В Казахстане начали расследование против «Яндекс Такси» из-за динамического ценообразования и высоких комиссий Статьи редакции

Если местный регулятор выявит «монопольно высокие цены», сервис могут обязать снизить комиссии.

  • Расследование проводят из-за условий ценообразования в «Яндекс Такси», рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Рустам Ахметов.
  • По его словам, сервис взимает комиссию в размере 17-20% и использует динамическое ценообразование в периоды повышенного спроса — при плохой погоде или в праздничные дни «услуга для потребителей становится значительно дороже».
  • Если агентство в ходе расследования выявит «монопольно высокие цены», то «будут приняты меры реагирования и снижена комиссия». При этом Ахметов уточнил, что на местном рынке такси существует конкуренция — представлены другие агрегаторы и таксопарки, а конечный выбор сервиса остаётся за клиентом.
  • На момент публикации заметки в «Яндекс Такси» не прокомментировали vc.ru информацию о расследовании в Казахстане.
  • В феврале 2022 года ФАС обязала «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett объяснить повышение цен на такси, а также ответить, почему стоимость поездки различается в зависимости от модели смартфона. В «Яндексе» и «Ситимобиле» тогда пояснили, что на стоимость влияют спрос, количество свободных машин и другие факторы, но не модель смартфона.
  • 3 февраля «Яндекс Go» начал показывать в приложении «индекс спроса» и объяснять, что влияет на стоимость поездки.
0
462 комментария
Написать комментарий...
Евгений Фрост

Ой как "неожиданно" - классическая схема не работает за границей 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А что не так со схемой? Так везде работает, где есть возможность менять в реальном режиме. Любые билеты и так далее.

Также будет в продуктовых магазинах, когда везде электронные ценники поставят, и это нормально. Спрос, погода, рекламные кампании, все должно отслеживаться. И просрочки меньше будет, эффективность вырастет, цены еще сильнее снизятся в итоге, так как цепочка станет эффективнее.

И на минуточку, это часть алгоритма uber которая и позволила демократизировать такси.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы за идею или на окладе? )))

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

на динамической оплате

Ответить
Развернуть ветку
Шмублик

Вот что делают с людьми динамические 15 баллов Плюса

Ответить
Развернуть ветку
holydel

А можно саму схему покритиковать, а не автора комментария? Что не так с динамической схемой?

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Людям, живущим в рыночной экономике, не нравится что в дождь, внезапно, увеличивается спрос на такси, а предложение - нет.
То, что такси при этом всегда в 5-минутной доступности, им нравится, но об этом они умалчивают, предпочитая считать что если поездка всегда будет стоить 150 рублей, то все у них будет хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Да, мы поняли давно что ЯТ святой буквально и ничего необоснованного и не на пользу пользователям не делает.

Ответить
Развернуть ветку
John Malkovich

Это не ЯТ святые, это конкуренции нет

Ответить
Развернуть ветку
Иван Трофимов

Что-то произошло?

Ответить
Развернуть ветку
Прн

Ты не очень похож на коммуниста)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Den

Людям не нравится что цены слишком сильно растут в дождь например. У нас ситимобил в городе грубо говоря 100 рублей сверху накидывает, а яндекс такси может все 200-300 и выше. Хотя машин яндекс такси у нас гораздо больше

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Ну так может быть потому у яндекса и больше машин, что водители предпочитают работать там, где больше платят?

Ответить
Развернуть ветку
Den

На примере моего города. У нас было штук 7-8 служб такси. Это еще до яндекса. Цены были средние везде и работы хватало. В 2018 приходит яндекс и начинает жестко демпинговать. Плюс всякие маленькие комиссии и прочее. Водители естественно туда уходят, местные таксопарки не могут работать в минус и закрываются. Яндекс остается один во всем городе, и начинает творить что хочет. Это у меня город с 500к населения, а в меньших еще хуже бывает. Я понимаю что рынок и все такое, но должно как-то контролироваться такое все-таки. В последнее месяцы к нам пришел ситимобил и до этого таксовичкофф пришел. Яндекс после этого стал более адекватный

Ответить
Развернуть ветку
Шмублик

Я просто пошутил. Динамическая схема как по мне ничем не плоха, отличный регулятор спроса и предложения. Но еще лучше, когда есть конкуренция и регулировкой цен занимается не один агент, а несколько.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Вроде в статье же сказано, что конкуренция есть. И на этом фоне претензии регулятора выглядят ещё нелепее, потому что динамическая цена априори справедливее статической.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Справедливо не значит, что хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Тяжело что-то планировать. Грубо говоря, в кармане сотка -две рублей, но хватит ли их добраться до дома - неизвестно.

Ответить
Развернуть ветку
holydel

С одной стороны да. С другой стороны без динамической схемы ты можешь уехать за сотку-две, а можешь не уехать ни за сотку-две ни за тущонку-другую. Просто машин не будет совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

1. Мы рассматриваем ситуацию, когда ЯТ не единственное такси в округе, а значит на чём-то уехать можно.

2. По своему опыту могу сказать, что динамическое ценообразование также не гарантирует, что ЯТ приедет и увезёт.

Ответить
Развернуть ветку
dark triumph

В теории она неплоха но в рф на нее накладывается менталитет местных функционеров и тогда в работе этой схемы начинаются злоупотребления, манипуляции в приложении, обман пользователей, двойные стандарты.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

"Цены ещё сильнее снизятся в итоге, так как цепочка станет эффективнее"))))
Прибыль станет выше, а цены не снязятся)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

На протяжении веков цены постоянно снижаются на товары и услуги, так как растет эффективность процессов в цепочке. Все остальное бредни пролетариата, которым всегда мало и кто-то видите ли зарабатывает.

В росте прибыли кстати тоже нет ничего плохого.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

Да, особенно стоимость жилья например сильно снизилась)
У вас какие то наивные взгляды на экономику, наверняка вы фанат Алисы Розенбаум

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Некорректно сравнивать Качество жилья улучшается и растет уровень жизни. И, как написали ниже, инфляция.

Лучше сравнить кол-во яблок или яиц, которое может купить средний рабочий. За 100 лет по составу они мало поменялись.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri B.

тут нужно ещё и инфляцию учитывать, фунт совсем не тот, что был сто лет назад

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

Инфляция на данном графике не важна, так как сравнивается отношение дохода к стоимости

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Что-то мне кажется, что доход понаехавших миллионеров и миллиардеров неграждан не учитывается в расчете, а надо бы 😂

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Ну так, Великобритания не резиновая 😂

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Прибыль станет выше -> Больше компаний выйдут на рынок (при отсутствии протекционизма в отрасли) -> Конкуренция усилится -> Цены снижаются и Качество повышается.

Как итог, клиенты в выигрыше. Закон капитализма, работающий в любое время в любом секторе и в любой стране.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Сравните за 100 лет, и вы удивитесь, что мог себе позволить себе в еде средний рабочий сегодня и тогда в 1922г.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
SMD

Ты что, не обсираешь Яндекс сразу и сходу? Ай-яй-яй)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А почему ценообразование должно быть прозрачным и в какой из индустрий оно таковым является? Ни в какой, вы даже блюдо в ресторане посчитать не сможете.

Ну в смысле? Цены могут быть любыми, там не требуется обоснование пока что слава богу.

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

Ну откройте закон Республики Казахстан "О Конкуренции" и прочитайте там, что недобросовестной конкуренцией является реализация товара или оказание услуги с предоставлением потребителю недостоверной информации в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара и (или) его производителей. Недостоверной может быть информация о высоком спросе например. Почему нет?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Abakumov

Потому что высокий спрос не является потребительским свойством товара, это все равно что написать у нас распродажа потому что закончилось место на складе.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Abakumov

А в автосалоне прозрачная цена? Там почему то у регулятора вопросов не возникает.

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

Возникнут, если мы с вами одновременно посетим автосалон, одновременно приобретем 2 одинаковых авто, только вы заплатите +50% к конечной его стоимости по причине того, что на автомобили высокий спрос в данном автосалоне, а цену и величину спроса для конкретного покупателя определяют специальные алгоритмы, да и не автосалон это совсем, а агрегатор )

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Abakumov

Так в тех же автосалонах полно мутных спецпредложений которые существенно влияют на цену. Ну да ладно с салонами, а вот например одинаковые товары на озоне по разной цене от разных продавцов?

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

А при чем тут товары с озона? Ознакомьтесь с комиссиями озона в первую очередь, они четко определены договором, каждый продавец может устанавливать любую цену на свой товар, а озон в свою очередь добавляет свою комиссию, которая зависит от категории товара и типа сотрудничества с маркетплейсом, а не от алгоритмов определяющих величину спроса на конкретный товар в конкретной геолокации.

Так в тех же автосалонах полно мутных спецпредложений которые существенно влияют на цену

Каждое такое спецпредложение отражено на бумаге в любом случае и вас потом ткнут в договор, а вот каким образом можно подтвердить, что информация о высоком спросе на такси в приложении является достоверной, а не объясняется желанием яндекса заработать побольше?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Abakumov

Ключевой момент - каждый продавец может устанавливать любую цену на свой товар. Так и Яндекс может устанавливать любую цену на поездку, кроме того в отличии от товара который всегда одинаковый поездка всегда уникальна т.к. везет не одна и та же машина, не один и тот же водитель, отличается точка подачи, погода, траффик на дорогах и ещё куча вещей.

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

Конечно может, только тогда пусть в соответствии с законом республики Казахстан не указывает в приложении информацию о высоком спросе, либо пусть даст регулятору проверить работу чудо-алгоритмов яндекса и убедится в том, что в моменты высокого спроса - спрос на такси в определенной геолокации действительно выше. Вопрос у регулятора, насколько я понимаю, только в этом - является ли информация о высоком спросе соответствующей действительности и не вводящей потребителя в заблуждение.

кроме того в отличии от товара который всегда одинаковый поездка всегда уникальна

Пускай по-вашему услуги такси будут уникальными услугами) Только вот в законе нет разграничения на уникальные и неуникальные услуги, как жаль

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Abakumov

То есть если цена будет высокой, но при этом не будет надписи высокий спрос, то все ок?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Олег, здравствуйте. На нашем маркетплейсе продавцы сами устанавливают стоимость на свои товара. Регулируют участие в определенных акциях и свои скидки. У вас есть возможность выбрать самую выгодную цену для покупки.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Давайте вместе признаем, что Uber и все его производные не есть такси. Это скорее услуга поездки, которую оказывает водитель пешеходу.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

давайте

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

В одном каком то отдельно взятом месте - да. В остальных - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Вот и отлично! Вы нашли для себя решение. Пользуйтесь, пока Индрайвер работает в России.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Индрайвер почти полностью съехал из России в Казахстан.
Почему сдох и не выжил Болт знаете? Потому, что в России не было его оф. представительства. Не было уплаты налогов и пр.
Индрайвер идет тем же путем. Для них Россия не главный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Проблем несколько:
1. Индрайвер уходит из России, это значит нет юрлица
2. Индрайвер отказался приводить в соответствие российским законам свою деятельность
Этого в принципе достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Скорее "uber'ут"

Ответить
Развернуть ветку
G K

Было всего 3 поездки с inDriver, опыт следующий:
1. Принять заказ
2. Звонить, говорить, что за такие деньги не поедешь
3. Просить доплату на месте
4. Отказываться отменять заказ самому.
Я все три раза уехал, но ровно потому, что мне важен был сам факт уехать, с вилкой в час - без проблем.
Когда я хочу уехать +- 15 минут, точно выберу другой сервис.
P.S. Возможно, профи на порядок больше, но мне не попадались.

Ответить
Развернуть ветку
Marat S

эта услуга и есть такси

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Пришел в магазин, когда на улице снег, плати за картоху в 2 раза дороже?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Писал уже ниже:

Это наоборот работает.

Цены поднять тебе конкуренты не дадут, но магазин наоборот сможет дополнительно заработать, например:

- магазин снижает цены на скоропорт, у тех позиций, которым остался срок менее 30% до даты снятия с витрины. И экономить деньги поставщику, ведь возвращая его производителю, эту наценку производитель закладывает ее в цену продукта. И производитель этому магазину будет отгружать товар ниже цены конкурентов, экономя на возврате.

- в дождливую погоду снижать цены на напитки, которыми летом забиты многие склады магазинов, стимулируя освобождения свободных площадей.

и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Отлично работает схема на прибыль одной компании, которая сначала всех на рынке задавила, а потом у неё постоянно высокий спрос.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Это хорошо в теории. На практике никто не знает как этот умный алгоритм от Яндекса работает, особенно когда нет конкуренции можно любые параметры подкручивать и говорить что это чисто рыночный механизм, поверь мне бро.

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

А в продуктовых магазинах надо будет сразу к кассе нестись, иначе пока дойдешь, цена вырастет?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Это наоборот работает.

Цены поднять тебе конкуренты не дадут, но магазин наоборот сможет дополнительно заработать, например:

- магазин снижает цены на скоропорт, у тех позиций, которым остался срок менее 30% до даты снятия с витрины. И экономить деньги поставщику, ведь возвращая его производителю, эту наценку производитель закладывает ее в цену продукта. И производитель этому магазину будет отгружать товар ниже цены конкурентов, экономя на возврате.

- в дождливую погоду снижать цены на напитки, которыми летом забиты многие склады магазинов, стимулируя освобождения свободных площадей.

и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций
Это наоборот работает.

Уверен, гипотетическая имплементация в России принесла бы в этом плане массу сюрпризов :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Американский регулятор уже жаловался на динамическое ценообразование Амазона. Частая смена ценников мешает планировать экономическую деятельность и рассчитывать инфляцию.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Не надо за спрос и погоду. Заказывал такси, 350р, таксистов не было почти. Перешёл улицу по направлению движения, таксисту -5 мин экономии на развороте. Смотрю, цена 400р стала. Как спрос и погода за минуту изменились?

Ответить
Развернуть ветку
459 комментариев
Раскрывать всегда