Возлюби дальнего своего: на Сахалине завершается Второй сезон паблик-арт проекта «Взгляды».
Вместе с журналистами пресс-тура, всего неделю назад мы слетали в Южно-Сахалинск исследовать паблик-арт проект «Взгляды».
Не знаю, как у других, но когда я забиваю в чат gpt интересные факты об острове, то в топе пунктов нахожу, что он является негласной столицей паблик-арта, на минуточку, в Южно-Сахалинске сейчас можно увидеть более 100 (!) муралов. Всё начиналось в 21-22г. с украшения среды, а с 2023 года в рамках «Взглядов», всё ещё при поддержке администрации, губернатора Лимаренко и мэра Надсадина, приобрело профессиональный фокус, с международным составом участников, среди которых американец Mata Ruda, швейцарец LPVDA и наши Shozy, Akue, Erendaj и другие классные ребята.
До какого-то момента город, понятно, не был главной точкой притяжения для туристов, прилетающих на остров всё-таки за природой — он находится далековато от моря, преимущественно низкоэтажные дома здесь, чтобы было нескучно, облицованы пластиковым цветным сайдингом, есть канатка и классные склоны, а в каждой семье минимум две машины, чтобы выезжать к красотам, мысам и на ловлю крабов.
Южно-Сахалинск сформировался в 1882 руками ссыльных каторжан, с 1905 по 1945 перешел в руки японцев, которые построили тут и железную дорогу, и несколько очень красивых зданий, например, Краеведческий музей, и святилища, так что по дороге в бухту Тихая можно увидеть священные Врата Тории.
Но задача проекта с муралами была сделать жизнь жителей в городе красочнее. Благодаря команде «Взглядов» эту функцию удалось наполнить эстетически и вшить в росписи внутренний замысел. Так, например, сегодня, если ты рановато приехал на местный рыбный рынок «Техник» (он с 9:30), можно пройтись до красивой работы Зии Мансурова «Аэропорт», которая не просто про птиц и рыб, а про разные эпизоды истории острова, изображенные так, словно это книжная иллюстрация.
На другом конце города работа Shozy «Сад невидимых тростников» задает его гиперреализму какое-то новое направление. В искаженные формы дома вплетаются тени сахалинского тростника, на которые стекают подтеки краски: это свежо и будит разные ассоциации, даже учитывая монохромность мурала. Цветных, ярких работ, конечно, больше, чего стоит только пластилиновый «Сахалин» Форка на фасаде Дворца детского творчества, но черные росписи в городе не уступают цветным.
Черный текстовый мурал для города неожиданно придумал Данила Салата, дизайнер из итальянской команды GENOS, которые успели поработать с Off-white и разными мировыми брендами, и говорят, что готовятся к Cosmoscow. В Милане художник влюбился в модель родом из Южно-Сахалинска, на роды прилетели в Южный, а там дошли руки и до мурала (концептуального, в духе Абиха), который обсуждался за крабом с журналистами. Кстати, чего стоит поймать краба — куратор проекта, Александр Мущенко, рассказал по своему опыту: нужно по восемь часов стоять в ледяной воде с кучей лунок, а потом столько же часов разбирать многоногого, занося инфекцию в руки и вылечиваясь потом сильными антибиотиками.
Тема II сезона проекта «система координат» оказалась воплощена в разных срезах: в составе участников из разных городов и стран, в распределении работ: много сделанных в центре росписей уравновесили муралами на выезде. И ещё она оказалась вплетена смыслово. Поэтому возвращаясь в зимнюю серую столицу из солнечного Сахалина первое, что вспоминаешь — красиво выведенное на стенке двухэтажки «Возлюби дальнего своего» от Павла Шугурова, художника из Владивостока. Напоминание, что стоит почаще бросать взгляды вдаль и выезжать куда-то за привычные пределы. В 2026 году команда украсит Южно-Сахалинск ещё и объемными скульптурами.