-60, Changan Eado EV, JAC E40X, BAIC EU5 Plus, MG4, Leapmotor C10 — все они рассчитаны на массового клиента, по функциям не превосходят традиционные “бюджетники”. Но по долговременной мощности и бумажным процедурам вдруг оказываются в зоне минимум 667 400, а иногда — 1 540 000 рублей. Для многих это больше стоимости самой машины.
В то же время для владельцев действительно дорогих, премиальных автомобилей действие утильсбора уже теряет свою дифференцирующую силу. Порог в 3 040 000 рублей одинаков как для Tesla Model 3 за 3 миллиона, так и для Lotus Evija, Lucid Sapphire, YangWang U9, Rimac Nevera, стоящих 20-30-40 миллионов и входящих в ТОП‑100 машин мира по мощности и цене.
Разберем подробнее новые ставки утильсбора в зависимости от мощности и как это отразится на конечной цене конкретных автомобилей
Новые ставки утильсбора
Эти значения закреплены в приложении №5 к постановлению правительства №1621 от 17 октября 2025 года.
Я провел большую работу, чтобы собрать в одном месте показатели долговременной мощности для популярных в России электромобилей и показать насколько дороже теперь будет привезти ее в Россию, результаты - в таблице ниже
Таблица — Автомобили среднего и бюджетного класса
В чем парадокс топовой категории
Уникальность российского подхода — полная потеря дифференциации на мощных уровнях. В чем разница для регулятора между Tesla Model 3 Performance за 3 млн руб. и Lotus Evija за 25–30 млн? Никакой: оба автомобиля облагаются одинаковым утильсбором, хотя первый — массовый, второй — единичный экземпляр для коллекционеров.
А вот для сравнения электрические гиперкары, которые действительно продаются штучными экземплярами, стоят в разы и десятки раз больше и в гораздо большей степени являются показателем роскоши. Обратите внимание, что показатели мощности у них буквально улетают в небеса, превышая показатели даже таких быстрых (в привычном нам понимании) авто как Тесла в 3, 5, 8 раз. Такие авто действительно менее экологичны (хотя и в меньшей степени, чем эксклюзивны) и их, возможно, имело бы смысл обложить дополнительным налогом. Хотя, если сохранять тренд на здравый смысл, то это всё же должен был быть налог на роскошь, а не утилизационный сбор. Он в данном случае просто неуместен, т.к. такие авто занимают места в гаражах коллекционеров и передаются из поколения в поколения — либо напрямую, либо через аукционы. Помню, самый известный производитель люксовых автомобилей — Роллс-Ройс — даже использовал этот факт в своих маркетинговых коммуникациях: мол, 75% выпущенных ими за всё время автомобилей (а это, на секундочку, более 100 лет) всё ещё ездят по дорогам.
Таблица — Электрические гиперкары (>700 л.с.), ставки утильсбора
Непрозрачность и коррупционные риски
Ставка утилизационного сбора теперь определяется по долговременной мощности, причем способ замеров фактически не регламентирован и отличается в лабораториях РФ, Европы и Китая. Для одного и того же электрокара в разных регионах результат может различаться на 15–40%, а от этого значения зависит отсутствие льготы или миллионный сбор:
- Минпромторг: “Методика полностью соответствует техническому регламенту и учитывает все нюансы конструкции” (пресс-релиз, октябрь 2025)
- ФТС: “Бумажная мощность может определяться лабораторно, либо по данным производителя, либо расчетом.” (разъяснения на портале ФТС)
- Рыночные игроки: “Если лаборатория не найдет оригинальных данных, она использует коэффициенты пересчета, которых никто не контролирует.” (форум Drom.ru, ноябрь 2025)
- Автодилер: “Разница между лабораториями 10–20 л.с., а это сотни тысяч рублей или утильсбор в 3 млн вместо 667 тысяч.” (цитата из профильной группы Telegram)
Последствия и международный контекст
- Такая система целиком отдает рынок под серые схемы и создает дополнительное поле для коррупции: лаборатории, заявки, альтернативные "экспертизы" и торговлю сертификатами — уже реальная практика.
- В ЕС, Китае, США ставка утилизационного сбора, если она вообще есть, составляет от $10 до $120, расчеты стандартны, параметры известны заранее, методика открыта для проверок.
- Нет массового отбора по мощности, выплаты и параметры опираются на массу, экологический класс, цену, или вообще выплачиваются производителем при обратной логистике.
Непродуманные последствия: что ждет рынок
Первый и главный эффект: массовое подорожание автомобилей и выпадение из продаж целых сегментов. Уже сейчас дилеры фиксируют падение продаж электрокаров на 28% по сравнению с прошлым годом — и это до скачка в ставках. С введением нового расчета исчезают с рынка не только “лишние” премиумы, но и самые рациональные городские машины. Импорт в Россию большинства моделей становится экономически бессмысленным.
“Чем выше ставка, тем меньше продается автомобилей и тем меньше собирается налогов и сборов. Это — кризис для рынка и для бюджета.” (Олег Баринов, РОАД; Forbes, октябрь 2025).
Социальная напряженность и неграмотная коммуникация
Поразительно, но никто из ответственных лиц не пытается объяснить суть нововведений простым языком:
- “Методика полностью соответствует техническому регламенту…” (Минпромторг РФ, пресс-релиз)
- “После повышения утильсбора отрасль, скорее всего, столкнется с сокращением модельного ряда и ростом среднего возраста парка.” (интервью эксперта Автостата)
- Разъяснения о расчетах долговременной мощности — даже в справочниках и на официальных порталах — трудно найти, нет четкой инфографики, понятных калькуляторов.
Вместо открытого обсуждения — формальные оправдания и отсутствие простых ответов на конкретные вопросы: почему BYD Dolphin — теперь “люксовый” по налогам, а экстремально быстрая Tesla Plaid — по сути оказывается в той же категории? Почему для некоторых моделей невозможно заранее узнать, какой сбор будет — до прохождения лаборатории?
Барьеры вместо стимулов
С 1 декабря 2025 года реформы не стимулируют рынок, не поддерживают массовое обновление парка, не двигают людей к “зеленым” технологиям. Регулятор создал уникальное препятствие: дорожает не роскошь, а все современное массовое, безопасное, экономичное. Итог — покупатель уходит в старый бензиновый сегмент, дилеры теряют стимул развивать рынок, производство новых моделей откладывается, политики говорят о “защите национального производителя”, но на деле защищают его от конкуренции, а не развивают.
Как можно было бы сделать
Рациональные подходы к такой реформе известны всему миру:
- Ввести понятный переходный период, чтобы рынок и люди могли готовиться (не “мгновенно с 1 декабря”) — год уведомления, публикация точных расчетов, модернизация калькуляторов.
- Продумать критерии: ставить во главу угла не мощность мотора, а массу, экологический класс, базовую цену. Масса — объективный критерий, коррелирует и с экологическим следом (логика ЕС, Китая, США), и с реалиями рынка.
- Упростить терминологию: утилизационный сбор — должен быть про утилизацию; фискальные налоги — про пополнение бюджета, роскошные пошлины — про борьбу с избыточной роскошью; не путать и не мешать.
- Улучшить коммуникацию: четкие инфографики, калькуляторы, ответственные лица, общественная дискуссия, обязательства на этапах внедрения.
Выводы
Новый утильсбор 2025 года — не экологическая мера, а фискальный барьер. Он создаёт непрозрачные налоговые ловушки, угрожает развитию рынка, способствует обратному движению — возврату к устаревшему автопарку, “серым” схемам и коррупции. Вместо технологического рывка — новый разлом между будущим и настоящим. Исправить систему можно: опереться на лучшие международные практики, сделать критерии более понятными, честными и эффективными.
Читатель должен понимать: ключевые перемены — в фискальной политике, а не в защите природы. И если задача — сделать транспорт доступнее, чище, современнее, то ответ — в стандартах параметров (масса, экологичность, цена), в открытом диалоге с обществом и бизнесом, в логике, а не формальном регламенте.