«Кубики» вместо кода — год спустя
Ровно год назад мы опубликовали пост на трибуне, в котором рассказали историю low-code платформы Directual. Сегодня я поделюсь тем, что мы узнали на практике за год, и куда мы дальше двигаемся. Спойлер: кровавый энтерпрайз ушел на второй (и даже третий) план, а облачная версия платформы — на первый.
Что такое low-code?
Это подход, когда ИТ-продукты можно разрабатывать в визуальном интерфейсе. Также для этого в ходу близкие термины no-code или zero-code. Идея «накидывать приложение мышкой» появилась давно, но только в последнее годы такие продукты стали использоваться массово. Например, сейчас никто не кодит лендинги — их собирают на Tilda или Readymag. Даже наш текущий сайт на 100% сделан только дизайнером на no-code платформе Webflow. Предпосылки для такого подхода очевидны: программисты дорогие, плюс гибкость становится решающим фактором. Подвигать элементы мышкой и задеплоить по кнопке — это 5 минут. Писать ТЗ, ставить задачу и тестить — это дни, в лучшем случае.
Я бы выделил три группы low-code платформ:
Мы как раз сделали фокус на последнем пункте. Исторически, в нем меньше всего конкурентов, и он самый «программистский». Например, Firebase от Google можно частично отнести сюда. Или более простой Airtable. Причин неразвитости этого сегмента несколько. В том числе — стереотип, что на конструкторах можно сделать поделку на коленке, а для нормального решения надо нанимать программистов. Мы в Directual на своем примере доказали, что на современных low-code решениях можно делать как MVP стартапа, так и промышленные системы.
Смена фокуса в 2019
Начинали 2019 мы так:
- Крупные заказчики, для которых наша же команда делала на платформе проекты: ПИК, МТС. Для примера, среди решений были: внутрення база знаний (замена Confluence, в котором не хватало системы согласования), конструктор договоров, оптимизация логистики панелевозов.
- Пайплайн разработки строился, в первую очередь, под нужны консалтинг-офиса. Иногда в жертву функциональности приносилось удобство и продуманность фичи.
- Стратегия «заработать денег на крупняке», а потом уже инвестировать в публичное облако для широкого рынка.
Что из этого вышло — далее.
Цикл продажи в крупную компанию — год. Минимум. За этот год надо выстроить отношения, сделать бесплатный пилот (для которого, возможно, нужны доработки в платформу), договориться с безопасниками и айтишниками об установке в контур. И под это нужен штат: продажники, инженеры, менеджеры. Собственно, половина консалтинг-команды трудилась на разных пресейлах.
Инсталляция On-Premise решения, которое создано на сложной модульной платформе — это отдельная история. У многих заказчиков нет нормальных девопсов, которые могли бы эксплуатировать платформу. И на пилот в контуре серверы выделяются очень экономно. В итоге, многие ключевые инженеры занимались тем, что поднимали платформу в разных контурах заказчиков, в том числе без доступа к интернету.
Мы встали перед выбором: либо окончательно уходить в корпоративные «продажи печенью» и становиться еще одним системным интегратором (пусть даже модным, на собственной платформе), либо вспомнить, что нас вдохновило на создание этой компании, и запускать наконец-то наш продукт на широкий рынок.
В конце 2019 года мы решились на следующее:
- Сокращаем всю команду внедрения. Часть устраиваем к клиентам. Часть — переводим на партнерские отношения.
- Текущие проекты не бросаем, но делаем силами партнеров-студий.
- На основе отзывов, которые мы получили от 300 облачных бета-пользователей, делаем новую версию платформы. И открываем с ней публичное облако.
- К релизу готовим качественные учебные пособия.
Сейчас я уже могу сказать, что это решение было единственно верным (особенно на фоне карантина и падения всей экономики). Релиз мы подготовили, производство обучающих видео-уроков наладили. Партнерская схема реализации проектов веб-студиями себя оправдывает.
Что можно сделать на Directual?
Вот наглядная картинка из нашей документации (её мы еще обновляем, немного не успевая за фичами):
Что полностью разворачивается и настраивается на Directual:
- База данных. Отлично масштабируется, можно делать импорт/экспорт в Excel, ставить слушатели на внешние SQL-базы. Тут же хранится и ролевая модель, и файлы, и логи приложения. Под капотом: MongoDB (для данных) и PostgreSQL (для метаданных).
- Логика бэкенда. Наши сценарии (потоковая обработка данных) + отчеты (пакетная обработка). Из сценария можно постучаться во внешнюю систему через шаг http-запроса.
- API и RBAC. По-сути — один модуль, исторически называется Security layer. Это конструктор API с кучей настроек: фильтры, сортировки, синхронные сценарии и т. д. Для Академии пришлось делать два отдельных урока по API-конструктору.
- Портал Directual. Фича пока в альфе. Это то, что просили наши бета-тестеры. Не все готовы программировать свой фронтенд. Портал — это простой шаблон сайта, который поддерживает авторизацию. На страницы этого сайта можно накидывать компоненты, взаимодействующие с данными через API. Пока компонента три: текстовый блок, форма и отображение данных в виде карточек. Вот пример портала на Directual . Еще удобная функция: любую страницу можно вставлять как iframe к себе на сайт (в том числе собранному на конструкторах типа Webflow или Tilda).
Что не делается на Directual:
- Тонкий клиент веб-приложения, для которого платформа работает как REST-интерфейс. Хотя, как я писал выше, можно вставлять embedded-элементы. Сам фронт можно делать хоть на чем: React, Angular, Vue, JQuery. Для ReactJS мы сделали и выложили в open source: библиотеку компонентов Directual.design и boilerplate для упрощения работы с платформой как бэкендом.
- Мобильное приложение. Разрабатывается отдельно нативно или PWA, но может работать с теми же API-методами. Пример недавно запущенного iOS-приложения с бэком на Directual — Up&out (это что-то среднее между Tinder и Linkedin).
Для эффективного использования полезно знать основы проектирования баз данных и базу JavaScript (достаточно самого простого курса на той же Codecademy).
Предвосхищая вопрос: «Почему все на английском?», отвечу. Делать материалы на двух языках вдвое дольше. Поэтому мы пока выбрали один — международный.
Сколько стоит?
Бесплатный тариф позволяет делать все, но не нагружать платформу (по операциям процессинга — сценариям, и по запросам к API). Без ограничения по времени. Сколько надо, столько и эксперементируйте.
Тариф Startup. Дешево и сердито — $30 в месяц. С лимитами по нагрузке, которых вполне хватит на запуск MVP. Можно включить on-demand биллинг, тогда приложение не будет останавливаться при достижении лимитов, но будет сниматься дополнительная плата за превышение потребляемой мощности.
Business. За $300 вы получите в 20 раз выше лимиты, в 2,5 раза меньше цену за превышение. И SLA на 99% uptime. На таком тарифе у нас работают ребята из Schlumberger.
Что дальше?
Стратегически, наша задача следующая: дать простой и красивый инструмент для широкого рынка и вписаться в существующую экосистему low-code продуктов.
Тактически, будем делать упор на продвижение через контент-маркетинг, блог и полезные материалы формата «пошаговая инструкция как с помощью Directual и синей изоленты запилить стартап». Также хорошо видно, что развитии low-code продуктов большую роль играют сообщества пользователей. Присоединяйтесь к нашему — платформа уже открыта для регистрации!
В ближайших релизах мы планируем: добавить компонентов для портала, интеграцию с Zapier, новые кубики для сценариев. Вопросы и пожелания по фичам можно писать на форуме, или на почту hello@directual.com.
Также мы рады сотрудничать с веб-студиями. Обучим, поделимся лицензионными платежами, и даже клиентов можем подогнать.