{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Мое путешествие на зимовку в Турцию через 9 стран Европы осенью 2022

Известные события внесли изюминку в маршрут. Вернее, полностью его перекроили. Получилось длинное захватывающее приключение, почти 8 000 км. Полиция была. Ночевки в лесах. Красота, вкусный кофе и друзья по пути. И даже атака шведского истребителя на лагерь беззаботного автотуриста. Я обо всем написал лонгрид.

Думал в какой раздел запостить рассказ. В Личный опыт — беспроигрышно, но ведь просится, просится Миграция. Разбавить унылую бытовуху с визами-арендой-едой-работой у так называемых релокантов. Терпеть это слово не могу, товарищи мигранты. Пусть будет Миграция. Без буквы Э, конечно.

Экспедиционная конфигурация авто очень подходит и для сезонной миграции тоже

Я решил зимовать в Турции еще в апреле 2022. В день когда вернулся с прошлой зимовки в Алании. Да, я автор книги «Как путешествовать по России на автомобиле», но зимой путешествую там, где тепло. Придется и про это книгу написать теперь, ну.

План был такой. Путешествую в сентябре по Русскому Северу, Кольскому п-ву и Хибинам. В октябре делаю необходимые приготовления: документы, обслуживание и тюнинг машины, рабочие процессы. В ноябре неспешно еду через Кавказ и Грузию, везде заезжаю в гости к своим.

На Кольском п-ве в сентябре очень, очень красиво. Советую.

Мобилизацию я встретил в Мурманске. Нежно погладил загранник с шенгеном. До границы было всего три часа езды, и вроде бы все нужное для зимовки — с собой. Да, я опасался не отправиться в путешествие верхом на танке (это в моем случае решается иначе), а что закроется выезд на зимовку. Решил что лучше будет заехать домой в Питер, заручиться поддержкой родных, немного пересобраться, и уже оттуда ехать как бы по плану, только на полтора месяца раньше. Съездил 400 км погулять на Рыбачий и поехал домой. Пятидневный поход без связи в Ловозерские тундры я отменил — настроения уже не было.

Тем временем население устроило на российско-грузинской границе такой дурдом, что соваться туда я посчитал бесперспективным. Объехать на внедорожнике взяточные посты на въезде в С.Осетию — это пожалуйста, тропы знаю, но Грузия виделась немного непредсказуемой. Поэтому — привет, недружественная Европа.

Финскую границу я прошел через МАПП Вяртсиля меньше чем за час. Все были милы и позитивны, кроме российских грустных пограничников.

- Собачку для досмотра приглашать будете?
- (что-то грубое), мы тут сами как собаки, а скоро мясом станем… проезжайте!

Границу финны закроют через несколько дней. Запасной вариант через Норвегию я в голове тоже держал.

Следующие три недели я живу в финском доме посреди леса. До ковида я часто ездил сюда на рыбалку. Тепло, уютно, неплохой 4G интернет для работы. Я работаю, занимаюсь трейлраннингом, бегаю полумарафоны по лесам, топлю камин.

Ваш довольный трейлраннер. Dикие, привет!

Камин только сначала романтичен, а потом становится унылой повинностью. Это хозяева попросили экономить электричество, которым дом отапливается штатно. Одна бабка сказала что соседи за отопление электричеством на 200 кв. м стали отдавать в месяц больше 1000€.

В приграничной с РФ финской провинции за три ковидных года многое пришло в упадок. Весь туризм накрылся одним местом. Плохо чувствует себя стройка — основными дачниками и потребителями строй-услуг были тут москвичи и питерцы. Ни одного нового дома за три года теперь. Общая унылость и среди местных. Скажем, в кафе куда на бизнес-ланч заезжает вся округа , я за два часа не увидел никого моложе 40.

Ну и мне было тоскливо жить в лесу. За три недели вживую, не в онлайне, я поговорил три раза: с управляющим хутором, с соседом, и с заехавшими на выходной финскими родными. Еще немного, и стал бы говорить с вещами, как Робинзон Крузо или тот дядька из кино с Томом Хэнксом.

Видите сколько народа и как все жаждут общения?

Тем временем мир снова меняется. Долетают слухи что в Таллине на выезде из парома россиянам аннулируют визы типа С. Это как у меня, туристический шенген-мультик. Но он нужен мне чтобы доехать до Турции. Поэтому я меняю маршрут — теперь без любых паромов вообще. И на 1500 км больше. Через Швецию, Данию и Германию.

Пора ехать, но у моей Mitsubishi барахлит стартер. Я не успел пофиксить это в Питере. Ремонт авто в финской глуши — примерно как в российской провинции. Деталей нет, работают честно, недорого, но оооочень неспешно. За стартером пришлось съездить в соседний город. Расходы на топливо примерно уравняли стоимость детали с таковой в российских магазинах. Так было проще и быстрее, потому что доставку в Финку пришлось бы ждать из Эстонии. Глобализация-с.

Наконец — старт! И первый квест. У меня нет иностранной банковской карты, а есть только пачка наличных евро. Которые не принимают в Швеции, потому что там кроны. Так вот, в финском Оулу я не смог найти работающий обменник кэша! Ок, на борту полный холодильник еды, 110 литров топлива за евро, и я захожу в Швецию. До ближайшего обменника в городе Лулео ресурсов мне хватит с запасом.

Оулу, красивый но бесполезный

Если вы не знаете кто я и как путешествую, то прочитайте мой пост про большие автомобильные путешествия по России — как я ездил в Магадан, например. Это я к чему — сейчас я путешествую в той же экспедиционной конфигурации, на той же машине. Сильный независимый автотурист. Кухня в кузове, холодильник, ночевка в отапливаемой палатке на крыше, работа онлайн.

Кстати о кухне. Поесть по дороге в Финке примерно везде обходилось мне в 12€. Кухня в кузове занимает время, но очень, очень экономит мигрантский бюджет.

Кебаб на тарелке за 12€

Перед тем, как уснуть на берегу моря около аэропорта Лулео, читаю в википедии про город. Тут есть металлургический завод, университет и база ВВС Швеции. Ничего интересного и важного — думаю. Гражданские самолеты тихие, да и трафик тут полтора рейса в сутки.

Проснулся я от дикого грохота над головой. Какой-то странный самолет, подумалось даже что тут авиакатастрофа случилась. Грохот стал удаляться. Слава богу — думаю, не упал. Но потом загудел обратно. И тут грохнуло так, что я аж подушкой накрылся. Характерный такой шум "выхода на сверхзвук". Тут я уже все понял.

ВПП гражданского аэропорта оказалась общей с военными — это я выяснил по OSM картам. И как раз в этот день полетели на учения истребители JAS 39 Gripen. Я специально их потом встретил на посадке чтобы посмотреть. Разворот после взлета и разгон они исполняли ровно над моей палаткой, и на очень низкой высоте.

Южная Швеция. Примерно такую по виду ночевку и остановку вероломно атаковали будущие солдаты НАТО

Наличные кроны работают как обычные деньги, но не везде. В сети кофеен Espresso House мне не продали кофе за кэш. Как и много где в Швеции, тут принимают только карты. Дикие люди, как они своим чернокожим уборщикам на зарплату в конверт собирают?

Город Лулео, Швеция

Пообедать и поработать заезжаю в Икею по рекомендации опытных ребят. В рабочий день немноголюдно, быстрый инет, уютно, фрикадельки.

- Чо я раньше так не делал в РФ, а ходил в кафехи?
(… потратил 15 минут на поиск выхода через весь чертов магазин)
- А, все, вспомнил!
За одни только эти лабиринты я нисколько не жалею что их ушли из РФ.

Прекрасный шведский город Йёнчёпинг. Рядом Хускварна — родина клевых бензопил, газонокосилок и всякой садовой фигни под бредом Gardena. И до недавнего времени — главный оружейный завод страны. Собрался пройтись 20 минут до набережной, а нагулял 12 километров, так тут мне понравилось.

Южная Швеция и Дания, в отличие от колхозной Финляндии, выглядят успешными. Заводики, трафик, экономика фигачит на максимальной передаче. Такое же ощущение от объездной Гамбурга в Германии — морской порт чрезвычайно могучий. А вот знаменитый Эресунский мост с проездом за 50 евро впечатления не произвел. Я как будто по дамбе в Кронштадт прокатился под Санкт-Петербургом. Мост на о-в Русский и Золотые ворота во Владивостоке круче.

В Германии я делаю крюк до города Аахен. Там друзья. Беседы на кухне, игры с детьми, прогулки и пробежки. Больше там мне — любителю гор, морей, свободы и разгильдяйства — делать было совершенно нечего. Я даже не смог найти поляну для съемок рекламы книги так, чтобы там не торчали отовсюду заборы или благоустройство.

Германия. Скукотень и зеленая энергетика из каждого угла

Намного приятнее Бавария. Тут горы и сосновые леса, уже можно въехать в лес на ночевку и не попасть на чей-то огород. Я нежно люблю Мюнхен, поэтому делаю здесь остановку на поработать и погулять. Город стоит первым на пути в Германию для украинских беженцев. Поэтому тут ситуация с ними уже ощущается — инфопункты, флажки, много характерной речи. Это было первое место в пути, где русскую речь я слышал чуть ли не чаще чем слова по-английски.

В Мюнхене тоже друзья. Снова кухня, вино и мигрантские беседы про кто куда и как.

Бавария

И тут пришло время решать со страховкой авто. Моя грин-карта заканчивается через 2 дня. Купить европейскую страховку в Германии для машины на российских номерах — неизвестно как. Быстро нахожу контору, которая продает грин-карты российских страховщиков, а оригинал полиса доставляет почтой. Я могу воспользоваться чьим-нибудь адресом в Европе, но не хочу ждать, поэтому договариваюсь забрать полис очно. В Братиславе, столице Словакии. Всего 50 км в сторону от маршрута.

Австрию проскакиваю без остановок. В Вене сильный туман, поэтому гулять не иду. Ночую уже в Словакии на туманном Дунае. Утром в братиславском ТЦ работаю и встречаюсь с девушкой-страховщицей. Ощущения от Братиславы — как будто я снова в Тамбове или Белгороде. Такой крепкий дух совка.

Словакия, Братислава. Дунай

В дороге слушаю разные книги. Преимущественно занудные, потому что ехать далеко — когда еще их бы выбрал? "Тень горы" ("Шантарам" лучше), Ремарк, Булгаков и Довлатов. Добрый совет мигрантам — не читайте депрессивную мигрантскую прозу, от нее можно вздернуться. Я переключился на книги по турецкой истории. Знаете, Османская империя очень напоминает одну там другую империю. Как тогда, так и сейчас. Еще в дороге послушал "Ненастье" любимого А.Иванова в прочтении любимого И.Литвинова. Про 90-ые, ПТСР "афганцев" и другую бытовуху мигрантам я тоже слушать не советую. Вот историческая проза у Иванова — ван лав навсегда.

Въезжаю в еще одну экс-империю — в Венгрию. Будапешт прекрасен, отдаю городу всю субботу. Сначала 14 км экскурсии в формате пробежки, затем баня-термы (о боже, это главная радость автопутешественника!!!), и снова прогулка. Город гуляет. Вау, венгерки ого-го какие свободные, каждая вторая в костюме шлюхи. А, так это хэллоуин! Окей, окей.

Ночной Будапешт - одновременно имперский и очень живой
Люди с буквой зю! Я  пробежал через весь Будапешт и нашел вам на последнем кадре гнездо всех ваших бед:)

В небольшом венгерском городе Сегед мне тоже было уютно и хорошо. А остальная Венгрия — деревенская.

Сегед

Около Сегеда проходит граница ЕС. Я ночевал снова рядом с рекой в 5 км от границы. Хотел пройти ее ночью, чтоб без очередей, поэтому долго спать не собирался. Проспал конечно до утра, и утром в лес ко мне заехала полиция. Документы их не интересовали. Спросили что я тут делаю, попросили больше рядом с границей не ночевать, расспросили куда еду, про палатку на крыше, и пожелали счастливого пути.

Это была вторая встреча с полицией. Первая случился в Швеции, в Хускварне. Менты ехали навстречу и решили посмотреть, что за приметная машина на чужих номерах крутится по их городку посреди ночи. В экипаже двое — мужчина и женщина. Забирают документы, уходят пробивать их по базе. Коп-тетка вскоре возвращается, показывает на карточку "Красного Креста" в паспорте — какое отношение к КК имеете? "Я трейлраннер" — рассказываю, "бегаю в лесу и в горах. Когда в нашей компании случились травмы, мы пошли и обучились первой помощи в "Красном Кресте". Она аж лицом переменилась — круто, говорит, вот бы и у нас такое было! Больше ничего не проверяли — расспросили про путешествия, повтыкали в мой инстаграм, глянули как устроено отопление для палатки, пожелали доброй ночи и укатили в темноту.

Знаете что спросили оба экипажа? "Не страшно одному ехать и в лесах ночевать?". "Не страшно" — говорю, "хотите покажу в Инстаграме где я один ездил?". Давно хочу написать мега-пост про как не страшно ездить, ночевать и штурмовать горы, но руки не доходят катастрофически. Очень на вашу поддержку рассчитываю.

Граница ЕС Венгрия-Сербия стремительна и легка. Я поехал не через большой погранпереход, а через какой-то колхозный. Реально, ворота как на советской автобазе, две будки, и все. Сунул в окно машины документы, забрал, поехал. На оба штампа в паспорт ушло минуты две.

А после границы не удержался и срезал некоторый крюк по колеям через свекольные поля. Я ж внедорожный турист, соскучился в той бюргерской Европе по любимым грунтовкам.

Если столица Словакии была похожа на Белгород, то сербский Белград похож на Ростов-на-Дону. Газпром, Лукойл, РЖД — все буквы свои, опять как будто не уезжал. И застройка. И парковки. И вообще. Встречаюсь с фейсбучной знакомой, потом целый день работаю из Икеи.

Чем запомнилась мне Болгария? Тем, что здесь появились горы, и тем что утром в первый раз было не только солнечно, но и реально тепло! Дыхание юга, ура!

Лето, лето вокруг!

Ну и вот турецкая граница уже. Тоже особо не досматривали, очередь на десяток машин. Боже, боже, я приехал! В первом же городе — это славный Эдирне — я бросаю машину в переулке, беру в уличном кафе турецкий чай "в рюмке" и батон хлеба в лавке, слушаю пение муэдзина с минарета мечети и ловлю в голове голоса: родная Турция! Какая она мне родная, я здесь только раз зимовал? Чудно это все конечно. Мелкие бытовые хлопоты — карточка платных дорог, сим-карта вместо роуминговых финской и российской. Полный бак по уже комфортной цене, и вперед, к берегу Черного моря на ночевку.

Любимый азиатский вайб

Нет смысла писать какой крутой Стамбул, мой любимый "город для свиданий". Тут у меня по плану замена масла в машине. Тема не очень актуальная, поэтому рассказ об этом желающие ищите у меня в телеграме про внедорожную Турцию, который в конце поста. Здесь скажу то, что езда по Стамбулу, особенно по азиатской стороне, с непривычки может нормально так утомить. Мне проще, водительские рефлексы помнят Индию и ЮВА, я тут как рыба в воде — толкаюсь, бибикаю.

Страна угадывается по деталям

Путешествие должно закончиться скоро, но не сейчас. Мне нужно посмотреть где в Турции жить, и непременно своими глазами, а не в постах на VC. Алания стала унылой, неприлично дорогой и проблемной с точки зрения ВНЖ.

Поэтому я делаю по стране крюк в 1000 км. Смотрю все южное побережье — Мерсин, Силифке, Анамур, Газипашу. Заезжаю в Аланию на встречу друзей — из Алании все разбегаются кто куда. Из перечисленных мест в мои хотелки попадает Газипаша, но там почти не сдают жилье.

Турция, спальный район Мерсина. Много ребят мигрирует именно сюда

Мерсин и Анталия не попадают в шорт-лист, потому что я не хочу зимовать в мегаполисе. Измир, Бодрум — по той же причине. Остается Фетхие. Я не был там, решаю сгонять. До прилета родных людей и зверей остается двое суток, нужно уже что-то решать.

В Фетхие я влюбляюсь с первого взгляда на горы и утренний город. Весь день катаюсь и гуляю. Не просто так конечно, а по объявлениям о жилье. Риэлторы из мигрантских чатов один за другим меня расстраивают. Открываю Сахибинден — это такой местный Авито, звоню по объявлению от хозяина и с первого раза все решаю. Потом снова в Анталию — встречать своих. Дальше будут некоторые бытовые конфузы, но это уже не очень важно, все налаживается.

Теперь я живу в Фетхие до мая. Работаю в айти удаленно.

Бухта Фетхие

А еще живу тем, ради чего и приехал в Турцию зимовать.

Разведываю внедорожные маршруты и заброски к горным трекам. Ликийская тропа, предгорья Юлука, пляжи Патары, каньоны парка Сакликент, горы и долины Таураса. Изучаю рынок внедорожного тюнинга и автотуристического снаряжения — ребята, тут оооочень интересно все! Автодома, кемпинг, треки в горы, зимой будет выставка про автотуризм — планирую сделать репортаж. А там и новая тема для книги будет.

Для русскоязычной тусы в Турции я складываю все свои местные открытия в ТГ-чат.

Внедорожная Турция по-русски: джипы, места, автопутешестия, 4х4-сервис, заброски в горы и треки Добро пожаловать всем аутдорщикам, джиперам, походникам и трейлраннерам. Чат общий и не коммерческий.

Помощь, консультации по автопутешествиям, кемпинговому и 4х4-тюнингу, поездкам на съемки в горы, локациям и эксклюзивным трипам типа моих — теперь моя вторая работа здесь, в очень подходящем для этого всего месте.

А про автопутешествия в России и СНГ по-прежнему продается моя книга — всем советую купить прямо сейчас чтобы готовиться к сезону-2023!

В Россию планирую вернуться летом, и это будет уже другое путешествие.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Zloy Sniper

Прочитал с интересом. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
YuEmRе

земляк, селям!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

До мая, внж по договору аренды? Налоги планируете платить в Турции?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

Да, по аренде, но рассчитываю что внж все же на год дадут
этот тип внж прямо запрещает работать в турции, поэтому работают и налоги плачу в российской юрисдикции

Ответить
Развернуть ветку
Оля Пименова

Андрей, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, на Сербской границе просят диагностическую карту на авто?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

у меня нигде не просили

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда