Самые жизнеспособные стартапы - из сектора eCommerce или куда ушли $3 млрд.?

Самые жизнеспособные стартапы - из сектора eCommerce или куда ушли $3 млрд.?
Автор Мiteigi nemoto провел любопытное исследование стартапов в базе Crunchbase.

***




 

По состоянию на апрель 2013 года, в CrunchBase зарегистрировано около 13 000 компаний с инвестициями свыше $1 млн, общая сумма инвестиций в эти компании оценивается примерно в $250 млрд, что составляет 65% от общей суммы учтенных инвестиций в базе данных ($386 млрд). На предмет банкротств были изучены примерно 3500 компаний, зарегистрированных в категориях eCommerce, Advertising, Search, Web, Game Video. Компании перечисленных категорий получили инвестиции в объеме ~$59 млрд.

Как проводился анализ


В ручном режиме посещался каждый сайт. Когда сайт не открывался или содержал заглушку ("в разработке", "домен продается"), считалось, что компания банкрот. Однако компании, которые были поглощены, не попадали в список банкротов, за некоторым исключением. К слову, почти все сайты поглощенных компаний не открываются. Все цифры об инвестициях взяты с CrunchBase. Компании с особо крупными объемами инвестиций проверялись дополнительно на предмет поглощения или официального закрытия.

В данном исследовании все инвестиции в компанию, ставшую банкротом, считаются потерянными. В действительности, конечно, не всегда весь объем полученных инвестиций теряется. Какие-то вещи перепродаются, или часть средств еще не успели потратить, прежде чем закрыть сайт. Погрешность подсчета количества нерабочих сайтов, на мой взгляд, составляет не более 10%. Стоит заметить, что используемый метод является поверхностным и не отражает всей полноты процесса. Более глубокое исследование показало бы больший процент банкротств.

Результаты исследования


8% компаний оказались банкротами (277 из 3432). Объем потерянных инвестиций составил $2,8 млрд. — это почти 80% от объема всех инвестиций в стартапы РФ (если верить Rusbase). Однако, это меньше 5% от всей суммы инвестиций в исследуемом множестве компаний ($59 млрд).

Структура банкротств по отраслям


 








































































Отрасль Число компаний в исследовании Число закрытых компаний Потерянные инвестиции, млн Процент банкротов Средняя инвестиция, млн
eCommerce 643 37 $190 6% $5
Advertising 470 38 $434 8% $11
Search 136 17 $123 13% $7
Web 1538 127 $1659* 8% $13
Web (без Bedo) 1538 126 $819 8% $6,5
Game Video 645 58 $452 9% $8
Итого 3432 277 $2858 8% $10



 

* В этой сумме сидит одна феноменальная сделка — AOL покупает Bedo за $850 млн и продает через 2 года за $10 млн. Даже без этой сделки, по объему потерянных инвестиций самые рискованные проекты были в категориях Web, а Advertising и Game Video имееют одинаковый уровень риска. В категории же Search и Game Video самый большой процент банкротов. По проценту банкротов самыми жизнеспособными оказались компании в секторе eCommerce, — видимо, данные компании имеют наиболее понятную и стабильную модель монетизации.

 

Структура банкротств по году основания проектов


Примерно 64% всех банкротов были основаны в период 2007-2011, 5-6 лет назад. Если же выбрать период с 2003 года, за последние десять лет, то получится 94% всех банкротств. Скорее всего, можно грубо округлить: за 10 лет отмирает 10% стартапов (рука так и тянется нарисовать 20% Парето, но это покажет только глубокое исследование).

 



 

Число компаний, получивших инвестиции более 1 млн долларов по годам.


 



 

Данные за 2012 год могут быть сильно занижены по отношению к другим годам из-за отсутствия данных в самой CrunchBase (сервис теряет популярность и актуальность).

Tоп-25 банкротов


Примерно 20% банкротов были с инвестициями более $10 млн. Еще 20% были проекты с инвестициями от 5 до 10 млн долларов.

 
















































































































Название Объем инвестиций, млн. долларов
Kosmix 55
AzoogleAds 48
IGA Worldwide 47
ezzai - how to arabia 45
Digg 44
adBrite 40
Zango 40
WebVisible 37
Akimbo 35
Local Matters 35
Applied Identity 33
Cuil 33
Koolanoo Group 32
OfficialVirtualDJ 32
Guvera 30
Happy Elements 30
Ecast 29
Gather 27
OnRequest Images 27
OnForce 26
PharmaNation 25
GoFish 24
eBillme 23
MediaTrust 21
Extreme Reach 20







Заключение


Бытует мнение, что из 10 проектов "выстреливают" 1-2. Казалось бы, остальные 8 проектов должны умереть, — но проходит 10 лет, а проекты все живут и живут.

 
Выживаемость стартапов, получивших инвестиции более 1 млн долларов, можно считать высокой. Есть сомнения, что в следующие 10 лет 80% из оставшихся в списке компаний вдруг поспешно прекратят свое существование.