Almamat: карьерный акселератор для ИТ-специалистов от основателя Zillion

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Грин, я сооснователь и CEO карьерного ИТ-акселератора Almamat. Главная идея проекта состоит в том, что человеческий капитал — это самый перспективный и доходный актив. Но расскажу обо всем по порядку.

Проблематика

Я хорошо знаком с рынком образования — работаю в этой сфере почти 18 лет. Руководил внедрением проектов «Школьная карта» и «Электронные дневники» задолго до появления других известных сервисов, занимался поставками учебного оборудования, популяризировал в России культуру вебинаров и обучающих онлайн-трансляций, в 2013 году основал онлайн-академию для развития гибких навыков Zillion. Мне всегда нравилось помогать людям найти свое место в мире.

На мой взгляд, у современной системы образования есть ряд недостатков. И главный — это отсутствие понятного результата. Люди вкладывают огромное количество времени, денег и сил на обучение в ВУЗах и курсы повышения квалификации, не получая никаких гарантий трудоустройства. Кто-то теряет мотивацию еще на середине пути, кто-то — ошибается в выборе и годами ходит на нелюбимую работу. При этом многие действительно хотят учиться — почти половина россиян готовы сменить профессию при наличии такой возможности.

С другой стороны, есть развивающийся рынок ИТ, который не первый год испытывает кадровый голод. Год от года растут зарплаты, увеличивается количество вакансий для начинающих специалистов, а эффективных инструментов для их подготовки все еще недостаточно.

119 290 рублей в месяц
Средняя зарплата в ИТ в первом полугодии 2020 года на основании 7218 анкет, по данным калькулятора зарплат «Моего круга»

Решение

Мы создали экосистему, которая дает людям, которые раньше никогда не работали в ИТ, возможность быстро и без финансовых затрат на начальном этапе погрузиться в профессию и помогает им трудоустроиться.

Компании, в свою очередь, получают новых специалистов с высоким уровнем мотивации, обладающих всеми необходимыми hard и soft скиллами. А еще, это отличный способ заработать — и не только для нас.

Как это работает

Мы не просто так назвали проект акселератором — это действительно очень похоже на программы для стартапов. Здесь также есть наставники, консультации, митапы. А вот преподавателей и учебников — нет. Мы имитируем рабочую среду, в которой студент с первого дня как будто начинает трудиться в ИТ-компании. Он учится программировать на реальных кейсах под руководством менторов, пробует себя в разных ролях, работает в команде. За все время обучения каждый студент меняет около 20 таких «мест работы». Так можно в кратчайшие сроки понять, насколько человеку вообще подходит эта сфера.

За участие в акселераторе не нужно платить сразу. Каждый ученик здесь — это актив. В его обучение вкладывается акселератор и/или третья сторона — это может быть как компания, так и частные инвесторы. Ученик возвращает вложенные в него деньги исключительно по факту трудоустройства. Постепенно, в течение нескольких лет и в том размере, который не будет бить по карману — обычно это примерно 10-12% от зарплаты.

В случае с ИТ рынком инвестиции в человеческий капитал несут за собой минимальные риски. Высокие зарплаты и стабильность в этой отрасли позволяют трудоустроенным кандидатам гарантировано вернуть вложения. Сумма каждой внешней инвестиции делится на 10 студентов — благодаря такому решению даже если кто-то из них не принесет результатов, вкладчик все равно получит свой доход.

Для попадания в программу нужно пройти строгий отбор. В интересах акселератора работать только с перспективными учениками, которые не только быстро усваивают материал, но и проявляют высокую степень самоорганизованности, умеют искать информацию и доказывают свою мотивированность. Мы находим лучших и даем им самое необходимое. В программах задействованы эксперты из крупнейших российских и международных ИТ-компаний, в частности из Google, Microsoft. Все процессы происходят онлайн.

Конкуренты

Проектов с такой моделью работы в России мы не видели. Похожие программы есть за рубежом. Например, в США — это компания Modern Labor. Создатели так же как и мы берут плату за обучение из будущей зарплаты. Однако между нами есть несколько отличий. К примеру, процент ежемесячных выплат после окончания обучающего курса у них чуть выше — 15%, но при этом во время учебы компания регулярно выплачивает стипендию. Надо сказать, что об этом мы тоже давно задумываемся и очень надеемся реализовать в ближайшее время за счет внешних инвестиций.

К тому же, у Modern Labor обучению нужно посвящать не менее 30 часов в неделю, тогда как у нас условия чуть более щадящие. Еще одно важное отличие Almamat — нашу программу могут дорабатывать крутые разработчики и инженеры со всего мира по принципу OpenSource.

В России ближе всего по формату к нам обучающие буткемпы, но все они в основном офлайновые и не гарантируют трудоустройства. В тоже время с натяжкой можно назвать конкурентами онлайн-курсы и университеты, но, опять же, гарантии трудоустройства они не дают, плюс — за них нужно платить на входе.

Какие изменения претерпел проект

Нам удалось довольно быстро запустить акселератор, однако еще год мы занимались доработками — корректировали бизнес-модель и образовательную программу. Экспертов нашли легко — с помощью личных связей, первых студентов привлекли через рекламу у блогеров.

Изначально, мы хотели сделать всю программу онлайн, чтобы она была доступна большему количеству студентов. Но, в конце концов, пошли на поводу у рынка и встроили в бизнес-модель офлайн-кампусы на последнем этапе обучения — было проще сделать так, чем объяснять всем, что без них можно спокойно обойтись. Вскоре пришла пандемия и доказала, что можно все делать в онлайне, за нас. Так что, думаю, к практикам кампусов мы больше возвращаться не будем.

Дальнейшие планы

В обозримом будущем мы собираемся:

  • привлечь больше международных участников к написанию программы
  • выйти на рынки Латинской Америки и Европы
  • организовать первые трудоустройства в американские ИТ-компании

В перспективе ближайших лет также выход на самоокупаемость, первая 1000 трудоустроенных студентов и первый миллион долларов от микро-инвесторов.

1717
14 комментариев

Я вот никак не могу понять россистему образования. Она каждый год выпускает под 500К инженеров (для сравнения, США в 2 раза меньше, Франция в 6 раз), что для не самого экспортно ориентированного и большого рынка овердофига. При этом, Греф и Тинькофф постоянно ноют о нехватке квалифицированных кадров

Тэкс. Постараюсь ответить вкратце, хотя все и так все знают. Я выпускался как инженер из МАИ (Московский Авиационный Институт) в 2015 году. Специальность "Средства связи с подвижными объектами". Вплоть до 4 курса нам, в лучшем случае, преподавали аналоговою схемотехнику, которая устарела лет на 20. Это в лучшем. Поять эти схемы,  естественно, никто и не собирался учить. Большинство преподавательского состава было, как говорится, с сединой в висках. Только после 4 курса преподаватели с выпускающей кафедры (на удивление сильный состав, состоящий по большей части из практикующих/совмещающих специалистов), стали давать нам материал по сотовой связи, так как, по их словами, "с самолетостроением в стране сами знаете как". И за это им огромное спасибо. По большей части это была внутренняя инициатива, чтоб дать хоть какую-то полезную информацию студентам. И поменять программу, утвержденную министерством образования, для них, насколько я помню, тоже было крайне непросто. Примерно в это же время за год количество учащихся в нашей группе сократилось более чем в два раза. Также благодаря преподавателям с выпускающей кафедры. Их ждал сюрпирз в виде кучи четверокурсников, большая часть из которых была с нулем математических/инженерных навыков. Были отчисления, разговоры о несправедливости, но я не буду врать, если скажу, что часть из этих отчисленных к 4 курсу в радиовузе не могла решить квадратного уравнения и не понимала что такое иррациональное число. И даже среди выпустившихся было много тех, кто дуб дубом, но взял свое напором. Например, люди по несколько раз сдавали дипломную работу, с перерывом в год, так как не могли ответить на простейшие вопросы по физике/передаче сигналов. И это ситуация в не самом плохом московском вузе, да еще и с инициативными преподавателями с кафедры. В других случаях бывает все еще хуже.

9

А вы видели этих «инженеров», смотрели, что они умеют?

1

Если совсем коротко, то дают часто неактуальные знания.
А много где даже и те бессистемно

Комментарий недоступен

что мешает крупным компаниям направить часть прибыли на создание корпоративных университетов и получить таки себе постоянный поток нужных специалистов?