«Яндекс» разработал собственные лидары для беспилотных автомобилей Статьи редакции
Вместе с камерой, спроектированной в компании, новые датчики предоставят больше точных данных чем готовые решения от других разработчиков. Продавать устройства «Яндекс» не планирует.
«Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства. Датчиками будут также оснащаться автономные роботы-доставщики «Яндекс.Роверы», рассказали vc.ru в компании.
Инженеры «Яндекса» разработали лидары двух типов. Первый лидар с обзором 360 градусов собирает информацию об объектах вокруг беспилотного автомобиля. Он представляет собой устройство с лазером внутри, который с высокой скоростью крутится вокруг своей оси, и сенсорами для приёма лучей.
Второе устройство, разработанное в компании, — твердотельный лидар. В нём используется стационарный лазер с подвижным отражателем. Такой лидар имеет угол обзора 120 градусов и чаще всего используется для получения более детальных данных об объектах по направлению движения.
Камеры, созданные в «Яндексе», собраны специально для использования в беспилотниках. Они быстрее адаптируются к изменяющемуся освещению и лучше распознают светодиодные лампы.
«Яндекс» планирует использовать новые лидары и камеры в собственных беспилотных автомобилях и роботах-доставщиках и пока не намерен продавать свои сенсоры сторонним компаниям.
Зачем беспилотникам нужны лидары, камеры и радары
Подавляющее большинство компаний, разрабатывающих беспилотные автомобили, используют три типа сенсоров для того, чтобы «видеть» окружающий мир — лидары, камеры и радары. Совместная работа этих датчиков позволяет машине распознавать окружающие объекты, определять точные расстояния между ними и скорость их перемещения.
У каждого из датчиков есть свои ограничения, поэтому наиболее полные данные можно получить благодаря их совместной работе. Например, радар может обнаружить объект на расстоянии до 300 метров и узнать его скорость. Однако точности его данных недостаточно для того, чтобы понять тип объекта.
Камера позволяет беспилотнику распознавать окружающие предметы и определить такие детали, как надпись на дорожном знаке или сигнал светофора. При этом точность работы камеры зависит от погодных условий и освещения.
Лидар в современном беспилотном автомобиле является основным сенсором. Он сканирует пространство с помощью лазерных лучей, которые отражаются от объектов и создают трехмерную картину окружающей среды с расстояниями до каждого из них с точностью до сантиметра. Его работа не зависит от освещенности и погодных условиий, и он даёт более точную информацию об объекте, чем радар. Однако лидар не сможет определить цвет светофора или надпись на дорожном знаке.
Кроме того, лидар сегодня является наиболее дорогостоящим сенсором беспилотного автомобиля. Его стоимость на рынке варьируется от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. Поэтому некоторые компании — такие как Tesla и MobilEye — работают над созданием безлидарных систем, которые используют лишь данные с камер и радаров.
Зачем «Яндексу» собственный лидар
«Яндекс» в последние несколько лет собирал беспилотные автомобили с лидарами сторонних производителей. Например, чаще всего на машинах, которые ездят в Москве и на полигоне компании, можно было встретить устройства калифорнийского производителя Velodyne.
Переход на использование собственных лидаров даст три преимущества, рассказывают в «Яндексе». Во-первых, система беспилотного управления сможет на ходу изменять параметры лидара, чтобы подстраивать сканирование под разные дорожные сценарии и погодные условия.
Во время движения по трассе лидар «Яндекса» может сфокусироваться на отдельном объекте и, к примеру, на расстоянии 200 метров получить высокоточную картинку, которая поможет распознать пешехода или велосипедиста на дороге. В плотном городском движении с большим количеством разных участников движения лидар наоборот может сместить фокус на ближайшее окружение автомобиля, чтобы получить более детализированную картину всей улицы.
Во-вторых, собственный лидар позволяет инженерам получать доступ к «сырым» данным, не прошедшим первичную обработку на уровне устройства. «Лидары сторонних производителей анализируют и фильтруют данные на этапе сбора. Используя собственные лидары, мы получаем больше информации. Мы можем сами анализировать её, синхронизировать с данными с других сенсоров и лучше распознавать окружающие объекты», — рассказывает руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук.
В-третьих, собственная разработка лидаров позволяет снизить стоимость устройств. Компания не раскрывает стоимость разработки, однако по словам Полищука, цена собранных компанией прототипов уже вдвое ниже рыночной стоимости устройств, используемых для аналогичных задач. «При переходе к массовому производству они станут еще дешевле и позволят нам сэкономить до 75% на стоимости сенсоров», — поясняет Полищук.
Зачем «Яндексу» собственная камера
Камера, собранная инженерами, использует сенсор, который мгновенно адаптируется под изменяющиеся условия освещения — например, при выезде из тоннеля или подземной парковки.
Кроме того, сенсор позволяет избежать мерцания, которое часто возникает при съемке светодиодных ламп в огнях автомобилей, светофоров или дорожных знаков.
По словам инженеров «Яндекса», камера собрана специально для использования на беспилотном автомобиле, поэтому может стабильно работать в условиях агрессивной внешней среды.
«Яндекс» представил первые беспилотные автомобили в 2017 году. С начала 2018 года они проехали 1 млн километров по дорогам России, США и Израиля. Тестовый флот «Яндекса» сейчас насчитывает более 50 беспилотных машин. До конца 2021 года компания планирует запустить тестирование около тысячи беспилотников.
Разработчик беспилотных машин Waymo, принадлежащий Alphabet, также использует в своих машинах лидары и камеры собственного производства. Изначально Waymo как и «Яндекс» устанавливала датчики сторонних производителей, но в 2017 году компания решила создавать сенсоры для беспилотников самостоятельно.
В марте 2019 года компания объявила о планах продавать лидар Honeycomb, который используется для отслеживания слепых зон, сторонним компаниям, не конкурирующим с Waymo на рынке роботакси.
Молодцы. Успехов!
Будущее от Яндекс.Лидар: Объект признан нежелательным на территории РФ и не считается препятствием.
Кстати, всегда думал когда производители собственно лидаров останутся у обочины.
Вижу вас уже настал.
Ну вообще то сделать лидар это не два байта написать, даже с ресурсами Яндекса. Тем более за 8 месяцев.
Ну - так то лидар - это та же лазерная рулетка. Вот обработать сигнал самим - да, сложно
Вижу только 2 возможных причины: потому что сзади едет камаз с батарейками или этот лидар с советского танка сняли.
Мыслите шире.
1. Свое железо защищает софт. Например, конкуренты своровали софт, но преимущество получить не могут, так как он работает только со своим железом, которое своровать намного сложнее.
2. Свое железо - независимость от чужих ресурсов, читай - безопасность. Если введут санкции, конкурент перекупит производителя или производитель не сможет обеспечить высокий спрос, то Яндекс это никак не затронет.
3. Про рост капитализации и пр. можно не говорить, и так ясно.
Комментарий удален модератором
За 8 месяцев разработать свой лидар? Попахивает копированием чужих технологий.
Сняли с самолета либо подводной лодки
Гугл свои лидары тоже конкурентам не продаёт.
Вообще круть! Мегамолодцы!
А зачем все делают эти ссаные лидары, которые тупо меряют расстояние? Говорили же, что автомобиль будущего должен управляться одной-двумя камерами наверху за лобовым стеклом. Xilinx делает FPGA могучие для таких задач. Человек же глазами смотрит на дорогу и другие тачилы, а не лидарами. Лидары могут засрать грязью и пылью, а камеры за стеклоочистителями всегда чистые и дешевле. Я не понял почему все не развивают чисто CV-алгоритмы для этого, основанные на 30fps-видеопотоке, а занимаются какими-то лидарами?
А тем временем в группах с таксистами договариваются о новой дате забастовки, теперь уже в январе.
Да и похер на них. Это также смешно, как если бы доставщики еды устраивали забастовки. С этой работой справится любой у кого есть две ноги и две руки.
А чего не в декабре? Перед Новым годом заметнее было б!
А!.. Там же сезон и сенокос-надо денег заработать. А когда заказов мало - можно и пробастовать. Ну ок.
Чем больше бастующих таксистов, тем больше зарабатывают работающие таксисты.
Даже не представляю как эту ситуацию смогут изменить эти группы.
Всегда будут люди, которые выходят в такси на подработку.
Если за заказы будут в 2 раза больше платить, то они просто заменят тех кто бастует.
Комментарий недоступен
Сбербанкблер заявил, что в 1998 году неизвестные в неизвестное время вынесли неизвестное программное обеспечение ЭВМ, разместили его в сети интернет и написали на нем © Yandex.
Не думаю, что Сбер имеет отношение к этой истории. Скорее Мамут
Крутые! Лишь бы не отжали.
Классные картинки сравнения лидара, камеры и радара. Видно что понять что либо по радару и лидару очень трудно. Кажись те компании кто не используют лидары - правы. Либо лидар либо радар в этой тройке лишние. Я читал про новые разработки Nvidia так они очень качественно создают 3Д сцену из 2Д изображения. А с двух камер это наверное ещё проще сделать. Мне кажется что нужно использовать дешёвые твердотелые узконаправленные лидары вместо радара, что бы лучше видеть препятствия спереди. А огромный лидар с движущимся частями убрать, он очень дорогой и не любит тряски.
Думаю IRL будет несколько направленных лидаров, чтобы точнее распознавать данные камер и радаров. Массив лидаров будет в итоге дешевле, чем движущийся по кругу лидар.
А так - да, много экспериментов с техническим зрением со стерео камер
Все бы хорошо, но где флот беспилотников Нвидии? А все, кто реально ездит в городе (Веймо, ГМ Круз, Убер, Зукс простихоспади), все ездят на лидарах. Мне вообще нравится аргумент Илона Маска, что те, кто пользуется лидарами, просто не умеет нормально в computer vision. Это гугл-то в компьютер вижн не умеют? C'mon
Всё круто, только одно непонятно: зачем делать всё это в России? И что будет, когда придут, как к nginx?
отгадай почему яндекс - голландская компания LOL
юкосу это помогло отсудить 50 ярдов чистоганом
Собственный радар провинции Тяньджоу...
Хорошая новость, в этой области Яндекс большие молодцы
Возможно, но на соревнованиях их не было.
Так что пока один пиар.
Искренне рад успехам Яндекса!
Большие молодцы! Интересно, как обеспечивается надёжность первого лидара, который вращается. Предполагаю, что там коллекторный электродвигатель. Если ли его резервирование в случае отказа?
Есть резервирование: машина глохнет))) меняйте лидер,поезд дальше не идёт.
Комментарий недоступен
Не написано, где производят лидары Яндекса. "Собственное производство"- что это значит? У Яндекса появился завод лидаров? Или по чертежам сделали в Китае?
Ребятам из Яндекс респект. Очень много сил вложили в развитие беспилотных технологий.
Пока читал статью искал хоть одно упоминание про безопасность для глаз и стало страшно. У конкурентов это главная проблема же?
Что не так с глазами? Кмк, лидары роботов используют неопасные для глаз длины волн
🥓