Аутстаф: как Doubletapp помогает компаниям решать проблему с кадрами

Аутстаффинг в IT – тема резонансная, рождает немало внутренних противоречий, споров и вопросов об этичности сдачи в аренду собственных сотрудников. Аутстаф – инструмент гибкого взаимодействия в IT-индустрии, который позволяет кадрам быстро оказаться там, где они сильнее всего нужны, а продуктовым компаниям — укладываться в сроки релизов и опережать конкурентов. Мы в Doubletapp занимаемся аутстафом с 2020 года, знаем о подводных камнях и преимуществах такой работы с заказчиком и готовы поделиться опытом.

Аутстаф: как Doubletapp помогает компаниям решать проблему с кадрами

Что такое аутстаф

Аутстаф — это форма оказания услуг сервисными компаниями, которые предоставляют разработку, дизайн, аналитику, ML, продукт- и проджект-менеджмент для своих заказчиков. Оставляя за собой стратегическое управление продуктом, клиент покупает 100% времени нужных ему специалистов на нужный ему срок.

Аутстаф и аутсорс — в чем разница

Аутстаф — не единственный формат взаимодействия с привлечением внешней команды. Некоторым клиентам выгоднее максимально делегировать управление продуктом — это уже аутсорс. В этом случае на подрядчике лежат все процессы: наем, онбординг и развитие команды специалистов, планирование и распределение задач, соблюдение сроков, оформление отчетности, запуск и поддержка продукта.

Итак, разница между аутстафом и аутсорсом в том, на чьей стороне менеджмент. Заказчик хочет получить продукт под ключ и передать менеджмент агентству — нужна аутсорс-команда. Заказчик оставляет менеджмент на своей стороне и четко проговаривает, какие рабочие руки нужны — нужны специалисты на аутстаф. Например, мы запускаем проект нового мобильного приложения и у нас есть менеджмент, дизайн, но нет мобильной разработки — быстро организуем команду из аутстаф-специалистов с нужным грейдом и скиллами.

Если нашим заказчикам удобны какие-то смешанные форматы взаимодействия — пожалуйста. Например клиент собеседовал и утвердил каждого из членов рабочей группы, территориально команда работает у нас в офисе, но при этом полностью погружена в процессы заказчика, а менеджмент осуществляют наши тимлиды-аутстаферы.

В чем выгода аутстафа и как на нем сэкономить

Гибкость

При сменах экономического ландшафта, которые мы наблюдаем в последние 4 года, аутстаф помогает подстраиваться под экономическую реальность и быстро принимать кадровые решения. Если 10-15-20% штата компании работают на аутстафе, можно безболезненно отказаться от них или экстренно собрать команду и сделать работающий продукт раньше конкурентов. Это позволяет компаниям сохранять лидерство на рынке — не тормозить в создании IT-продуктов, на которых сейчас строится любой современный бизнес, и в нужный момент сокращать издержки.

Аутстаф-компаниям выгоден этот формат, потому что клиентов на рынке много, можно быстро выводить людей на проекты разных заказчиков.

Сотрудникам-аутстаферам нет нужды опасаться, что их отправят на биржу труда. Когда заканчивается один проект, сотрудник переходит в другой, третий. Материнская компания всегда позаботится и найдет новый проект, так как она на этом давно специализируется, имеет релевантные кейсы, хорошие отзывы, много клиентов, ее специалисты востребованы и с ними никаких проблем нет.

Экономия затрат на HR

Наем сотрудника в штат – длительный бюрократический процесс. Нужно найти специалистов на рынке, провести собеседование, дать (и проверить) тестовые задания, то есть привлечь не только HR, но и оторвать от дел узких специалистов и руководителей. А потом еще онбординг, притирка в коллективе… А если некому оценить компетенции соискателя? А если мало или нет таковых на рынке сейчас? А если нет времени на поиск?

Подрядчик уже имеет проверенных специалистов с готовыми резюме, которых можно собеседовать и быстро подключить без продолжительных бюрократических процедур: в среднем за 3–7 дней уже реально вывести человека на проект.

Наша компания обычно уже имеет заключенный договор с заказчиком, а на каждого нового специалиста или команду быстро подписывается доп. соглашение по согласованному шаблону, либо сразу же в договоре указываются все ставки и грейды, по которым можно оперативно выводить человека.

Специфическая экспертность

На аутстаф можно быстро привлечь специалистов, обладающих экспертностью, которой внутри компании нет, и которых клиенту будет сложно нанять самостоятельно.

Но нужно учесть, что таких специалистов обычно привлекают только от проверенных подрядчиков: они давно на рынке, имеют хорошие отзывы, смогли сработаться с крупными и сложными клиентами. Зачастую ЛПР на стороне заказчика лично знаком с подрядчиком и его командой и поэтому уверен, что получит качественных людей.

Экономия времени

В современном мире чем позже ты выкатываешь свой продукт, тем сложнее тебе будет занять рынок, потому что придется столкнуться с большей конкуренцией. Аутстаф-сотрудники экономят время заказчика на всех этапах: поиск и подбор, собеседование, наем, сопровождение, онбординг, обучение, организация рабочего места, расторжение отношений.

Иногда клиенту нужно быстро и сейчас проверить гипотезу, понять, стоит ли вкладываться в проект, взлетит / не взлетит. Нанимать работников в штат долго, но можно дешевле и быстрее привлечь компанию-подрядчика, чтобы пригласить специалистов, которые сделают работу оперативно. После этого, если проект взлетел, можно уже частично или полностью переводить его на инхаус-разработку, а если нет, то безболезненно закрыть.

Из нашего опыта: когда началась разработка мобильного приложения Яндекс Путешествий (в конце 2021 года), сложно было предсказать, как поведет себя рынок годом позже. И в момент релиза продукта в российской туристической индустрии свернули работу крупные зарубежные игроки, ниша оказалась временно свободной. Руками мобильных разработчиков Doubletapp было выполнено большинство работ по разработке и тестированию первой версии приложений под iOS и Android. Приложения оказались ложкой к обеду, у них хорошие оценки в сторах, число пользователей растет.

Обязательства аутстаф-партнера

Когда мы предлагаем ресурсы на аутстаф, подразумеваем, что это сотрудничество комфортно и выгодно для трех сторон – компании-подрядчика, компании-клиента и непосредственно сотрудника.

Мы как подрядчик отвечаем за то, что у специалиста достаточный опыт, релевантный требованиям заказчика. Чаще всего мы сами вырастили специалиста, знаем его софт и хард скиллы и можем предложить именно того сотрудника, который подойдет под конкретные задачи и готов к собеседованию.

70% собеседований с клиентом заканчиваются успешно, и сотрудник идет на проект клиента.

Мы вкладываемся в профессиональное развитие сотрудника, и оно не прекращается, когда он уходит работать на аутстаф — он ездит на конференции, проходит обучение, участвует во внутренних митапах, встречах «1 на 1». Нам важно, чтобы вектор карьерного роста был интересен самому сотруднику.

Отвечая на вопрос, заданный в начале статьи, этично ли сдавать сотрудников в аренду, можем заметить, что Doubletapp — проверенный работодатель на рынке сервисных компаний, который заботится о здоровье, профессиональном развитии, организации рабочего места, оборудовании, отпусках, больничных и бодром моральном духе игроков своей команды. Если по каким-то причинам сотрудник не готов идти на аутстаф в компанию клиента, к его мнению обязательно прислушаются.

Когда сотрудники уже перешли на проект клиента, мы следим за их успехами. Руководители на нашей стороне взаимодействуют с руководителями на стороне заказчика, обычно это регулярные созвоны, мы обсуждаем, какие жалобы и проблемы проблемы возникли, что не так с их стороны, что — с нашей стороны, как добиться, чтобы сотрудник работал эффективнее.

Например, во время работы над приложением Яндекс Путешествий для повышения продуктивности возникла идея погрузить аутстаферов Doubletapp в корпоративную среду и наладить командную работу с инхаус-сотрудниками. Их пригласили работать прямо в офис Яндекса, участвовать во всех внутренних активностях. Эта политика дала свои плоды.

Нам важно держать руку на пульсе, потому что это наша общая работа. Если специалист развивается классно, показывает высокие результаты, то и развивается проект клиента. Наш сотрудник набирается опыта, клиент доволен и настроен на долгосрочное сотрудничество, выигрывают все.

К чему нужно быть готовым клиенту

Зачастую заказчик сам стреляет себе в ногу и усложняет интеграцию внешнего специалиста. Классика: NDA подписан, но доступа к репозиторию, таск-трекерам и документации не дают. Если политика клиента не предполагает, что инхаус-команда не будет полностью погружена в сервис, который создается от ее лица, если нет плотной интеграции с процессами заказчика, если служба безопасности не предоставляет необходимых доступов, то стремительных результатов не ждите.

Вторая составляющая комфортной работы — настройка рабочей атмосферы в коллективе, чтобы внешние сотрудники не ощущали себя людьми второго сорта, чтобы не было разницы между рядовым сотрудником и рядовым аутстаф-сотрудником.

И подрядчику, и заказчику нужно объяснять в своих компаниях: мы работаем над одним проектом, мы одинаково мотивированы и вовлечены в проект, у нас одинаковые права и возможности влиять на этот проект и высказывать свое мнение.

Опыт Doubletapp

Мы занимаемся аутстафом более 4 лет, с 2020 года.

Наши сотрудники поработали на проектах как российских корпораций, так и в различных компаниях из США, ЕС и Великобритании.

Среди наших клиентов Яндекс, «Кинопоиск», Okko, Банк Точка и другие.

Подробнее о кейсах читайте в разделе «Проекты» на сайте Doubletapp.

22
Начать дискуссию