Заболеть космосом. Путешествие от Звёздного городка до Байконура

«В детстве каждый хотел стать космонавтом»

— я не считаю это выражение достоверным на 100%. Однако трудно поспорить с тем, что тема космоса окружена ореолом таинственности, притягательности и недосягаемости. Бесчисленное количество футуристичных фильмов предсказывают нам космическое будущее, ракеты в качестве персонального транспорта и туризм на Марс. При этом самые яркие впечатления о звёздных путешествиях у большинства из нас хранятся ещё со времён Советского Союза и первого полёта человека в космос.

По работе мне регулярно предлагают уникальные интересные проекты, благодаря которым я с уверенностью заявляю о том, что люблю свою работу. В очередной раз ко мне пришел еле живой проект мероприятия от Центра подготовки космонавтов им. Гагарина (ЦПК), со статусом «фиг знает когда”. Пролежав месяцев 10 у меня в бэклоге он неожиданно напомнил о себе письмом от организаторов с предложением приключения на 15 человек. »Надо делать” сказала я себе и стала одним из пятнадцати счастливчиков, прошедших путь настоящего космонавта от Звёздного городка до космодрома Байконур. Теперь же я решила взять в свои руки амбассадорство космической темы и рассказать о впечатлениях от нашего путешествия.

Первые сутки мы провели в закрытом Звёздном городке, недалеко от подмосковного города Королёв. Как примерные кандидаты в космонавты мы прослушали цикл лекций про быт на орбите и психологические требования к космонавтам, прошли первые проверки на пригодность, побывали в сурдокамере и увидели величественную центрифугу.

Вечером мне удалось прогуляться по городку. Я поймала ощущение застывшего Советского Союза в самом прекраснейшем из его проявлений: когда все одержимы единой идеей, верят в космическое будущее, знают каждого сотрудника ЦПК и о каждом говорят ласково и трепетно. В этот момент ты заряжаешься, как будто тебе самому в скором времени предстоит полёт. Возможно, из-за этого ты с лёгкостью запоминаешь интересные факты:

• Творог — главная валюта на МКС

Сублимированные кисломолочные продукты умеет делать только Россия, к тому же в состоянии невесомости из организма быстро выводится кальций. Поэтому русские космонавты щедро обменивают этот продукт на другие полезные предметы у иностранных коллег. В лучших традициях RPG.

• В ОАЭ есть национальный космонавт

Что делать, если у твоей страны есть желание отправить своего гражданина в космос, но нет собственной космической программы? Отправить его в космос с другой страной, у которой такая программа есть! Из трёх доступных вариантов ОАЭ выбрала отправить своего космического представителя именно с российского космодрома, доверяя нашим учёным как экспертам-первооткрывателям отрасли.

• Более половины кандидатов в космонавты не совершат свой полёт

ЦПК подготовил около 340 кандидатов в космонавты — и только около 110 из них совершили один и более полётов. С момента «трудоустройства» до первого полёта в среднем проходит 10 лет. Всё это время кандидаты изучают инженерию, медицину, биологию и другие науки.

• Космос вне политики

Вот где наступила утопия, о которой мы грезим в будущем.

Переночевав в отеле «Орбита» (как ещё ему называться в закрытом городке, где на каждый квадратный метр — по сотруднику космической отрасли), мы отправились на военный аэродром Чкаловский. Опущу часть о том, как проходит паспортный контроль на частном аэродроме (так как он практически ничем не отличается от обычного аэропорта), и сразу перейду к самолёту. Нам довелось лететь на ТУ-134 вдвое старше меня и с соответствующем тому времени интерьером. По прибытии мы заселились в отель ЦПК, пропитанный сладостным волнением перед космическим стартом. Нам провели экскурсию по территории отеля, где растут посаженные космонавтами деревья, и вывели на смотровую площадку с видом на реку в необъятной степи.

Заболеть космосом. Путешествие от Звёздного городка до Байконура

Для тех, кто ранее никогда не интересовался данным вопросом, Байконур — территория Казахстана, которую Российская Федерация взяла в аренду до 2050 года. Поэтому нельзя назвать город развивающимся: ни одна из стран не готова вкладываться в эту область, на 100% ей не принадлежащую. Положение также усугубляет то, что РФ строит ещё один космодром — Восточный в Амурской области, и все готовятся рано или поздно туда переезжать.

Сам город Байконур очень простой, самобытный и светящийся. Кажется, тут все лично знакомы с героями и оттого не придают этому большого значения. После длинного дня, перед самим сном, наш гид Сергей травил байки про космонавтов, показывал, где они живут, рассказывал, чем они занимаются на протяжении месяца и о чём переживают, покидая родную планету.

Утро поразило нас своим оранжевым рассветом. Мы встретили день Х на Марсе, уплетая в местной столовой несколько видов завтраков с булочкой. Выдвинулись в сторону космодрома: видели фауну Казахстана, архитектуру СССР и технологические прорывы России. За полтора часа до запуска грузового шаттла «Прогресс», который через двое суток должен был доставить на МКС запасы еды, воды и исследовательских препаратов, мы приехали на смотровую площадку.

Заболеть космосом. Путешествие от Звёздного городка до Байконура

На территории космодрома площадью 6,7 кв. км построено 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей. «Гагаринский старт» закрыт для всех в буквальном смысле: ворота заржавели в закрытом положении, и никто не может их открыть. Эти длинные железные конструкции раскиданы по степной пустыне как у скульптора-концептуалиста. Сюрреализма в эту картину добавляют лошади и верблюды, периодически попадающиеся на пути.

Наступает момент — и мы каждые 5 минут сверяем часы.

«Готовность к пуску один час, принял десятый». «Принята готовность к пуску 30 минут, пятый». «Второй: готовность к пуску 10 минут, принял». «Доклад руководителя работ принял. Первый». «Пуск». «Пуск». «Пуск».

С этого момента я поняла, почему все болеют космосом.