Стартап Boommy: Наша задача собрать на сайте только такие вещи, которые мы сами хотели бы иметь

Boommy Fashion - это смесь авторского бутика, европейской барахолки онлайн и социальной площадки для людей, которые любят часто обновлять гардероб и уважают секондхенд в лучшем из смыслов этого слова. Из описания на сайте:

  • Обновляй гардероб, не тратя на это много денег: покупай вещи у других пользователей, известных дизайнеров и магазинов;

  • Продавай собственные вещи, которые тебе наскучили или не подошли – и зарабатывай реальные деньги. На Boommy каждый может быть покупателем и продавцом;

  • Меняйся вещами с другими пользователями. Круговорот вещей в природе – это забота об экологии и ответственное потребление;

  • Находи новых стильных друзей: «подписывайся» на гардеробы других пользователей и общайся.


Мы расспросили основателей проекта, чем они вдохновлялись и какое будущее видят для своего стартапа.



Ольга Зеленая: Давайте с самого начала? Как появилась идея стартапа?

Дмитрий: В Boommy три основателя. Это я, Дмитрий Саушкин, CEO, Никита Шиленок – директор по продукту, и Антон Дергобузов – директор по маркетингу. Идея портала по обмену одеждой впервые в  2011 пришла моей жене Светлане и появилась из опыта обмена вещами, который, как оказалось, давно и успешно существует в реальной жизни между подружками. В декабре 2011 ко мне присоединился Антон, который помог доработать эту идею, а в марте мы уже настолько вдохновили Никиту этой идеей, что он переехал из спокойной и размеренной Дании в Москву.

Никита: К тому времени, я уже лет десять прожил в Дании. После окончания университета работал партнером в digital-агентстве. Около года назад как раз познакомился с Димой, и он пригласил меня в проект.

ОЗ: Какими площадками вы вдохновлялись? Знаю, что в англоязычном интернете есть подобные проекты.

ДС: Основная идея – это идея recommerсe и shared economy. Зародилась она в США, а распространение получила благодаря выстрелившим проектам, таким как Airbnb, Zipcar и другим. Суть ее в том, что не нужно тратить много денег на вещи, которые нужны тебе лишь в течение ограниченного времени. И важно, что стартапы, которые работают в этой сфере, создают инфраструктурные площадки под эти цели, меняют представление людей о вещах и способах их приобретения, коренным образом меняют поведение людей. Все это становиться возможным только в условиях активного социального взаимодействия между пользователями.

Мы строим Boommy как social marketplace, платформу, на которой удобно и выгодно покупать стильные вещи у пользователей и бутиков, а так же есть возможность дать своим вещам, которые не используются в гардеробе, новую жизнь, продав или обменяв их. Ключевое слово здесь – стильные вещи. Все вещи, которые выставляются на сайте, проходят модерирацию. Наша задача - собрать на ресурсе только такие вещи, которые мы сами хотели бы иметь в своем гардеробе.

И я уже говорил про социальность. Мы стремимся перенести существующий сегодня offline опыт продажи и обмена вещей среди подруг в online.

Ну а в-третьих, мы стремимся построить платформу, создаем экосистему, в которой будет  удобно и интересно жить стилистам, fashion блоггерам, дизайнерам, продавцам одежды и другим участникам этого процесса.



ОЗ: Хорошо. Расскажите о сайте: долго ли его делали? Сколько вообще денег ушло на запуск, хотя бы примерно?

ДС: Первый прототип сайта мы сделали в конце апреля, и протестировали на фокус-группах в мае. Мы его после этого еще раза два переделывали. Параллельно шло общение с потенциальными инвесторами, а в июне мы приступили к активной разработке продукта. Инвестиционную seed сделку подписали в июле.

НШ: С самого начала мы приняли решение вести разработку с помощью подрядчика. Это не дешево, но надежнее, чем с фрилансерами, так как фрилансеры могут заболеть, уехать или, не знаю, начать пить. Еще в апреле мы нашли надежного подрядчика и проработали с ним до конца декабря 2012.

ДС: Первоначальные инвестиции в разработку сайта были около 1,5 млн руб. Но вся штука с такими проектами в том, что однажды начавшись, разработка не останавливается никогда, так как всегда найдется что-то, без чего, кажется,  пользователям не удобно находиться на твоем сайте. В октябре мы запустились в beta версии. И стало понятно, что в некоторых местах мы перемудрили. То есть мы разработали сложные пользовательские сценарии, - а как показала жизнь, на самом деле многие вещи обстоят гораздо проще.



НШ: Сейчас наша основная идеология в разработке – это Lean management. С января мы собрали свою команду разработчиков в Белоруссии, и теперь стараемся максимально быстро тестировать гипотезы и оставлять на сайте лишь то, что реально нужно пользователям и действительно работает.

ОЗ: Сколько же всего человек в команде? 

ДС: сейчас у нас в команде 12 человек - разработчики в Белоруссии, дизайнер-юзабилист в Дании, менеджер по контенту (она же модератор). Сейчас активно ищем человека, который помог бы нам правильно выстроить ассортиментную политику вещей, наладил работу по привлечению на сайт бутиков и брендов и запустил процесс активной тематической работы с вещами.

Работа весь прошлый год строилась удаленно. Структура нашей команды, когда разработчики и менеджер по контенту в Минске, а usability дизайнер в Дании, предполагает удаленный стиль работы и руководства. Но мы понимаем, что любая компания проходит стадию, когда пора собираться вместе и становиться более централизованными. Сейчас мы как раз подошли к такому этапу.

ОЗ: Какие у вас показатели? Как много человек постоянно пользуется сайтом (просмотры/участники)?

ДС: Когда мы запускались, у нас был собран контент от 18 бутиков (что-то около 1 500 вещей). Сейчас на сайте представлено около 80 вендоров и почти 6 000 вещей. Причем сейчас идет активное наполнение вещей от пользователей. Первое время мы привлекали пользователей из групп ВКонтакте, но в какой-то момент поняли, что это не очень работает. С одной стороны, у людей из VK показатели конверсии сильно ниже, чем у аудитории из других источников. А с другой, очень трудно найти SMM менеджера по модной тематике - человека, который бы и в вещах разбирался, и знал, как аудиторию из соцсетей привлечь.

В общем, в декабре мы запустили один флайт продвижения с небольшим бюджетом. Попутно научились тестировать концепции. И сейчас на протяжении ближайших 6 месяцев рассматриваем рекламу, скорее, как инструмент быстрого тестирования гипотез, чем как инструмент продвижения.

Ежедневная аудитория сайта без рекламы сегодня – это  500 – 700 человек в день. И мы видим положительную динамику роста.

ОЗ: Вы уже как-то монетизированы? Процент с продаж, может быть? 

ДС: Сегодня сайт не монетизируется. Сейчас работаем над финансовым функционалом и через два-три месяца начнем брать процент от сделок, которые происходят между пользователями и бутиками. Еще есть мысли по поводу внедрения отдельных опций, которые могут принести доход - элементы внутренней валюты, механизм гарантирования сделок. И конечно, протестируем еще пару идей, о которых пока рано говорить.

Плюс, не исключаем размещение рекламы, хотя мы понимаем, что она не станет основным источником генерации прибыли в проекте.





ОЗ: Ок, это ясно. А какие видите перспективы? Может быть, пару планов, каких-то новых фишек раскроете?

ДС: Могу сказать, что будем упрощать и облегчать сделки и общение (наверное, именно тематическое общение) между пользователями. В марте сделаем редизайн сайта и добавим пару новых разделов. Не то чтобы нам текущий дизайн сайта не нравился, но мы активно работаем над увеличением конверсии и понимаем, что какие-то специфические фичи могут существенно помочь в этом.

У нас большой roadmap задач на среднесрочную перспективу. Точно будем работать над персонализацией пользователя в системе, автоматизации механизма создания луков и развитии социальных инструментов для e-commerce.

Ну а в долгосрочной перспективе… хотим построить миллиардную компанию, которая, как и многие проекты re-commerce и shared economy, сможет изменить поведение людей, сделав их в конце-концов свободнее и чуточку счастливее.

ОЗ: Спасибо!