Импортозамещённый самолёт SJ-100 совершил первый тестовый полёт — он длился 54 минуты Статьи редакции

Правда, пока он летал с франко-российским двигателем.

Импортозамещённый SJ-100. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • Опытный образец российского ближнемагистрального «Суперджета» изготовил центр «Яковлев» — структура «Ростеха». На нём заместили около 40 «систем и агрегатов» — авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другое, рассказал Минпромторг.
  • Чтобы «ускорить программу испытаний», в первом образце использовали франко-российские двигатели SaM146. Об этом «Ростех» предупреждал ещё в июне 2023 года. Второй самолёт, в свою очередь, будет летать уже с российскими ПД-8, которые сейчас тестируют в летающей лаборатории.
  • Полёт проходил на высотах до 3000 метров и скорости до 343 км/ч. Его выполняли лётчики Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев и инженер Денис Велижанин. Они проверили, помимо прочего, систему автоматического регулирования давления в кабине и произвели «посадку на облако», а также заход на посадку с уходом на второй круг.
  • В ходе испытания производители и экипаж подтвердили «стабильную работу всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолёта в воздухе».
  • Сколько стоили разработка и выпуск образца — «Ростех» не говорит, но, по данным «Ведомостей» от сентября 2020 года, затраты могли составить 120-130 млрд рублей. В производственном центре «Иркут» в 2022 году замечали, что опытно-конструкторская работа по импортозамещению может обойтись в 50 млрд рублей без учёта двигателей.

Это лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолёты без привлечения импортных технологий.

Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолёт в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании.

Юрий Слюсарь, директор «Объединенной авиастроительной корпорации»
Часть команды, участвовавшая в разработке и организации испытания. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • В конце февраля 2022 года ЕС запретил поставку в Россию самолётов и запчастей — санкции затронули и технику, сданную в лизинг. Росавиация рекомендовала компаниям с судами в иностранных реестрах прекратить полёты за границу. Сами компании начали переводить их в российский реестр.
  • В мае Bloomberg сообщал, что из-за дефицита деталей «Аэрофлоту» придётся разбирать свои самолёты Boeing и Airbus на запчасти. В августе СМИ узнали, что компании уже приступили к разборке.
  • В марте 2023 года операторы самолётов Superjet 100 сообщили о нехватке свечей зажигания для российско-французских двигателей SaM146, но в «Ростехе» тогда заявили, что «трагедии нет», так как импортозамещение «идёт полным ходом».
0
620 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Д.
Правда, пока он летал с франко-российском двигателем

Вот такой он — «импортозамещённый» самолёт. Зато летал.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

И в чем проблема? Пд8 разрабатывается, все остальные системы заменены. В двигателях для вертолетов, например - все агрегаты отечественные, разработки ведутся. Ниокр, инновации, даже электродвигатель разрабатывается

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Все о чем вы говорите опровергается мировой практикой. Практикой разделения труда. Большие сомнения не в том,что самолёты могут летать, или то, что в России есть свой автомобиль Лада. Вопрос качества, надежности и технологичности изделия.

Ответить
Развернуть ветку
Kabanchik

Что за свой автомобиль лада? Это тот который фиат или тот который рено-ниссан?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фeдoтов

А нива это чья? А приора? Будут и наши машины, Волгу все просят возобновить выпуск. А газ, а камаз. Ну жто просто к тому, что есть и у нас порох.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Разделение труда - идея хорошая. Но вот Китай хотел купить современную голландскую литографию, а США запретили.

Ответить
Развернуть ветку
Антошка Гармошка

Он ее купил по какому-то бартеру. Вот сейчас стоит на фабрике SMIC, спокойно выпускает 7нм чипы

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Еще пример разделения труда. Конторы РФ хотят выпустить на СМИК ЦПУ, но США сказали - в этом случае СМИКу будут санкции и закрыт доступ к западным рынкам.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

и когда они это сказали? До 2014 или после?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

А какая разница?

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

существенная.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

потому, что в 2014 произошел раскол в отношениях межд РФ и США и странно было бы требовать от них пускать российский производителей на их рынки и давать пользоваться технологиями.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

А почему не в 1999 после разворота Примакова, или в 2007 после речи в Мюнхене, или после августа в 2008?

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

Не знаю, как там насчет Примакова, но после того, как некто в нарушение конституции решил остаться у власти уже можно было вносить коррективы в отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

А, ну если для вас это точка отсчета, то чего не 2011? :) тогда уже «фокусы» начались.

Но это всё мало имеет отношения к тому, что партнёры всю дорогу декларируя одно в итоге поступили по противоположному.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

можете дать ссылки на декларации партнеров?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Вот т.н. партнёры ноют, что мы покушаемся и нарушаем вот ето https://en.m.wikipedia.org/wiki/Liberal_international_order

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

оттуда же "Moscow, particularly since 2014, has mounted a revisionist and offensive challenge to the current order, showing a willingness to take substantial risks to weaken Western power within the international system"

поэтому естественно никакого доступа к рынкам и технологиям не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Что противоречит продвигаемым идеям: economic liberalism, open markets, monetary cooperation

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Samoil

Не понятно только какие проблемы тут для США? Они то как раз разделяют труд, а тем на кого наложили санкции не дают чтобы им было дороже и проблемотичнее производить.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

А где указано, что для США будут проблемы?

Ответить
Развернуть ветку
Антошка Гармошка

SMIC и так под санкциями и без доступа к технологиям(де-юре). Давно уж обещают, что там наши процессоры запустят. А вот про то, что SMIC сделает фабрику дочернюю в России - вот это вот я слышал, потому что Мантуров об этом обмолвился))

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Примерно об этом речь. Китай просто ворует технологии а то что не ворует использует для укрепления КПК.

Ответить
Развернуть ветку
Kabanchik

Давно уже нет

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

у американцев на этот счет другое мнение.
"A congressional estimate in the U.S. placed the cost of Chinese intellectual property theft at 225–600 billion dollars yearly.
"

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Воровство у ASML за доллары?

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Вы хотите здесь прямо сейчас усироить дискуссию по отдельно взятой технологии? Вы серьезно? Написал то что написал.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Эта мировая практика прямо сейчас опровергается... мировой практикой.

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Чемезов, ты что ле?
Залогинься, будь ласка

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Кто такой Чемезов?

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Глава "Ростеха"
Светоч "импортозамещения" на Руси

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Как мировая практика разделения труда может опровергнуть утверждение о том, что пд-8 разрабатывается (и уже даже летает)?

В Перми вообще знают, что так нельзя?
Что за нечто там находилось под крылом летающей лаборатории на испытаниях, под названием "пд-8", если мировая практика опровергает его разработку?

Ответить
Развернуть ветку
Продавец Шаурмы

Вообще то ПД-8 это порезанный ПД-14, который в разработке с 2006 года. И до сих пор летает только в лабораториях. Насколько он годится для коммерческой авиации (где важен моторесурс и экономия керосина) - покажет только коммерческая эксплуатация, которой все нет и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Пд-8, пд-14, пд-35 это семейство двигателей, пд-14 начали делать первым и он уже прошёл все испытания и с весны этого года производится серийно для мс-21.
О планах разработать заявили в 2006 году, разработку начали в 2008. До серии дошёл за 16 лет. Считаете, что это слишком долго?
Ну например для мс21 собирались сначала закупать у американцев PW 1400. Это семейство начали разрабатывать в 2001, а в серию он пошёл в 2016, то есть ушло 15 лет.
Ну да, не быстрое дело - разрабатывать авиадвигатели)

По документам у него приемлемые (для современных турбовентиляторных двигателей 5 поколения) показатели и моторесурса и расхода топлива. По некоторым показателем так и вовсе "топ за свои деньги".
Меня радует, что мы по цепочке доебов подбираемся к "вот когда летные характеристики подтвердит в коммерческой эксплуатации, тогда и поговорим"

Ответить
Развернуть ветку
Продавец Шаурмы

Меня только не грузи. По документам у нас все "аналоговнет". А по факту там уже который год бьются за то, чтобы он реально не жрал керосин как ненормальный. Реальный результат их борьбы мы увидим только когда полетит МС-21.

И да, надо подтвердить. ПОтому что авиадвигатели делать в СССР умели и весьма неплохо. Но экономичность и коммерческие характеристики туда никогда не закладывались, и часть экспертизы осталась на Украине или ушла на пенсию. А для гражданского двигателя коммерческие показатели (особенно моторесурс и расход) - это главное

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Хммммм, поверить результатам испытаний и сертифицирующим органам, или незнакомцу с виси? Ну даже не знаю
Мс21 уже летал с пд-14, если что :)

Ответить
Развернуть ветку
Продавец Шаурмы

И где же "результаты испытаний" по тому же расходу (нет, не пресс релизы "аналоговнет")? :)

Ну как полет в составе летающей лабы или прототипа связан с коммерческой эксплуатацией?

Ответ - никак. Там даже режимы полета другие.

Только реальная комерческая эксплуатация покажет, тут без вариантов. Причем поскольку доделки сейчас идут в форсированном режиме (в тч и сертификация) при том, что авиастроители войной загружены - могут накосячить очень легко

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vadim Kudryavcev

у РФ свои пути. тот же СССР, единственный в мире, всю оснастку сам делал.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

И где он теперь

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фeдoтов

Вот в виде новости. Хорошо что мы не интегрировались до конца в это еэссообщество. Вот тогда была бы полная жопа, и не удивляюсь -так и было задумано.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Ну так никто и не спорит, первый ssj как раз был собран всем миром.
Теперь с нами сотрудничать не хотят - и что нам, лапки свесить, авиапромышленность разогнать и не летать?

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

А ты из говна и веток решил самолёты делать?

Ответить
Развернуть ветку
Иностранный агент

А есть еще какие-то варианты?

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Пересобрать технологическую школу, вложить миллиарды. Чтобы заново изобрести Боинг.

Ответить
Развернуть ветку
Иностранный агент

Ну так этим сейчас и занимаются, судя по новости

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Будем реалистами. Все придумано до нас или нами. В СССР был технологический задел и сейчас он прохерен. Что делать я не знаю. Наверное запускать на час летчиков в подгузниках.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

- чюваки зацените мы новый ssj запустили в небо на отечественной авионике
- фе, а че движок не наш
- ну пока так) так-то у нас и пд8 готов, но мы пока очкуем
- фе, так дела не делаются, и ваще самолёты надо строить всем миром.
- блин, ну нам не продают всякие нужные штуки, а что тогда делать?
- будем реалистами. СССР мог в одиночку строить самолёты, но щас так делать нельзя, потому что полимеры просраны.
а что делать не знаю, я ж не эксперт)))

Штош
Хорошо, что ОАК знает что делать :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иностранный агент

Ну наработки остались, понятно, что многое устарело и до Боинга с Айрбасом сейчас далеко, но если реально бросить все усилия на это, до результат будет.

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Результат должен быть технологически и экономически обоснованым. Без отваливающихся лонжеронов за миллиард.

Ответить
Развернуть ветку
A H

На это всем пох. Как всегда, зальют тоннами бабла. Благо на это «Деньги есть!»

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Друз Фаруэл
>Пд8 разрабатывается,

На SSJ вообще то обещали отечественный двиг еще задолго до санкций.
Так что очередное "он разрабатывается" примерно то же самое что "построим базу на луне к 2025 году."

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

Хорошо, тебе же виднее как разработки ведутся)

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

результат виден любому.

Ответить
Развернуть ветку
Друз Фаруэл

Базу на Луне видите?

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

ПД-14 уже готов.

Ответить
Развернуть ветку
Продавец Шаурмы

Угу, правда летает как и раньше только на лабах, и какие у него коммерческие характеристики - никому не ведомо

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Он серийно производится

Ответить
Развернуть ветку
Продавец Шаурмы

С апреля, на склад, причем склада никто не видел. Потому что МС-21 еще из испытаний не вышел.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Ресурс до снятия с крыла какой, например?

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Ни разу не спец в авиации (хотя как сказать) но. Нюансов и деталей импортозамещения в данном случае немало. Сказать можно все что угодно, но собственного, полностью локализованного самолёта нет ни у одной страны мира.

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Потому что оно нах не надо
Слишком дорого и муторно

Но у некоторых окуклившихся стран свой путь...

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

С919 Китай, Россию исключили из проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фeдoтов

О, ну наконец-то. Все производство иностранных самолетов зависит от тысячи поставщиков и комплектующих. И от нашего металла в т.ч.. Но Вадиму де надо свои пять копеек дешёвых воткнуть. По любому поводу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Тут не привыкли изучать детали болтовни официальных заявлений. Я про импортозамещение и постройку полностью отечественного самолёта читаю с самого начала нулевых. А по факту ...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Нейрослав Жепетеев

Дети TJ...

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Если ты работаешь в одк, то должен быть в курсе, что электродвигатели уже давно разработаны. Фактически середина прошлого века.
Проблема в элементах питания.

Ответить
Развернуть ветку
Таир Бакиев

Компактные электродвигатели (в частности с осевым потоком) как раз активно разрабатываются.
В середине прошлого века таких возможностей не было

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

можно и на некомпактных поездить (а КПД там давно под сотку). А вот с аккумами пока не очень хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

«Поездить»? Речь про авиацию, там не можно

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

ну об этом даже речи не может идти, это фантазии.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

Также говорили Жуковскому, циолковскому, братьям райт и королеву

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

не знаю, кто там и что говорил цилковскому (мечтать не вредно).
В современных самолетах масса топлива сравнима с массой самолета. Энергоемкость аккумуляторов на единицу массы на порядок ниже керосина.

Те для получения самолета со схожими характеристиками нужно увеличить его массу в разы. Либо снижать кратно дальность. В общем, конкурировать оно не сможет.

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

есть еще вариант дозаправляться в воздухе от солнца или лазерного луча. Ну и понятно дело аккумы становятся всё эффективней.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

тогда уж верхом на луче и лететь, никакие самолеты не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

такие вещи уже применяются в космонавтике, возможно скоро действительно самолеты будут болванками которых с земли будет питать направленный луч. Опять же сверхпроводимость на высоте проще реализовать из за низкой температуры.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

Есть ограничение в рамках действующих технологий, да. Может в ближайшие 10-20-30 лет не полетят (коммерчески успешно не полетят). Но никогда не говори никогда) поживем-увидим

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Электродвигатели в силу конструктива проще и легче топливных, особенно с системами подводки и управления.
Поэтому про компактность и вес это несерьезно.

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Так у SSJ100 проблема #1 — это как раз двигатели. Они с рождения страдали малым ресурсом, и производятся на уникальном заводе во Франции исключительно для SSJ100. Остальные агрегаты авиакомпании вроде бы более-менее научились добывать.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kudryavcev

уже давно исправили проблемы с "горячей частью" и с чем-то еще в двигателях. году так в 2018

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Новость от 5 июня 2023
https://t.me/mash_tech/618

Каждый десятый двигатель SSJ100 неисправен.

Каждый десятый Суперджет с французским двигателем SaM-146 сейчас неисправен, но ОДК по-прежнему не может проводить ремонт горячей части, а французская Safran прекратила поддержку из-за санкций. В авиакомпаниях опасаются, что их SSJ п...

Каждый десятый двигатель SSJ100 неисправен.

Каждый десятый Суперджет с французским двигателем SaM-146 сейчас неисправен, но ОДК по-прежнему не может проводить ремонт горячей части, а французская Safran прекратила поддержку из-за санкций. В авиакомпаниях опасаются, что их SSJ превратятся в недвижимость уже через год.

Сейчас на 157 самолетов установлено 314 двигателей SaM-146, из них в неисправном состоянии – 32. 15 подлежат ремонту, еще десять находятся в ремфонде и используются для "донорства" запчастей, а семь остались во Франции. За прошлый год в "ОДК-Сатурн" отремонтировали 46 двигателей, тогда как в 2021 году было 29 ремонтов. Рост в полтора раза вызван увеличением налета, и со временем эта цифра будет только расти.

"ОДК-Сатурн" получил одобрение Росавиации на "ремонт газогенератора SaM-146", который относится к зоне ответственности французской стороны, но лишь "заменой деталей с использованием демонтированных с неисправных двигателей-доноров". Cейчас ОДК продлевает ресурс двигателей на 1 тыс. циклов, этого хватит только на год полетов, а дальше могут возникнуть проблемы с ремонтом и обслуживанием.

Пока ОДК смогла импортозаместить только блок качалок, в июне намечен серийный выпуск топливных фильтров, в сентябре - свечей зажигания и аналога французских клапанов воздушного стартера. Впрочем, это только планы, а они имеют свойство сдвигаться и меняться.

Тем более что все усилия брошены на создание отечественного двигателя ПД-8 для SSJ. Он должен получить сертификацию уже в конце года. Во всяком случае такой срок назвали в Минпромторге. Правда, еще раньше в том же министерстве крайним сроком называли сентябрь.

Сертификат еще не получен, но в корпорации "Иркут" уже заявили, что готовы провести ремоторизацию и заменить двигатели SaM-146 на ПД-8, если того захотят собственники самолетов. Вот только замена двигателей на SSJ100, включая стоимость самих турбин, сопоставима с остаточной стоимостью самолета.

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Авионика?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Ну так для вертолётов (могу ошибаться) у нас вроде только отечественные двигатели и были всегда. Это я не только про военные.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

Ну почти, но нет. До 2014 производство было не в рф, сейчас в новом двигателе все агрегаты отечественные, это для крупных вертолетов. Легкие вертолеты вообще летали на канадских движках, сейчас разрабатывается отечественный двиг для легких вертов

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

Не разрабатывается а копируется. Да и бог с ним. Все давно придумано. Детали разработки есть?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

А, надо отвергнуть все мировые изобретения прошлого и начать со своего квадратного колеса? Так что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Д.

корежит от всего изобретенного в России?

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

Что на этот раз родина слонов изобрела? Колесо? А первой?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

Таков путь либерала.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мельников

какие именно

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kudryavcev

На "Мотор Сич" из Запорожья было много завязано

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

А сам Мотор Сич что это? Наследие советской школы (которое пытались продать китайцам, и даже частично продали)

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D1%87

Ответить
Развернуть ветку
Борис Моренко

Американцы попросили не продавать и капитализм сломался)

Ответить
Развернуть ветку
Echo

Ждем полета с российским двигателем.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Спасибо. Но нет. Не ждем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Киприан Лейн

Ща, китайцы тут завод по сборке своих двигателей простроят, и будет вам российский двигатель.

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Китайцы вроде с ролс-ройсем двигатель разрабатывают.
Из разработок с россией вышли

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Adren Ilare

От Лады Седан Баклажан

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

целых 54 минуты! это успех

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Летал 54 минуты и ни разу не упал! Мог бы и 55, но там уже, видимо, были сомнения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
617 комментариев
Раскрывать всегда