Идея стартапа — фриланс без мошенничества

Периодически, в своём блоге рассказываю о проектах, где основатель пользуясь крупным сервисом в своей отрасли увидел серьёзные проблемы и запустил свой проект, добившись существенных успехов. Я решил попробовать эту идею на себе – проанализировал претензии к FL.Ru и попробовал сыграть на его недостатках. В этой статье хочу рассказать про первые шаги.

Идея

Все мы знаем о такой крупной фриланс-бирже, популярной в IT-сфере, как FL.ru: тут можно найти программиста, заказать сайт, воспользоваться услугами дизайнера, а также прочих специалистов, которые могут помочь при разработке нового продукта. Я, пользуюсь им сразу с двух сторон: во-первых, ищу там клиентов, которые хотят запустить маркетплейс услуг и предлагая RTPlatform, а во-вторых, отдаю часть мелких заказов на аутсорс, выступая в роли заказчика.

Про FL расхожи слухи, что на нём одни мошенники, но, на мой взгляд, они не до конца раскрывают суть проблемы. Конечно, кидалы там и правда встречаются, но, в основном, происходит тотальное недопонимание между заказчиками и исполнителями.

Заказчик размещает проект, в котором пишет что ему нужно, только не предоставляет, чёткого ТЗ, потому что понимания, что конкретно он хочет, у него нет. В лучшем случае, покажет на похожие сервисы и попросит сделать аналог изменив под себя. Программистов такие заказы мягко говоря смущают: видение клиента очень часто не совпадает с их пониманием поставленной задачи, а в итоге, когда продукт готов, клиент начинает жаловаться, что ему сделали не то.

В итоге – каждый считает другого мошенником. Программист уверен, что сделал всё со слов клиента, а раз что-то не было оговорено, то корректно доделывать за доплату. Заказчик же считает, что исполнитель не выполнил свои обязанности и просто обманул его, а теперь не хочет исправлять свои ошибки. Он уверен, что программист должен был задавать уточняющие вопросы, раз «не понимал, чего от него хотят».

Проблема и решение

Суть проблемы – в отсутствии взаимопонимания. Заказчик не может правильно объяснить, что ему нужно – у него просто нет опыта общения с разработчиком, а программист не знает, чего хочет его клиент и не имеет достаточных навыков переговоров.

Чтобы уберечься от мошенников, для собственных нужд, я запустил телеграм-канал, куда закидываю разные мелкие задачки по тем или иным проектам, на которые в данный момент не хватает своих ресурсов, и приглашаю туда уже проверенных фрилансеров. Тех, которые уже выполнили тестовое задание, и с которыми я уже работал, а потому знаю уровень их адекватности и компетентности.

Пример внутренней задачи​
Пример внутренней задачи​

Почему программисту выгоднее получать проекты от меня, чем продолжать искать работу на FL? Я вижу две основные причины.

Первая – проработка техзадания. Это как раз то, о чём я писал выше. То, что сказал мне заказчик, я перевожу на понятный для программиста язык, поэтому недопонимания, которое становится причиной длительных споров, не возникнет, либо кратно меньше, чем при работе со «стандартным» заказчиком. Так у программиста будет гарантия, что вся его работа будет оплачена, в полном соответствии с тщательно составленным ТЗ.

Вторая – гарантия заказа. Из своего опыта могу сказать, что около 80% размещаемых заказов на FL– пустышки, где заказчики просто прицениваются. До самой реализации проекта дело попросту не доходит. В моём телеграм-канале я, в любом случае, кого-то выберу – и если на проект откликнется три программиста, то любой из них с вероятностью в 33% получит заказ. Причём, остальным я всегда могу объяснить, почему выбрал не его.

Ценник я всегда предлагаю адекватный – понятное дело, что студиям у меня в канале делать нечего, но частникам, которые ориентируются на 80-120к за фултайм, есть что получить.

Проблемы маркетинга

Резонный вопрос: почему программисты с FL до сих пор не перешли ко мне в телеграм?

Причина простая – у меня слишком маленький трафик, и я не могу предлагать фрилансерам много работы. В неделю я публикую два-три заказа – это мало даже для одного человека, чтобы сидеть и только на меня одного работать. Особой конкуренции тоже нет – пока в канале работает только 15 человек.

Оценивая свой стартап со стороны, я вижу, что на нём слишком мало входящего потока – исполнителей достаточно, а клиентов кроме меня нет. При этом, если я начну запускать в канал других заказчиков, снова появится проблема непрофессиональных ТЗ, низкой стоимости работ, непонимание в общении с исполнителями – короче говоря, сломается сама концепция моего стартапа. Превратив канал в очередной трешовый FL, я просто разгоню всех программистов: зачем им сидеть у меня, если то же самое они могут получать на прежней площадке, причём, в большем объёме?

Получается, что я не могу конкурировать с ФЛ объёмом, но могу конкурировать с ним качеством. Значит, мне нужно его сохранять, ведь оно – единственное моё конкурентое преимущество перед конкурентом, которое делает моё предложение интересным.

Для клиентов этот стартап в первую очередь «переводчик», понимающий, что нужно им, и способный передать их видение продукта исполнителям. Я превращаю сумбурную идею клиента в грамотное техническое задание, согласовываю его с заказчиком и только после этого передаю на канал программистам. Всё точно так же, как происходит в студии – за тем отличием, что проект я отдаю не штатным работникам, а исполнителям из канала. Клиенту это выгодно: я помогаю ему избежать всех подводных камней и сэкономить не переплачивая в студии.

Статью эту я написал на самом деле не просто так. Исполнителей подбирать в формате конвейера я научился, интересно найдёт ли такой подход отклик у заказчиков.

Заказчикам я предоставлю:

  • проработанное техническое задание от площадки (в лице пока только одного меня)
  • подбор программиста в опыте требуемого стека разработки исходя из уровня профпригодности и стоимости услуг (подробно распишу достоинства и недостатки каждого кандидата)

Исполнители получат:

  • чёткое ТЗ, по которому они без опасений могут начать реализовывать проект
  • адекватный ценник за соответствующее задание

На чём я зарабатываю:

  • на составлении технических заданий,
  • на функции гаранта сделки и третейского судьи, если будут недопонимания

Обращаться можно в личку или в соцсети в профиле.

33 показа
5.1K5.1K открытий
59 комментариев

Поздравляю вы изобрели IT-консалтинг.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А поделитесь тогда ссылочкой на нечто подобное.
Вы хотя бы погуглите что подразумевают обычно под «IT консалтингом».

Ответить

Консалтинг рассматривал, как вариант, но уж больно слово дискредитировало себя да и обычные консультации мало кому интересны. Тут скорее стык услуг консалтинга, HR, и гаранта сделки.

Ответить

Привет! Сам работаю 3 года по подобной схеме и хотелось бы озвучить нюансы, с которыми в будущем обязательно придется столкнуться. 
1. По сути сейчас это агентский бизнес, у тебя есть ребята которые выполняют работу, ты её находишь и передаешь им, получаешь за это % от сделки. Всё отлично и приятно, когда масштаб небольшой и нет как таковой задачи агрессивно расширяться.
2. Когда появляются проблемы - когда твой пул заказчиков переходит определенную отметку. Ты один чисто физически не сможешь обрабатывать грамотно допустим даже 15 заявок в день. Сначала сможешь, но потом поймешь что оказался в рутине и это потолок. Из этого вытекают следующие сложности:
- Тебе нужно нанимать сотрудника, чтобы он начал составлять ТЗ, чтобы вся система работала. Найти сейчас хорошего аккаунт/проджект менеджера это великая сложность.
- С ростом числа заказов будет расти и количество брака. Задание не доделано, фрилансер посреди работы пропал, вносится третий раунд правок в задание и тп. На том этапе, когда количество работы равно или превышает ресурсы, каждый затраченный час на правки это минус прибыль. Так же люди после одного негативного опыта могут не вернуться к тебе.
3. Но это всё мелочи по сравнению с вопросом маржинальности. Если маржинальность сделок будет маленькой, то у тебя она будет съедаться операционкой. Себе на хлеб ты точно заработаешь, но рост бизнеса будет выглядеть как попытка выбраться из зыбучего песка - каждый следующий шаг всё больше усложняет работу и процессы. 
4. Я полагаю ты сейчас все деньги кладешь в карман. Может статься, что необходимость платить налоги поставит под вопрос целесообразность бизнеса. Цены могут не устраивать фрилансеров/заказчиков (с наценкой за налог) или сильно подрежут твою прибыльность. А по мере роста нужно будет содержать аккаунт менеджеров. Если один аккаунт справляется с 10 заказчиками, которые генерируют тебе 50к рублей в месяц, и аккаунт получает 35-40 - всё очень грустно. Это бизнес моделирование тоже стоит учитывать сразу.

Сама идея площадки с проверенными исполнителями и заказчикам (что тоже очень важно, неадекватов столько, что за голову берешься порой) отличная, потому что фриланс площадки дискредитированы и для меня каждый заход на ФЛ это сродни мукам. Но нужно заранее продумать решение тех проблем, про которые я написал выше, иначе будет очень медленный рост или долгая стагнация.

Ответить

Сергей, спасибо за детальный комментарий. Есть над чем подумать. В следующей статье постараюсь детально разобрать каждый пункт и рассказать как решаю или планирую решать каждую из проблем.

Ответить

Мне кажется нюанс фриланс-бирж в том, что они кроме полной постоплаты не предлагают варианты работы. 
А качественный исполнитель никогда не будет работать без предоплаты и тем более выполнять тестовые задания бесплатно.

А так, однозначно рынок требует обновления, успехов вам :))

Ответить