«Будем!» — площадка для поддержки любимых мест в кризис
Площадка, на которой гости могут поддержать свои любимые места в кризис 2020 года.
Контекст
Только начался 2020, грянул коронавирус, малому бизнесу сразу стало плохо: люди сидят дома, а бары, кафе, рестораны, студии разоряются. Бизнесу нужна поддержка и деньги, от государства пока ничего хорошего дождаться не удалось, поэтому каждый сам по себе крутится как может.
В то же время мы с коллегами работаем в стартапе Tokenomica — платформе для выпуска цифровых ценных бумаг. Понимая, что до выпуска ценной бумаги проект может и не дожить, мы придумали другой способ привлечь деньги проектам здесь и сейчас — по сути распродать будущий денежный поток этих самых проектов.
Идея
Идея родилась простая — сделать так, чтобы проект смог легко начать торговать сертификатами на будущие услуги, а лояльные гости могли легко покупать и потом использовать сертификаты, получая услуги со скидкой.
На идею натолкнуло решение, которое сделал Dictatura Æstetica Bar на Красном октябре, в который мы с коллегами из Tokenomica нередко ходим обедать и не только обедать:
Мы очень долго пытались понять, как это работает, и поняли лишь, что это какое-то сложное решение не от хорошей жизни и так делать не надо, поэтому сразу же решили делать коробочное решение, которое бы покрывало все стадии жизни сертификата.
Так родился «Будем!».
Стадии жизни сертификата выделили следующие:
- Информационная — нужно рассказать, что сертификат дает и где он действует.
- Платежная — пользователю нужно оплатить сертификат и получить его.
- Учетная — проекту нужно контролировать, сколько будущих услуг он распродал, сколько сертификатов и в каком объеме ему уже предъявили, а сколько еще в обороте.
- Финальная — пользователю нужно прийти в бар, кафе, ресторан и использовать сертификат, бару — проверить, что сертификат валиден.
Для реализации всего цикла идеально подходят пластиковые карточки и другие программы лояльности, но нам показалось, что в такой ситуации вряд ли кто-то сможет позволить себе такую заморочку. Более того, клиент сейчас сконцентрирован на выживании, поэтому нужно сделать за него как можно больше операций.
Немного контекста 2
Как я уже сказал, мы работаем в Tokenomica — задачи в «Асане» здесь не переводятся, а большие релизы идут за большими релизами непрерывно.
Поэтому реализовать проект решили со следующими ограничениями:
- Никакого нового кода от штатных программистов.
- Никакого дизайна от дизайнеров.
- Три человека и три дня на подготовку к старту продаж.
Благословляю
Реализация
Выбрали инструменты:
- Asana для управления задачами.
- Tilda для всех лендингов и страничек.
- Figma для иллюстраций.
- Эквайринг нескажукакой пока не снизят комиссию.
- Waves-кошелек как инструмент для выпуска, хранения и перевода баллов. Мы в Tokenomica используем Waves для выпуска цифровых ценных бумаг, но для этого кейса решили, что Waves подходит даже еще лучше — да, можно легко реализовать весь функционал работы с баллами через централизованную базу данных, но такую базу нужно строить и администрировать, а зачем, когда децентрализованная уже работает. Как бонус — удобное мобильное приложение для пользователей в комплекте.
Распределили задачи по категориям:
- Продукт — все, что связано с пользовательским путем: лендинги, шаблоны писем, инструкции, факи, автоматизация, прием денег.
- Процессы — внутреннее описание процедур, их автоматизация.
- Лигал — понятно, что война все спишет, но мы постарались максимально серьезно подойти к оформлению отношений между пользователями, заведениями и нами.
- Админ — все, что связано с мелкими задачами по документам и получению доступов.
- Маркетинг — все, что связано с подготовкой к запуску и с продажами.
Пользовательский путь выбрали такой.
Для бизнеса:
- Приходишь на лендинг.
- Заполняешь форму.
- Подписываешь договор, внося идентификационный платеж.
- Верстаем страницу по шаблону.
- Выпускаем токен.
- Добавляем в админку.
- Подсоединяем эквайринг.
- Бар получает QR код для приема баллов и ссылку на страницу.
- Бар идет рассказывать про страницу коммьюнити.
- Раз в неделю бар получает отчет по его сборам вместе с собранными деньгами.
Для пользователя:
- Пользователь на главной, выбирает заведение.
- На странице заведения вводит нужную сумму, платит картой.
- На почту приходит информация для доступа к кошельку с баллами.
- После карантина пользователь приходит в бар и переводит баллы, сканируя QR-код заведения.
- Заведение видит у себя начисление баллов, отмечает заказ как оплаченный по предоплате и отпускает гостя с богом.
Конкуренция
Мы увидели, что несколько баров уже запустили свои программы по продаже сертификатов, поэтому с самого начала отвели существенную часть скрипта для продажи описанию преимуществ нашего подхода перед другими решениями:
Над самодельными формами (как здесь) — простота учета и зачета баллов, нормальное юридическое структурирование, скорость запуска.
Над программами лояльности и купонными сервисами — быстрая и бесплатная настройка, супер низкая комиссия (если сравнивать с купонными сервисами).
Забегая вперед можно отметить, что сейчас любая комиссия воспринимается заведениями как нечто невозможное — приходится объяснять, что у нас тоже есть расходы, которые мы обязаны нести.
Результаты в части подготовки к запуску
Глобально — все получилось, в понедельник сервис был полностью готов к запуску. Что не получилось:
- Сделать совсем без программистов — пришлось потратить около 10 часов, чтобы доработать разработанные ранее механизмы по автоматизированном выпуску токенов и их переводу, подсоединив к простенькой админке. Можно было бы сделать и без автоматизации, но наша зондер-команда рисковала утонуть под запросами, а этого не хотелось.
- Успеть раньше всех — проекты уже сами начали собирать лендосики на Тильде, собирая деньги на личный аккаунт в яндекс.деньги (опять же, война все спишет, но мы решили так не делать).
Остальное получилось — все автоматизировали, лендинги нарисовали, письма сверстали, договоры вычитали, список таргетов (90 проектов) составили, список инфлюенсеров и сми для поддержки — финализировали.
Результаты по состоянию на сегодня
Запустились менее успешно, чем планировали: ожидали, что бары и кафе вообще не будут отказываться и поголовно вступят в ряды наших клиентов — время тяжелое, откладывать не имеет смысла, расходов никаких. Тем не менее добавление мест идет не так быстро — за сутки не очень активной работы по холодным контактам удалось добавить четыре места, да и не все добавились полноценно.
До инфлюенсеров руки дойдут завтра, со СМИ пока также не получилось — кто-то не занимается благотворительностью, а другие просто игнорируют.
Монетизация и планы
Изначально предполагалось, что мы будем зарабатывать несколько процентов сверху того, что тратим на эквайринг. Сейчас мы берем с проектов 5% от собранных средств, при этом 4% мы тратим на эквайринг — это очень больно, и мы пытаемся эту цифру снизить, но за сутки нам это не удалось.
Понимаем, что на этой истории мы не заработаем денег. Наши глобальные планы: сделать бары, кафе, студии с самым крепким коммьюнити акционированными барами — ведь каждый же хочет иметь свой бар, правда?
Если у вас уже есть бар — пишите budem@tokenomica.com или по контактам на сайте, мы вас оперативно добавим.
Оставляйте комментарии, пишите ваши идеи и предложения по доработке — бэк-лог пока почти пустой :)
Отличная идея ! Удачи вам!
Я лучше за фул прайс куплю услугу когда (если) она мне будет нужна чем куплю обещание дать скидку когда-нибудь потом.
Те кто уверен что их бизнес выживет через год пусть в банках кредитуются, а не за мой счет, ну а тем кто не уверен я денег за обещания тем более не дам ))
Справедливо.
А если я купил сертификат, а бар закрылся через месяц?
К сожалению, это ваш риск - бар обычно дополнительно предупреждает об этом на странице, но дополнительно описали в соглашении :(
Инструмент, скорее, рассчитан на лояльное заведению коммьюнити - вряд ли это можно считать хорошим инвестиционным инструментом, который позволит дешевле есть и пить в будущем.
В смысле "если"?
А смысл? Закроются одни, а на их место придут другие. Сейчас бы переживать из за "где присесть" пожрать.