{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Водителю на заметку: как система ГИБДД “Паутина” ловит угонщиков и выписывает штрафы

12 октября 2022 года МВД официально заявило, что камеры ГИБДД во всех регионах России объединены в сеть с говорящим названием “Паутина”. Теперь информация с камер на дорогах и парковках по каждому авто РФ собирается в единой базе. Значит, каждому водителю полезно знать, что такое “Паутина”, для чего, как работает и что умеет. Об этом читайте в статье.

Фото: i.ytimg.com.

Зачем водителю знать о “Паутине”

Согласно ведомственной отчётности ГИБДД в 2022 году вынесено 201 млн штрафов на сумму 136,8 млрд рублей. Более 90% всех штрафов выписано по показаниям дорожных камер — 183,5 млн штук на сумму 112,9 млрд рублей.

При этом, по данным аналитического агентства “Автостат”, в России 2022 года зарегистрировано 49,6 млн легковых и 3,8 млн грузовых автомобилей.

Выходит, за прошлый год каждый водитель получил в среднем 3,76 штрафа. Разумеется, кто-то не видел ни одного постановления, а другим их выписали целый ворох. Однако очевидно, что система плотно вошла в жизнь всех отечественных автовладельцев и игнорировать её не получится, тем более что “Паутина” будет расти и совершенствоваться.

В 2022 году количество комплексов фото- и видеофиксации на дорогах России увеличилось до 25 тысяч против 23 тысяч в 2021 году.

Согласно национальному проекту “Безопасные качественные дороги” к 2024 году количество дорожных комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах РФ составит 211% от их базового числа в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.

Скоро ни одно транспортное средство России не ускользнёт от тысяч объективов “Паутины”. Следовательно, каждому водителю полезно иметь представление о работе интеллектуальной системы ГИБДД, чтобы знакомство с её возможностями на дороге не стало неприятным сюрпризом.

Камеры видят больше, чем вам кажется. 

Что такое “Паутина”

"Паутина" — информационно-аналитическая система ГИБДД, сочетающая современные алгоритмы поиска по запросу и программное обеспечение комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах России, кроме, пока что, новых территорий.

Когда автомобиль проходит мимо одной из камер, информация о событии отправляется в единую базу. Сотрудник ГИБДД или МВД с допуском может с планшета или ноутбука сделать запрос в систему, указав госномер или даже его часть, которую удалось различить и запомнить камерам, свидетелям или самим инспекторам.

В ответ “Паутина” выдаёт информацию о местах и времени проезда машины с похожим описанием в поле зрения всех прочих камер. С фото и видео. Также можно узнать дату прохождения камер, модель и скорость машины, получить статистику нарушений ПДД и даже фото пассажиров, если данная конкретная камера обладает разрешением Full HD или выше.

Ещё год назад такое было возможно в рамках лишь одного региона, да и то не каждого. Стоило машине пересечь границу региона, и её начинала “вести” другая региональная система без учёта ранее собранных данных.

Фото: rambler.ru.

До 2022 года региональные центры автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАПы) были никак не связаны между собой. Помимо них, камеры и радары устанавливали и контролировали такие госучреждения, как ЦБДД (Центр безопасности дорожного движения), ЦОДД (Центр организации дорожного движения), АМПП (Администратор Московского парковочного пространства) и другие, в зависимости от региона.

Камеры и программное обеспечение отличающихся типов устанавливались разными подрядчиками и выдавали данные в разных форматах. Это создавало технические проблемы доступа к информации, помимо сложностей с региональными юрисдикциями и межведомственными запросами.

Осенью 2022 года “Паутина” получила общий хаб со стандартным форматом данных, а сервера региональных ЦАФАПов были интегрированы в единую базу. В октябре МВД закончило тесты и официально объявило о масштабном запуске “Паутины”. Теперь сотрудники ГИБДД, МВД и ФСБ могут отследить прохождение машиной всех камер от Владивостока до Калининграда.

Постоянная работа системы с “большими данными” (Big Data), её модернизация и расширение спектра решаемых с её помощью задач постепенно превращают “Паутину” в самообучающуюся нейросеть.

По словам разработчиков, система уже научилась на основе поведенческих моделей водителей предсказывать потенциально опасные в разное время суток участки дорог и направлять к ним дополнительные наряды ДПС, инспекторов ГИБДД и группы с мобильными камерами и радарами.

Разработала и обслуживает систему IT-компания “СтандартПроект”, на серверы которой стекаются все данные. Доступ к этим данным получают только сотрудники профильных госслужб.

Создатели “Паутины” утверждают, что изменить данные, удалить или подделать информацию о машинах и нарушениях невозможно — фиксируются все действия с полученным файлом. Система имеет замкнутый контур, что затрудняет её взлом для хакеров или доступ любопытных без допуска к ведомственной информации. Хочется верить!

Что умеет “Паутина”

Изначально система затачивалась под розыск угнанных автомобилей, в том числе “по горячим следам”. С этим она прекрасно справилась.

Согласно “Национальному кредитному рейтингу” количество обращений граждан по поводу угонов в 2022 году снизилось на 13,5% по сравнению с 2021 годом. Зафиксировано всего 22,5 тыс. попыток угона — это абсолютный минимум за всю историю ведения статистики в РФ. При этом МВД бодро рапортует, что раскрываемость автоугонов достигла максимального значения — 68%.

Однако в процессе эксплуатации “Паутины” проявились её другие поразительные возможности, которые немедленно были освоены.

Например, выяснилось, что цветные комплексы фото-и видеофиксации различают не только марку и модель, но и цвет машины. Это позволило выявить массу “дублей” — двойников машин, владельцам которых прилетали штрафы мошенников. По наводке “Паутины” сотрудники проверяли обе машины-дубля в разных регионах страны и легко устанавливали злодея.

Всего за год “Паутина” отучила жителей Москвы и Подмосковья, где проходила предрелизное тестирование, гонять по улицам и окрестностям столицы. Поездка “с ветерком” теперь означает неминуемый букет штрафов за превышение скорости от всех камер на маршруте незадачливого гонщика. Лихачество стало слишком дорогим и вышло из моды.

“Паутина” выписывает штрафы за нарушение правил парковки и/или неоплаченную стоянку на платной парковке. Также система активно занялась “обочечниками”, и их ряды стремительно тают. На очереди — манера ездить с непристёгнутым ремнём безопасности.

Весной мы писали о том, что автостраховщики смогут принимать решение по выплатам ОСАГО и каско на основании записей ДТП с дорожных камер. Пилотные проекты по доступу страховщиков к комплексам фото- и видеофиксации уже запущены в разных городах России, хотя доступа к системе они не получили. Пакет данных о конкретном ДТП выдаётся страховым по специальному запросу.

Спецслужбам теперь не обязательно “садиться на хвост” подозреваемому, его можно “вести” удалённо, по камерам. Также легко устанавливается наличие “хвоста” — если за целевой машиной через ряд камер прошёл один и тот же автомобиль, это подозрительно и система об этом сообщит.

Полиция теперь быстро и точно устанавливает все машины, бывшие в определённом районе во время происшествия. А ГИБДД — авто, покинувшие место ДТП, с прекращённой регистрацией или без оной, принадлежащие гражданам, лишённым водительских прав, с липовыми картами техосмотра, с поддельными госзнаками и многое другое.

Вместе с аналогичной нейросетью МВД “Сфера” для распознавания лиц “Паутина” уже существенно расширила силовым ведомствам возможности профилактики правонарушений и розыска подозреваемых. Система продолжает учиться, а ГИБДД — подкармливать её новыми интересными задачами.

Фото: a.d-cd.net. 

Есть ли у “Паутины” недостатки

А как же! Отдельные элементы системы всё ещё выносят ошибочные постановления невиновным, неверно определяют скорость, могут спутать ковёр или игрушку на сиденье с человеком, многократно штрафовать за одно правонарушение и многое другое. Часть камер морально устарела, часть глючит, как оно часто бывает с тонкой электроникой на свежем воздухе в непростых климатических условиях.

Многие нарушения оказываются хоть и зафиксированы камерами, но не в фокусе, или качество записи не позволяет использовать её как доказательство. Это одна из причин, по которой автоинспекторы, юристы и страховщики хором рекомендуют водителям иметь собственные бортовые видеорегистраторы с хорошим разрешением камер. Записи с личных видеорегистраторов позволяют доказать невиновность и получить страховую компенсацию при ДТП с гораздо более высоким шансом, чем на основании показаний стационарных дорожных камер, которые могут быть направлены под неудачным углом и упустить подробности.

Несколько сковывает “Паутину”, представьте себе, человеческий фактор… Кто бы мог подумать. Согласно ч. 6 ст. 29.10 КоАП РФ выносить постановления могут лишь живые и уполномоченные на это люди с усиленной квалифицированной электронной подписью, безответственная машина таких прав пока не имеет. Впрочем, при столь колоссальном количестве штрафов легко представить госслужащих, визирующих штампом постановления “Паутины” как из пулемёта, не читая.

Видео: @MrBarsic

Однако, несмотря на некоторые старые и органические комплектующие, “Паутина” уже показывает феноменальные результаты, а ведь ей ещё и годика от роду нет. Система всё быстрее диагностирует у себя аномалии, и они оперативно исправляются.

Как избежать штрафов в “Паутине”

Очень просто: соблюдать ПДД, скоростные режимы и правила парковки, а также уважать других участников дорожного движения.

Однако приведённая в начале статьи статистика намекает, что для львиной доли водителей России это слишком сложно. Тут либо с правилами что-то не так, либо с камерами, либо, как обычно, народ попался не тот.

Впрочем, неудивительно, с нынешними-то мощностями двигателей. На большинстве дорог России ограничения скорости в жилых зонах 20 км/ч, в населённых пунктах — 60 км/ч, вне их — 90 км/ч, на автомагистралях — 110 км/ч. При этом редкий современный автомобиль не позволяет разогнаться минимум вдвое быстрее верхнего предела скорости на магистралях. Заманчивая возможность. Очень многим водителям трудно устоять перед соблазном поддать газку, особенно когда они куда-то опаздывают. С вами такое бывало?

Аномальное количество штрафов, кстати, заметил Президент России. Буквально вчера 29.05.2023, пока готовилась эта статья, Путин подписал закон о правилах установки камер для фиксации ПДД.

Теперь камеры можно устанавливать на дорогах с выделенной полосой для общественного транспорта, в местах проведения дорожных работ, на перекрёстках и пешеходных переходах, в местах, где запрещена остановка и на опасных участках, где за год произошло от четырёх ДТП. А также в “других местах, определённых ГИБДД”.

При этом знак «Фотовидеофиксация» должен быть установлен на расстоянии 150–300 метров от начала зоны фиксации нарушения, а точки установки радаров должны публиковаться в открытом доступе в интернете.

Однако даже 300 метров для снижения скорости до приемлемой достаточно не всем, не говоря уже о 150 метрах, на которые приличная камера видит даже в дождь или снег. А обновление карт размещения камер и радаров в интернете не поспевает за оперативными перемещениями мобильных комплексов фото- и видеофиксации. Так что инициатива понятная и здравая, но по техническим причинам вряд ли что-то кардинально изменится в ситуации со штрафами.

Помогают сигнатурные радар-детекторы, определяющие камеры за 1-1,5 км и не путающие их со шлагбаумами и автоматическими дверями магазинов. Но такими устройствами в России на данный момент пользуется всего 14% водителей. Как раз их камеры не штрафуют даже на незнакомых трассах с мобильными радарами, направленными хоть “в лоб”, хоть “в корму”.

Многие скажут, что радар-детекторы потакают нарушителям ПДД, помогая им избежать ответственности. Но какая разница между выполнением требований ПДД из чувства ответственности или по рекомендации цифрового гаджета? Никакой, ведь правило выполняется в обоих случаях. Поэтому антирадары можно с тем же успехом назвать средствами повышения дисциплины водителей и остужения излишне горячих голов на дорогах. На самом деле устройства лишь помогают водителю с комфортом удерживаться в рамках ПДД, никак не склоняя к их нарушению.

Ещё один способ успешной борьбы с необоснованными штрафами — повышение гражданской активности самих водителей. Для начала всем нужно научиться обжаловать каждое несправедливое решение камер. Вместо того, чтобы снова и снова отмахиваться и платить копеечные штрафы, потому что так проще. Сейчас, согласно статистике сервиса “Мои штрафы”, водители пытаются оспаривать только 1,5 штрафа из 10 оформленных камерами.

Следующий шаг — открытые письма в ГИБДД с просьбой обосновать необходимость странных ограничений, знаков и камер. Когда от граждан поступает масса вопросов типа “зачем вот на этом участке двойная сплошная?” или “почему здесь ограничение 40, когда должно быть 60?”, органы вынуждены реагировать даже вопреки своему желанию и жажде наживы отдельных недобросовестных госслужащих. Никто, кроме нас с вами, об этом не сообщит и ситуацию к лучшему не изменит.

Фото: Freepik.

Заключение

Система “Паутина” прочно и надолго вошла в ежедневную практику ГИБДД как средство профилактики и пресечения правонарушений на дорогах почти всех регионов России. Она постоянно модернизируется и обучается, становясь нейросетью, если уже не стала.

Хорошо это или плохо, но действия всех водителей на дорогах России теперь под постоянным контролем почти всемогущего “Большого брата”. Противодействовать “Паутине” или пытаться её обмануть бесполезно, рано или поздно она вычислит обман, сопоставляя имеющиеся и входящие данные.

С “Паутиной” можно мирно уживаться, если соответствовать ей технически — знать, где расположены её камеры и какие на этих участках скоростные ограничения. Самый комфортный способ соблюдения ПДД сегодня — установка радар-детектора с обновляемой базой камер.

Также пригодится бортовой видеорегистратор, чтобы иметь собственную версию записи произошедшего, обоснованно оспаривать ошибочные решения камер, доказывать свою невиновность и требовать компенсацию со страховых компаний в случае ДТП.

Проще и дешевле решить обе задачи разом установкой комбо-устройства, сочетающего в себе функционал видеорегистратора и радар-детектора. С ним вы будете везде успевать, оставаясь в рамках ПДД и требований “Паутины”, не обращая на это особого внимания и не получая штрафов. Умная современная электроника на дороге может служить не только ГИБДД, но и правовому равенству водителей!

Соблюдайте ПДД, уважайте всех участников движения, берегите себя, близких и свой автомобиль!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Valeria Gordeeva

даже название мерзоточное)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Вы про "радар-детектор")?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епифанов

предполагаю что про паутину

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Камеры у меня вопросов не вызывают, потому что за нарушение правил нужно наказывать, и камеры - гораздо лучше инспекторов в засаде.
А вот желание продавать возможность соскочить со штрафа, особенно под вывеской "это чтобы вы успели затормозить" - пренеприятное лицемерие

Ответить
Развернуть ветку
Алена Садыкова

Прогресс не стоит на месте, а этих камер куда только не натыкали уже. Посмотрим..
Может и правда станет спокойнее на дорогах

Ответить
Развернуть ветку
Лиса Пенькова

Скорее будут за все грести кучу штрафов. Сбор бабла просто.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Правила не нарушайте, не давайте собрать с себя бабло

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Нарушил - заплатил

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мариас

Гоняй @ Нарушай по согласно федеральному прайслисту.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Тихомиров

А с 2030 года машины будут ездить без участия водителя.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Дикий

тут недавно где-то статья была про аварии на тесла из-за автопилотов, так что маловероятно...

Ответить
Развернуть ветку
SantGreens

С одной стороны хорошо, может станет хоть чуточку безопасней, а вот с другой стороны - уже без камер вздохнуть не получается, все время под контролем.

Ответить
Развернуть ветку
iBOX
Автор

"Паутина" вызывает двоякое чувство))) Благодарим за комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Я вот за последние три года получил меньше 10 штрафов, все по 250 руб. То есть совсем без штрафов сложно, но и "случайно" на много нанарушать сложно

Ответить
Развернуть ветку
Якимова Ольга

Да, палка о двух концах) с одной стороны полезная система, с другой стороны не забываем, что мы живём в России)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
Но какая разница между выполнением требований ПДД из чувства ответственности или по рекомендации цифрового гаджета?

С какой частотой вы предлагаете ставить камеры? И кто это оплачивает ;)

Ответить
Развернуть ветку
Tanur

Если народ не будет нарушать и камеры не потребуется ставить

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Нарушать будут всегда. Умышленно или нет. Крнтекст был про 'аморальность' антирадара.

Ответить
Развернуть ветку
iBOX
Автор

Уже поставили. Возможно, желания нарушать поубавится.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Родионова

Что то только не делают для пополнения бюджета

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Не нарушаете, не пополняете бюджет, в чем проблема то

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий
как система ГИБДД “Паутина” ловит угонщиков

Никак. ГИБДД на угоны абсолютно насрать.

Ответить
Развернуть ветку
Уша Миткин

Для интересующихся вопросом – список примеров типичных для столицы РФ и окрестных регионов ситуаций, в которых необходимо строго соблюдать ПДД во избежание штрафов с камер видеофиксации:
– оттормаживание с 90 км/час до 40 км/час на дистанции в пол-километра;
– разрешение на обгон по встречной полосе на участках с закрытыми поворотами;
– резкий выезд на крупные проспекты благодаря короткой секции прерывистой разметки, через которую разрешено выезжать;
– выезд в автомобильный поток на мост (на подъём!) с прилегающей улицы сразу во вторую полосу, в силу запрета выезда из крайней правой полосы (из которой можно выезжать только транспорту, который перед выездом двигался параллельно мосту);
– резкий выезд на малой скорости в скоростной автомобильный поток – в крайнюю правую полосу МКАД – в связи с малой протяжённостью разгонных полос;
– движение со скоростью 40-60 км/час по участку многополосной скоростной автомагистрали, проложенному через населённый пункт и не имеющему одноуровневых пересечений с пешеходами и средствами индивидуальной мобильности (самокатами, гироскутерами и пр.)
– разрешение на разгон до 90 км/час сразу после участка с разрешённой скоростью 40 км/час, действующее 1-2 км. – ровно до начала следующего участка с разрешённой скоростью 40 км/час.
И да, «Паутина» эффективная штука – и обеспечивающих её эффективность факторов, как легко увидеть из приведённых примеров, хоть отбавляй.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Как та дела с угнанными машинами на кавказе?

Ответить
Развернуть ветку
Tanur

На кавказе проблема с установкой камер и контролем за местными органами

Ответить
Развернуть ветку
iBOX
Автор

Говорят - теперь нет. Вот и поглядим, что получится.

Ответить
Развернуть ветку
iBOX
Автор

Мамой клянутся, что также стандартно, как везде.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Разбашин

Причем камеру видят больше чем нарушения ПДД

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

При этом МВД бодро рапортует, что раскрываемость автоугонов достигла максимального значения — 68%.

Конечно, верим!

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда