Как мы организовали производство геокуполов: косяки с подрядчиками, конкуренция с Китаем, потеря первого заказчика

Меня зовут Валерий Новокрещенов, я возглавляю компанию, которая производит геокуполы. Это домики в форме полусферы. В этой статье рассказываю нашу историю создания производства и через что мы прошли, прежде чем стали поставлять купольные конструкции по всей России.

Пример нашего геокупола.
Пример нашего геокупола.

Как пришла идея создать производство гкупольных конструкций

Года четыре назад мы с двумя партнерами узнали о глэмпингах и геокуполах. Нам стало интересно, где можно купить такие жилые модули и сколько они стоят.

Геокупол – это домик в форме полусферы. Внутри можно разместить всё, что нужно для жизни: кровати, зону отдыха, кухню, санузел с душем.

После мониторинга оказалось, что хороших предложений на рынке крайне мало. И мы подумали: а почему бы не начать их производить самостоятельно, раз продукт вызывает интерес. Так и возникла идея создать собственное производство.

Мы решили изготавливать сферические шатры (геокуполы) и сафари-палатки в Челябинске.

Почему именно здесь? В производстве геокуполов и палаток мы используем металлоконструкции, дерево, ПВХ-пленку, различные ткани и утеплитель. А Челябинск – промышленный город. В нем много производителей сырья, оптовых поставщиков и производственных площадок. К тому же я и мои партнёры живём в Челябинске.

У одного из партнёров уже было предприятие по производству металлоконструкций – в нашем распоряжении оказались опытные сварщики, слесари, станки, порошковая покраска.

Благодаря этому у нас получился полный цикл производства шатров, мы закупаем только материалы. Мы поделили между собой обязанности: я отвечаю за продажи и маркетинг, мой партнёр Иван – за общее развитие компании, а третий партнёр – за производство металлокаркаса и техническую часть.

Для продвижения бизнеса мы организуем съемки в глэмпингах наших заказчиков. На видео показали, как устроен геокупол внутри. Локация – «Хэллоферма» на озере Аллаки.

С чего началось создание компании по производству геокуполов

Для начала мы с партнёрами решили протестировать гипотезу. Идея с геокуполами была неплохая, но как она работает – нам было непонятно.

На самом первом этапе мы создали аккаунт на Avito, наполнили его материалом, создали сайт и запустили рекламную кампанию.

Уже на первом этапе мы провели огромную работу – изучили рынок глэмпингов, заполняемость, средний чек. В то время была пандемия и глэмпинги оказались забиты на 100%. Нас это приятно удивило.

Когда увидели, что пошли лиды и людям тема интересна, начали проектировать конструкцию геокупола. Один из партнёров – инженер-конструктор – создал все чертежи на несколько типоразмеров геокупола.

Мы приступили к изготовлению первого выставочного образца для себя – надо было понять, что нужно для производства. И уже через некоторое время я смог закрыть первую сделку – продал геокупол. Тот самый выставочный образец.

Так выглядит каркас геокупола в собранном виде.
Так выглядит каркас геокупола в собранном виде.

Как мы потеряли первого покупателя

Но было логично, что первого покупателя мы потеряли, потому что затянули со сроками. Для начала мы решили не делать полный цикл производства, а часть работ выполнить силами подрядчиков. Это была ошибка.

У нас не сразу получился металлический каркас, понадобилось время на переделку. А потом подвел подрядчик – мы заказали оболочку из ПВХ, а он спаял ее в отвратительном качестве.

Мы просто не могли себе позволить отправлять продукт в таком виде.

Стали искать другого подрядчика, но время было потеряно. Клиент отказался ждать, мы вернули деньги. Потом все-таки нашли компанию, которая паяла тенты для автомобилей и готова была спаять для нас тент на купол.

Но они тоже выдали такое качество, которое нас не устроило. Оказалось, что в Челябинске всё-таки нет компаний, которые могут хорошо паять ПВХ. Мы доделали шатер, продали его другому человеку и поняли, что однозначно надо запускать свое производство с полным циклом.

Как мы развивали компанию

Цех металлоконструкций был в нашем распоряжении. Нам предстояло открыть швейный цех и тентовый цех. Помещение под производство уже было – у нас есть другой бизнес, мы оптимизировали пространство и половину здания выделили под новое направление.

Закупили оборудование, наняли и обучили персонал и начали организовывать полный цикл производства.

Из оборудования мы закупили швейные машины для швейного цеха и станки ТВЧ для сварки ПВХ ткани. С пленкой – отдельная тема. Все подрядчики в Челябинске паяют пленку либо ручным феном, либо машинкой. Но с таким оборудованием тяжело достичь стабильного качества шва. Если оператор передержал фен, ПВХ плавится и подгорает. На белой ПВХ это сразу видно.

К тому же, если паять в не очень чистых условиях, на шов прилипает грязь.

А мы хотели, чтобы всё было идеально. Поэтому сразу приняли решение покупать станки ТВЧ. С одной стороны, качество заметно выше, а с другой – не нужна высокая квалификация оператора. Нажал, отпустил – и получил идеально ровный шов, пропаянный на 100%. Важно только правильно раскроить материал и соблюсти геометрию.

Три этапа производства геокупола. Мы пригласили оператора, чтобы тот поснимал наше производство. Это съемка со старых цехов, сейчас мы уже переехали.

С какими трудностями пришлось столкнуться

После того, как оборудование было закуплено, мы столкнулись со сложностью подбора персонала.

Оказалось, что очень тяжело найти хороших портных и швей. После выпуска из ПТУ люди не хотят работать по специальности – работа не самая простая. Но в итоге после долгих поисков нам удалось найти хороших сотрудников, которые отлично шьют.

Была и другая проблема – нам предстояло с нуля разработать технологию производства утеплителя, чтобы геокупол выдерживал минусовые температуры.

К нам обратился клиент с особым запросом – он хотел установить шатры в условиях крайнего севера. Мы нашли человека, который для Роскосмоса когда-то разрабатывал специальный утеплитель. Он помог нам создать легкое, прочное, энергоэффективное утепление и теперь наши шатры спокойно выдерживают до -30 °C и ниже. Почти космическая технология.

Наши куполы стоят даже на Крайнем Севере. 
Наши куполы стоят даже на Крайнем Севере. 

Почему мы решили организовать собственный полный цикл производства

Причин много. Во-первых, подрядчики не справлялись с объемом заказов и подводили по срокам. Мы сильно зависели от них.

Во-вторых, нас не всегда устраивало качество. А на своей площадке проще контролировать этот момент.

В-третьих, если сказать подрядчику «Сделай дешевле», то сразу пострадает качество. Со своим производством мы можем управлять себестоимостью и снижать ее за счет совершенствования технологии и работы с поставщиками – при покупке большого объема сырья нам дают скидку.

Поэтому здесь одни плюсы – полный цикл производства помог нам снизить себестоимость без снижения качества и при этом не зависеть от внешних факторов. Один из партнёров особенно настаивал на этом – он в производстве уже много лет, у него огромный опыт, есть понимание, что подрядчики часто подводят по срокам, а ты потом оправдываешься перед клиентом.

<p>Так выглядит станок для пайки ПВХ ткани.</p>

Так выглядит станок для пайки ПВХ ткани.

Почему мы продолжаем допиливать качество

Мы постоянно дорабатываем наши купола – нет предела совершенству.

Важно, чтобы в разобранном виде геокупол был максимально компактным и заказчик не переплачивал за доставку. Чтобы вес грузоместа был меньше, а монтаж конструкции – проще.

Поэтому мы стараемся делать так, чтобы покупатель смог собрать геокупол по инструкции без привлечения профессиональных монтажников. У наших конкурентов достаточно сложный монтаж утеплителя, каждый слой крепится отдельно с помощью специальных приспособлений. Это долго и сложно, себестоимость увеличивается.

Наш утеплитель можно закрепить за два часа без каких-то особых навыков. Мы это учли еще при проектировании.

На видео показали, как происходит сборка наших геокуполов:

Собрать такой купол можно за двое суток.

Спустя два года после запуска: наши выводы

Спустя два года стабильной работы мы поставили более 100 геокуполов практически во все уголки России: в Иркутск, Махачкалу, Санкт-Петербург, Москву, Киров, Екатеринбург, Владивосток, Калининград, ХМАО, ЯНАО и многие другие города, а также в страны СНГ и Черногорию.

Собственное производство – это большое преимущество. Но и огромный труд. Нужно не допускать затоваривания склада, при этом обеспечивать постоянной работой производство, одновременно следить за продажами, постоянно быть на связи со своими заказчиками.

Чего только не было за эти два года: мы расстались с одним из партнёров, переехали на новое место, поменяли нескольких поставщиков материалов, закупили новое оборудование, запустили производство мегакуполов под рестораны с диаметром в 10-12 метров.

Рынок за это время сильно изменился и вырос. Покупателям уже не нужно объяснять, что такое глэмпинг. Появились новые производители, новые виды модульных конструкций.

Мы стараемся отстроиться от конкурентов за счёт гибкости – у нас можно заказать от одного купола и самим управлять стоимостью заказа. Например, можно взять домокомплект в минимальной комплектации, самим подготовить основание под геокупол и сантехмодуль по нашим чертежам, докупить всю «начинку» (мебель, технику, санфаянс).

У нас в планах – расширять ассортимент. Предложим рынку более крупные шатры и пати-тенты. Планируем расширять конструкторский штат, чтобы брать индивидуальные заказы. Сейчас мы больше ориентированы на серийное производство.

Кроме того, дорабатываем бюджетную линейку для тех, кто хочет уложиться в 500 000 на один шатер. Рынок геокуполов большой, покупателей много, но часть из них живет в иллюзии, что глэмпинги – это дёшево.

Поэтому мы хотим удовлетворить запрос рынка, пусть для нас это будет и менее маржинальный продукт. Так мы отсечём конкурента – Китай. У китайских геокуполов низкая цена, но они очень сильно проигрывают в качестве.

На перспективу планируем привлекать инвесторов и сами строить глэмпинги по всей России. Находить интересные земельные участки, привлекать партнёров и создавать качественные туристические объекты.

Один из наших объектов – глэмпинг «Мысли» на озере Тургояк. Крайне популярен у туристов, потому что локация отличная. Вид из геокупола впечатляет.  
Один из наших объектов – глэмпинг «Мысли» на озере Тургояк. Крайне популярен у туристов, потому что локация отличная. Вид из геокупола впечатляет.  

Есть ли перспективы у глэмпингов

Рынок очень перспективный. Да, сейчас из-за напряженной обстановки в мире есть снижение деловой активности. Тем не менее, количество открывающихся глэмпингов в России растет ежегодно.

Учитывая природный потенциал и географию России, я вижу, что мы можем стать туристической меккой, как Турция или Египет. В границах одной страны можно побывать в Калининграде или на юге. Посмотреть на северное сияние, отдохнуть на Байкале или сплавиться по сибирским рекам.

А глэмпинги – это относительно простой и недорогой способ создать качественную инфраструктуру для отдыха. Они не требуют глобальных вложений, как при строительстве отеля. Можно уложиться в 1,5-2 млн рублей, чтобы запустить один геокупол, и достаточно 10 млн, чтобы открыть полноценный глэмпинг на 5 домиков.

Я вижу, что рынок огромен и пока он находится в стадии зародыша. Важно, кто первым займет эту нишу.

Подписывайтесь на мою группу Вконтакте, здесь регулярно делюсь новостями с производства: https://vk.com/my_geodesic_dome.

11
Начать дискуссию