Uber для путешествий: стартап для тех, кто перерос массовый туризм
Личный опыт – лучший источник бизнес-идей. В моем случае все началось с любви к путешествиям, которая регулярно пробивала дыру в бюджете. Однажды я осознала, что потратила десятки часов на планирование идеальной поездки в Париж, и задумалось: а что, если это можно монетизировать?
Дыра в бюджете и страсть к путешествиям
Я очень эмоциональный человек, который обожает путешествия, красивые вещи, интересные книги. В моей семье исторически считалось дурным тоном покупать драгоценности или какие-то дорогие вещи, потому что мои бабушка и дедушка, происходящие из старинных и очень богатых семей, верили, что лучшее, во что они могут вкладывать деньги – это в книги, в образование детей, в путешествия. И с тех пор я все свои деньги, по сути, спускаю на путешествия, до сих пор живя в семейной квартире в старом фонде.
И вот в феврале этого года, в очередной раз сев составлять подробный маршрут-расписание нашего с подругой путешествия в Париж, я вступила в группы местных в разных социальных сетях, стала искать маршруты и гайды на форумах, обратилась к AI. И так буквально по крупицам я собирала информацию, рекомендации, секретные места от парижан, верстала и соединяла разные маршруты. И в итоге получила план путешествия на 9 дней, скроенный ровно под наши интересы, вкусы и предпочтения.
Это был не первый мой опыт составления таких детальных маршрутов, но разница в тот раз была в том, что обычно я планировала путешествия для себя и для друзей в те места, где я свободно владела местным языком. Французский язык у меня на уровне A2, и я поняла, что потратила 2 недели по 2-3 часа ежедневной кропотливой работы. Но результат того стоил!!! А чуть позже, завтракая с другой подругой, я поделилась планами путешествий на лето и осень и пошутила (а на самом деле нет), что все заработанные деньги улетают в воспоминания о путешествиях. И получила ответ: «Самая лучшая работа – это начать монетизировать свое основное хобби и свою главную страсть».
Монетизация хобби
Именно в тот момент и возникла идея использовать весь свой профессиональный опыт для создания проекта, который объединил бы в себе и мою неудержимую любовь к путешествиям и дороге, и знание пяти иностранных языков, и навыки профессионального коммуникатора, и опыт серийного предпринимателя-создателя нескольких успешных стартапов.
И на первую стратегическую сессию с бизнес-стратегом я вышла с готовой идеей начать создавать и продавать маршруты путешествий по всему миру. Дальше было изучение рынка, тенденций в сфере туризма и аналитики развития ИИ, и вот я уже с командой перешла на следующий важный этап – проект обрел очень понятное направление – travel-design.
Исследование рынка: что оставит нам ИИ?
Теперь уже, проанализировав результаты всех исследований, интервью и фокус-групп, я могу с уверенностью утверждать, что travel-design – это единственное, что оставит нам ИИ в ближайшие 10 лет. Уже сейчас искусственный интеллект очень активно внедряется в сферу туризма, практически все виды бронирований можно осуществить через ChatGPT, усовершенствованные агрегаторы и мобильные приложения. Искусственный интеллект все чаще используется и в других сферах туристического бизнеса:
И единственное, где ИИ не справляется – это рекомендации неизбитых пешеходных маршрутов, ресторанов и кафе для местных, секретных мест и неизвестных интернету лавочек и блошиных рынков, красивых треков для хайкинга и водоемов для рыбалки, про которые знают местные тревел-дизайнеры и включают свои личные рекомендации в маршруты путешествий. Коммуникация «человек-человек» – это то, что, по мнению многих, не отберет у нас ИИ в ближайшее десятилетие.
Глубинные интервью и выбор в пользу уберизации
Убедившись в правильности выбранного направления, мы перешли к кастдэвам. Весь июнь ушел на проведение глубинных интервью с нашими потенциальными клиентами и анализ полученных ответов.
Кто такие наши клиенты?
Это люди, которым важно получить продукт с обещанием «ты покупаешь это, значит, уважаешь и ценишь себя». Люди, для которых скидки и горящие туры не важны, им важнее стать обладателями эксклюзивного, персонального, не доступного массам – «ограниченная партия», «единственная коллекция», «из редких/особенных материалов» и пр. На рынке предлагают стандартизированные услуги, созданные по четкому алгоритму, каждая категория людей получает стандартизированную услугу, и наша Целевая Аудитория не может найти предложение, которое дает им вкус жизни и мультидисциплинарное решение, свободу действий, интересный диалог.
После первых одиннадцати интервью стало очевидно, что все респонденты единогласно совпали в двух требованиях к услуге:
- Только коммуникация «человек-человек», никаких ботов!
- Абсолютно не важна степень известности и раскрученности автора маршрута. Основное требование: только местный житель, только локальный опыт и личные инсайты. Эксперт, который знает страну изнутри.
Для большинства респондентов были также характерны следующие ответы:
- Самостоятельные поездки, кастомизированные под респондента – единственный возможный формат путешествия.
- Задача тревел-дизайнера – подготовить маршрут поездки, который подходит заказчику «без компромиссов», реализовать идеальную картину путешествия с минимальными усилиями для клиента.
- Цена индивидуально разработанного маршрута определяется ценностью опыта тревел-дизайнера и уровнем запросов клиента.
- Скроенный под запросы и вкусы маршрут экономит огромное количество времени заказчика, по сравнению с если бы он это делал сам. И это стоит дорого. Если речь не идет о простой сборке из стандартных компонентов.
Были сформулированы следующие итоги и выводы проведенных кастдэвов:
И наконец, мы получили ядро продукта – не просто маршрут путешествия, а уверенность клиента в безупречном местном опыте тревел-дизайнера. Большинство респондентов были готовы платить за ликвидацию рисков, экономию времени и доступ к закрытой информации. Даже бюджетные путешественники оказались готовы платить за персонализацию маршрута, если сервис решает их боль.
Итогом июньских кастдэвов стала смена первоначальной концепции проекта и переход на формат «Уберизации» услуги. Так родился маркетплейс маршрутов путешествий от русскоговорящих местных жителей, в обязательном порядке постоянно или долгое время проживающих в локации, за которую они отвечают, работающих гидами или разрабатывающих авторские маршруты путешествий.
Маркетплейс маршрутов путешествий от русскоговорящих тревел-дизайнеров
В середине сентября уже можно с удовлетворением говорить, что в проект маркетплейса вошли более 50 русскоговорящих тревел-дизайнеров со всего мира. Географический охват: Россия, Европа, Африка, Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, Ближний Восток, Южная и Северная Америка. Перед командой стоит задача до конца октября постараться довести количество авторов маршрутов, представленных на маркетплейсе, до 100 человек. Как продюсер проекта я вручную отбираю тревел-дизайнеров и с каждым встречаюсь и знакомлюсь лично. Мы работаем по двум направлениям: готовые маршруты и индивидуальный сервис. Оба направления гарантируют получение Заказчиком детального маршрута путешествия в формате расписания на каждый день с рекомендациями и инструкциями от местного эксперта.
О принципиальном отличии нашего маркетплейса от других туристических агрегаторов, а также о том, что же представляет собой такая трендовая профессия как тревел-дизайнер, и на сколько она известна и понятна в России, – в следующих публикациях.