«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции
Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.
Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.
Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.
Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам
ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.
Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.
Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.
В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.
Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.
Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.
Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.
Как предлагали урегулировать движение электросамокатов
Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.
Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:
- Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
- СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
- Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
- Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.
Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.
Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.
В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.
Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.
Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.
Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов
Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.
Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.
Цены могут вырасти
Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.
Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.
Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.
Рост аудитории замедлится
Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.
По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».
Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.
«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.
Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время
Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.
Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.
Как ограничения уже есть
Кроме правил самих сервисов, есть и другие:
- В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
- В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
- Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
- Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.
Комментарий недоступен
Не будет у нас такая система работать. Ну и приоритет для двухколесного транспорта еще больше усугубит проблему с пробками.
Комментарий недоступен
В каких именно странах? стран с массовыми велосипедами всего несколько.
И вы точно знаете как там это работает?
Например в Дании очень много велосипедов.
Но там дикие налоги на машины (переплачивают в 2 раза) и дикие цены на парковки в городе. Поэтому там не все себе могут позволить машину и нет пробок. Местные мне говорили, что средняя семья может себе позволить или машину или детей.
Я не думаю, что вам такое решение понравится ) сами же начнете вопить от налога в 100% от стоимости машины.
Комментарий недоступен
Еще раз, там мало машин и нет пробок, потому что заградительные налоги и цены на парковку. В России такого нету.
В некоторых городах Скандинавии уже вообще запретили частные машины в городе (запретили парковку, по любым ценам).
Не думаю, что вас такое "решение" устроит ))
Проблему с пробками решит замена дорог для машин на дороги доя велосипедов. Тогда проблем с пробками вообще не будет. Пробки возникают не потому, что дороги узкие или скорость маленькая, а потому, что дебилов много, которые даже в соседний магазин на машине ездят. И ладно бы ещё, если бы они ездили на транспорте, который занимает мало места... Так нет, они ради одной своей жопы садятся на авто, в которое влезет целых ПЯТЬ! Человек! И это я ещё молчу сколько места машина занимает в принципе...
Проблема с пробками решится, только если население Москвы снизить раза в 4, а в нынешней ситуации всякая срань типа самокатов и велосипедов нужна только в специально отведенных местах, но никак не на дорогах общего пользования.
Чтоб агитировать за самокаты и велосипеды в 15 миллионном городе, в котором еще и зима полгода - это совсем ебанько надо быть.
https://vc.ru/future/46544-kakie-goroda-otkazyvayutsya-ot-mashin-i-zachem-eto-nuzhno читаем и думаем )
И которая из этих деревень сравнима с Москвой по размеру и плотности?
А как размер города и плотность застройки влияют на выбор вида "личная машина vs другой транспорт"? Ну не считая, что при плотной застройке на личной машине в пробке стоять придется? )
Напрямую. 15 км пилить на велосипеде зимой - этим пусть кто-то другой занимается, я не хочу, мне норм половину на машине, половину на ОТ.
И вот мы подходим к главной проблеме - плотность застройки. Тут стоит вспомнить и слова главного архитектора Москвы о том, что человейников нужно больше и они должны быть выше, и программу реновации, по которой на месте пятиэтажек строят пятнадцатиэтажки, и "точесную застройку", в том числе и парков/скверов, и чудовищную централизацию в РФ в целом (более 10% населения живет в одном городе, лол).
Но урбанисты на зарплате говорят, почему-то, в основном о гомосипедных дорожках, лавочках вдоль шоссе и прочей хуете. Кто платит, тот девушку и танцует, ЕВПОЧЯ.
"Мусор на помойку выбрасывать я не хочу, я буду его складывать в подъезде" - вот примерно так выглядит то, что вы написали. С "хочу" пора было расстаться еще в детском саду, в цивилизованных странах люди действуют исходя из слова "надо", а не "хочу". Кроме велосипедов есть как минимум метро. Совсем не обязательно всем иметь машины, 90% людей могут спокойно пользоваться общественным транспортом и не переломятся от этого
Метро перегружено уж много лет тому как, вы туда еще миллион-другой хотите всунуть? Ну, ОК, появятся новые рабочие места, как в Японии в свое время - трамбователи пассажиров в метро/автобусы.
Касательно "надо" - надо строить хорошие дороги, развязки и парковки, надо на практике, а не на словах, создавать условия для децентрализации хотя бы в рамках Москвы, а велодорожки и лавочки вдоль шоссе - не надо.
Не всунуть, а продумать тщательно все пассажирские потоки и найти удовлетворяющее всех решение. Развязки и парковки не нужны. В городе живут люди, а не машины и смотреть на поле машин вместо деревьев ни кому не приятно, ровно как и пытаться найти, как сквозь эту развязку пройти. И вообще, если тебе понадобилось куда то далеко от дома ехать - это признак того, что город построен не правильно, в нормальном городе все должно быть в пешей доступности
Развязки и парковки не нужны
Отлично, например!
И вообще, если тебе понадобилось куда то далеко от дома ехать - это признак того, что город построен не правильно, в нормальном городе все должно быть в пешей доступностиНу вот в нормальном городе можно строить велодорожки и не строить развязки, а мы про Москву говорим, не? Тут миллионы людей каждый день едут на хорошо если один десяток километров от дома.
Москва - город-урод из которого рано или поздно все, кто имеет деньги свалят. Надо понимать, что необходимость ехать даже 1км - это уже не нормально. Необходимость ехать куда то должна возникать только в случае, когда:
1) Это командировка
2) Это поездка к родственникам, друзьям и пр.
3) Это поездка на объект, у которого в принципе нет аналогов (т.е. туристические объекты и всякая развлекуха)
Все остальное должно быть в пешей доступности. Больше того, учитывая стремление к высотной застройке первые 4 этажа домов можно отдавать под школы, детские сады, фитнес клубы (и даже с бассейном!), кружки, кафе, магазины. Любая работа, которая МОЖЕТ быть удаленной ДОЛЖНА стать таковой. Людей заставляют в офисах сидеть всего лишь по инерции
Про плотность УДС вы конечно же не слышали. Может стоит заняться собственным развитием, чтоб не сойти за ебанько?
Тебе - не стоит, поздно.
Ты хоть в курсе как расшифровывается УДС - икспэрт))?
Почему не будет работать? Климат другой?