{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции

Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.

Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.

Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.

Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам

ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.

Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.

Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.

В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.

Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.

Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.

Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.

Как предлагали урегулировать движение электросамокатов

Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.

Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:

  • Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
  • СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
  • Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
  • Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.

Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.

Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.

В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.

Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.

Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.

Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов

Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.

Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.

Сейчас электросамокат приравнен к пешеходу и поэтому может ехать по тротуару. К тому же в большинстве городов пока нет нужной инфраструктуры — ездить по проезжей части зачастую небезопасно, а выделенных полос для самокатов или велодорожек нет, поэтому люди ездят по тротуарам — это не запрещено.

Предложенные Минтрансом обновления в федеральный закон не запретят ездить по тротуарам, но разрешат выезд элекросамокатов на проезжую дорогу и велодорожки.

представительница Urent

Цены могут вырасти

Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.

Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.

Любая из обсуждаемых сейчас мер по регулированию СИМ отразится на бизнесе сервисов кикшеринга и, как следствие, на конечной стоимости продукта для пользователей.

Как именно, предсказать сложно — пока слишком мало вводных данных. Но очевидно, что если будет необходим, например, шлем, его стоимость, включая страховку риска кражи, будет заложена в цену.

Юрий Николаев, издатель проекта «Трушеринг»

Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.

Рост аудитории замедлится

Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.

По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».

Отдельно на категорию «M» очень мало где готовят. Логичнее сразу получить более высокую категорию, которая позволит управлять и другими транспортными средствами, а не только маломощными скутерами.

Предложенная инициатива сведёт круг пользователей кикшеринга к тем, у кого есть права высших категорий.

представительница lite

Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.

«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.

Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время

Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.

Развести потоки с разными скоростями — верная идея. Но делить по принципу велосипед или самокат — странно. Самокат может быть с разным скоростным режимом. Кажется, разделение по скорости самое разумное.

представительница Whoosh

Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.

Чтобы организовать специальные дорожки на всей протяженности, понадобятся не только деньги и терпение горожан к повсеместному строительству, но и время, за которое сервисы могут прожечь все инвестденьги.

Организовав специальные дорожки лишь частично, например, в центре и парках, можно забыть про кикшеринг как про транспорт последней мили.

Юрий Николаев, издатель проекта «Трушеринг»

Как ограничения уже есть

Кроме правил самих сервисов, есть и другие:

  • В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
  • В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
  • Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
  • Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.

0
538 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Макеев

Не будет у нас такая система работать. Ну и приоритет для двухколесного транспорта еще больше усугубит проблему с пробками.

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Проблему с пробками решит замена дорог для машин на дороги доя велосипедов. Тогда проблем с пробками вообще не будет. Пробки возникают не потому, что дороги узкие или скорость маленькая, а потому, что дебилов много, которые даже в соседний магазин на машине ездят. И ладно бы ещё, если бы они ездили на транспорте, который занимает мало места... Так нет, они ради одной своей жопы садятся на авто, в которое влезет целых ПЯТЬ! Человек! И это я ещё молчу сколько места машина занимает в принципе...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Проблема с пробками решится, только если население Москвы снизить раза в 4, а в нынешней ситуации всякая срань типа самокатов и велосипедов нужна только в специально отведенных местах, но никак не на дорогах общего пользования.
Чтоб агитировать за самокаты и велосипеды в 15 миллионном городе, в котором еще и зима полгода - это совсем ебанько надо быть.

Ответить
Развернуть ветку
Данил
Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

И которая из этих деревень сравнима с Москвой по размеру и плотности?

Ответить
Развернуть ветку
Данил

А как размер города и плотность застройки влияют на выбор вида "личная машина vs другой транспорт"? Ну не считая, что при плотной застройке на личной машине в пробке стоять придется? )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Напрямую. 15 км пилить на велосипеде зимой - этим пусть кто-то другой занимается, я не хочу, мне норм половину на машине, половину на ОТ.
И вот мы подходим к главной проблеме - плотность застройки. Тут стоит вспомнить и слова главного архитектора Москвы о том, что человейников нужно больше и они должны быть выше, и программу реновации, по которой на месте пятиэтажек строят пятнадцатиэтажки, и "точесную застройку", в том числе и парков/скверов, и чудовищную централизацию в РФ в целом (более 10% населения живет в одном городе, лол).
Но урбанисты на зарплате говорят, почему-то, в основном о гомосипедных дорожках, лавочках вдоль шоссе и прочей хуете. Кто платит, тот девушку и танцует, ЕВПОЧЯ.

Ответить
Развернуть ветку
Данил

"Мусор на помойку выбрасывать я не хочу, я буду его складывать в подъезде" - вот примерно так выглядит то, что вы написали. С "хочу" пора было расстаться еще в детском саду, в цивилизованных странах люди действуют исходя из слова "надо", а не "хочу". Кроме велосипедов есть как минимум метро. Совсем не обязательно всем иметь машины, 90% людей могут спокойно пользоваться общественным транспортом и не переломятся от этого

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Метро перегружено уж много лет тому как, вы туда еще миллион-другой хотите всунуть? Ну, ОК, появятся новые рабочие места, как в Японии в свое время - трамбователи пассажиров в метро/автобусы.
Касательно "надо" - надо строить хорошие дороги, развязки и парковки, надо на практике, а не на словах, создавать условия для децентрализации хотя бы в рамках Москвы, а велодорожки и лавочки вдоль шоссе - не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Не всунуть, а продумать тщательно все пассажирские потоки и найти удовлетворяющее всех решение. Развязки и парковки не нужны. В городе живут люди, а не машины и смотреть на поле машин вместо деревьев ни кому не приятно, ровно как и пытаться найти, как сквозь эту развязку пройти. И вообще, если тебе понадобилось куда то далеко от дома ехать - это признак того, что город построен не правильно, в нормальном городе все должно быть в пешей доступности

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий
продумать тщательно все пассажирские потоки
Развязки и парковки не нужны

Отлично, например!

И вообще, если тебе понадобилось куда то далеко от дома ехать - это признак того, что город построен не правильно, в нормальном городе все должно быть в пешей доступности

Ну вот в нормальном городе можно строить велодорожки и не строить развязки, а мы про Москву говорим, не? Тут миллионы людей каждый день едут на хорошо если один десяток километров от дома.

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Москва - город-урод из которого рано или поздно все, кто имеет деньги свалят. Надо понимать, что необходимость ехать даже 1км - это уже не нормально. Необходимость ехать куда то должна возникать только в случае, когда:
1) Это командировка
2) Это поездка к родственникам, друзьям и пр.
3) Это поездка на объект, у которого в принципе нет аналогов (т.е. туристические объекты и всякая развлекуха)

Все остальное должно быть в пешей доступности. Больше того, учитывая стремление к высотной застройке первые 4 этажа домов можно отдавать под школы, детские сады, фитнес клубы (и даже с бассейном!), кружки, кафе, магазины. Любая работа, которая МОЖЕТ быть удаленной ДОЛЖНА стать таковой. Людей заставляют в офисах сидеть всего лишь по инерции

Ответить
Развернуть ветку
A Ku

Про плотность УДС вы конечно же не слышали. Может стоит заняться собственным развитием, чтоб не сойти за ебанько?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Тебе - не стоит, поздно.

Ответить
Развернуть ветку
A Ku

Ты хоть в курсе как расшифровывается УДС - икспэрт))?

Ответить
Развернуть ветку
535 комментариев
Раскрывать всегда