Самые жизнеспособные стартапы - из сектора eCommerce или куда ушли $3 млрд.?
Автор Мiteigi nemoto провел любопытное исследование стартапов в базе Crunchbase.
По состоянию на апрель 2013 года, в CrunchBase зарегистрировано около 13 000 компаний с инвестициями свыше $1 млн, общая сумма инвестиций в эти компании оценивается примерно в $250 млрд, что составляет 65% от общей суммы учтенных инвестиций в базе данных ($386 млрд). На предмет банкротств были изучены примерно 3500 компаний, зарегистрированных в категориях eCommerce, Advertising, Search, Web, Game Video. Компании перечисленных категорий получили инвестиции в объеме ~$59 млрд.
В ручном режиме посещался каждый сайт. Когда сайт не открывался или содержал заглушку ("в разработке", "домен продается"), считалось, что компания банкрот. Однако компании, которые были поглощены, не попадали в список банкротов, за некоторым исключением. К слову, почти все сайты поглощенных компаний не открываются. Все цифры об инвестициях взяты с CrunchBase. Компании с особо крупными объемами инвестиций проверялись дополнительно на предмет поглощения или официального закрытия.
В данном исследовании все инвестиции в компанию, ставшую банкротом, считаются потерянными. В действительности, конечно, не всегда весь объем полученных инвестиций теряется. Какие-то вещи перепродаются, или часть средств еще не успели потратить, прежде чем закрыть сайт. Погрешность подсчета количества нерабочих сайтов, на мой взгляд, составляет не более 10%. Стоит заметить, что используемый метод является поверхностным и не отражает всей полноты процесса. Более глубокое исследование показало бы больший процент банкротств.
8% компаний оказались банкротами (277 из 3432). Объем потерянных инвестиций составил $2,8 млрд. — это почти 80% от объема всех инвестиций в стартапы РФ (если верить Rusbase). Однако, это меньше 5% от всей суммы инвестиций в исследуемом множестве компаний ($59 млрд).
* В этой сумме сидит одна феноменальная сделка — AOL покупает Bedo за $850 млн и продает через 2 года за $10 млн. Даже без этой сделки, по объему потерянных инвестиций самые рискованные проекты были в категориях Web, а Advertising и Game Video имееют одинаковый уровень риска. В категории же Search и Game Video самый большой процент банкротов. По проценту банкротов самыми жизнеспособными оказались компании в секторе eCommerce, — видимо, данные компании имеют наиболее понятную и стабильную модель монетизации.
Примерно 64% всех банкротов были основаны в период 2007-2011, 5-6 лет назад. Если же выбрать период с 2003 года, за последние десять лет, то получится 94% всех банкротств. Скорее всего, можно грубо округлить: за 10 лет отмирает 10% стартапов (рука так и тянется нарисовать 20% Парето, но это покажет только глубокое исследование).
Данные за 2012 год могут быть сильно занижены по отношению к другим годам из-за отсутствия данных в самой CrunchBase (сервис теряет популярность и актуальность).
Примерно 20% банкротов были с инвестициями более $10 млн. Еще 20% были проекты с инвестициями от 5 до 10 млн долларов.
Бытует мнение, что из 10 проектов "выстреливают" 1-2. Казалось бы, остальные 8 проектов должны умереть, — но проходит 10 лет, а проекты все живут и живут.
Выживаемость стартапов, получивших инвестиции более 1 млн долларов, можно считать высокой. Есть сомнения, что в следующие 10 лет 80% из оставшихся в списке компаний вдруг поспешно прекратят свое существование.
***
По состоянию на апрель 2013 года, в CrunchBase зарегистрировано около 13 000 компаний с инвестициями свыше $1 млн, общая сумма инвестиций в эти компании оценивается примерно в $250 млрд, что составляет 65% от общей суммы учтенных инвестиций в базе данных ($386 млрд). На предмет банкротств были изучены примерно 3500 компаний, зарегистрированных в категориях eCommerce, Advertising, Search, Web, Game Video. Компании перечисленных категорий получили инвестиции в объеме ~$59 млрд.
Как проводился анализ
В ручном режиме посещался каждый сайт. Когда сайт не открывался или содержал заглушку ("в разработке", "домен продается"), считалось, что компания банкрот. Однако компании, которые были поглощены, не попадали в список банкротов, за некоторым исключением. К слову, почти все сайты поглощенных компаний не открываются. Все цифры об инвестициях взяты с CrunchBase. Компании с особо крупными объемами инвестиций проверялись дополнительно на предмет поглощения или официального закрытия.
В данном исследовании все инвестиции в компанию, ставшую банкротом, считаются потерянными. В действительности, конечно, не всегда весь объем полученных инвестиций теряется. Какие-то вещи перепродаются, или часть средств еще не успели потратить, прежде чем закрыть сайт. Погрешность подсчета количества нерабочих сайтов, на мой взгляд, составляет не более 10%. Стоит заметить, что используемый метод является поверхностным и не отражает всей полноты процесса. Более глубокое исследование показало бы больший процент банкротств.
Результаты исследования
8% компаний оказались банкротами (277 из 3432). Объем потерянных инвестиций составил $2,8 млрд. — это почти 80% от объема всех инвестиций в стартапы РФ (если верить Rusbase). Однако, это меньше 5% от всей суммы инвестиций в исследуемом множестве компаний ($59 млрд).
Структура банкротств по отраслям
Отрасль | Число компаний в исследовании | Число закрытых компаний | Потерянные инвестиции, млн | Процент банкротов | Средняя инвестиция, млн |
eCommerce | 643 | 37 | $190 | 6% | $5 |
Advertising | 470 | 38 | $434 | 8% | $11 |
Search | 136 | 17 | $123 | 13% | $7 |
Web | 1538 | 127 | $1659* | 8% | $13 |
Web (без Bedo) | 1538 | 126 | $819 | 8% | $6,5 |
Game Video | 645 | 58 | $452 | 9% | $8 |
Итого | 3432 | 277 | $2858 | 8% | $10 |
* В этой сумме сидит одна феноменальная сделка — AOL покупает Bedo за $850 млн и продает через 2 года за $10 млн. Даже без этой сделки, по объему потерянных инвестиций самые рискованные проекты были в категориях Web, а Advertising и Game Video имееют одинаковый уровень риска. В категории же Search и Game Video самый большой процент банкротов. По проценту банкротов самыми жизнеспособными оказались компании в секторе eCommerce, — видимо, данные компании имеют наиболее понятную и стабильную модель монетизации.
Структура банкротств по году основания проектов
Примерно 64% всех банкротов были основаны в период 2007-2011, 5-6 лет назад. Если же выбрать период с 2003 года, за последние десять лет, то получится 94% всех банкротств. Скорее всего, можно грубо округлить: за 10 лет отмирает 10% стартапов (рука так и тянется нарисовать 20% Парето, но это покажет только глубокое исследование).
Число компаний, получивших инвестиции более 1 млн долларов по годам.
Данные за 2012 год могут быть сильно занижены по отношению к другим годам из-за отсутствия данных в самой CrunchBase (сервис теряет популярность и актуальность).
Tоп-25 банкротов
Примерно 20% банкротов были с инвестициями более $10 млн. Еще 20% были проекты с инвестициями от 5 до 10 млн долларов.
Название | Объем инвестиций, млн. долларов |
Kosmix | 55 |
AzoogleAds | 48 |
IGA Worldwide | 47 |
ezzai - how to arabia | 45 |
Digg | 44 |
adBrite | 40 |
Zango | 40 |
WebVisible | 37 |
Akimbo | 35 |
Local Matters | 35 |
Applied Identity | 33 |
Cuil | 33 |
Koolanoo Group | 32 |
OfficialVirtualDJ | 32 |
Guvera | 30 |
Happy Elements | 30 |
Ecast | 29 |
Gather | 27 |
OnRequest Images | 27 |
OnForce | 26 |
PharmaNation | 25 |
GoFish | 24 |
eBillme | 23 |
MediaTrust | 21 |
Extreme Reach | 20 |
Заключение
Бытует мнение, что из 10 проектов "выстреливают" 1-2. Казалось бы, остальные 8 проектов должны умереть, — но проходит 10 лет, а проекты все живут и живут.
Выживаемость стартапов, получивших инвестиции более 1 млн долларов, можно считать высокой. Есть сомнения, что в следующие 10 лет 80% из оставшихся в списке компаний вдруг поспешно прекратят свое существование.