Правила публичных выступлений

Правила публичных выступлений

Основа успеха презентации стартапа — запоминающееся выступление перед аудиторией, например, инвесторами, пользователями, командой. Может показаться, что задача проста: выйти и рассказать о проекте, но многие начинают нервничать, из-за чего сбивается речь, возникают паузы, тратится время.

О том, как повысить эффективность питча и сделать так, чтобы вас заметили и запомнили, рассказала Светлана Винокурова, тренер по публичным выступлениям, руководитель школы ораторского мастерства «Человек Слова» и организатор конференции TEDx в России.

Из чего состоит выступление

Выступление состоит из трех основных компонентов: сценария, подачи и дизайна слайдов. В сценарии вы определяете цели, кто ваша аудитория и сколько у вас времени на выступление, а также прописываете основную структуру текста. Во время подачи вы используете интерактивные методы, юмор, аналогии и истории для привлечения внимания аудитории и поддержания интереса. Дизайн слайдов сопровождает выступление и помогает структурировать информацию.

Перед выступлением пульс может увеличиваться вдвое. Во время презентации работают различные ресурсы: мозг, тело, голос, дыхание, личные качества, кругозор и эрудиция. Но перед зрителями важно транслировать уверенность и спокойствие, чтобы слушатели воспринимали вас как эксперта.

Работа с вниманием зрителей

Внимание зрителей в публичных выступлениях имеет определенную динамику. На картинке показан цикл, который называется «эффектом края». Вначале выступления вы будете максимально интересны аудитории. Затем внимание постепенно будет снижаться, а в конце снова возрастет. Поэтому в конце рассказа о проекте выделяйте главную мысль и сформулируйте ее в одной фразе.

Правила публичных выступлений

В 90% случаев спикеры успешно справляются с началом своих выступлений. Те, кто готовится заранее, могут придумать более или менее удачное начало, но затем их речь идет на спад.

Приемы привлечения внимания во время публичного выступления

Смотрите аудитории в глаза. Этот прием создаст ощущение контакта. Однако не все смотрят на зрителей, особенно в онлайн-формате. Больше проблем возникает тогда, когда вы читаете текст со слайдов. Обычно, люди читают текст в 2–3 раза быстрее, чем говорят. Из-за этого сложно установить контакт с аудиторией, и их внимание рассеивается и появляется раздражение.

Для аудитории важно видеть ваше лицо и мимику. Если у вас нет второго экземпляра слайда, используйте небольшие экраны у сцены.

Обращайтесь к аудитории. Даже при чтении со слайдов у вас должна оставаться свободной хотя бы одна рука для пауз. Тренируйтесь фокусировать внимание аудитории на себе. Используйте такие фразы, как «обратите внимание», «если вы посмотрите на этот слайд, то вспомните…», «уважаемые дамы и господа», «друзья».

Задавайте вопросы аудитории. Задавайте зрителям закрытые, конкретные или риторические вопросы. Вопрос требует чуть большей паузы, а чтобы вопрос сработал как прием привлечения внимания, нужно сформировать начальный образ вашей презентации.

Возможно, вы уже используете риторические вопросы на своих слайдах. Каждый слайд можно озаглавить вопросом, например: «В чем проблема?», «Что мы предлагаем?» или «Каков наш план?». Так вы сами задаете вопрос и отвечаете на него утвердительными предложениями. Это помогает поддерживать внимание аудитории и разрушает усыпляющий паттерн.

Почему возникают паузы?

Паузы происходят из-за того, что вы репетируете сидя или без аудитории, глядя в никуда, или читаете с листа и торопитесь. А когда появляется живая аудитория, онлайн-аудитория, то возникают дополнительные паузы. Поэтому во время репетиции к презентации важно оставлять запас в 10–15%. Например, если питчинг длится три минуты, то во время репетиции постарайтесь уложиться в 2 минуты 40 секунд.

Смысловые паузы. Делайте паузы в речи, чтобы акцентировать внимание на важных моментах и подчеркнуть значимость сказанного.

Передвигайтесь по сцене. Двигайтесь во время выступления, чтобы привлечь внимание аудитории и сделать речь более динамичной. Однако помните о балансе статики и динамики, чтобы не потерять контакт с аудиторией.

Делайте акценты и меняйте интонацию. Выделяйте ключевые слова и фразы голосом, чтобы усилить их воздействие на слушателей. Интонация применяется по смыслу. Она возникает, когда в предложении есть что-то важное (слово или фраза), что вы хотите выделить. Вам нужно решить, на чем вы делаете акцент в каждом предложении.

«Представьте себе». Прием для добавления образности в речь. Когда вы используете этот прием, он включает воображение аудитории, словно перед ними опускается экран, на котором начинается проекция фильма. Это полезно, когда вы говорите о сложных, технических или абстрактных вещах. Также можно использовать прием «Вспомните», давая возможность слушателям окунуться в свои проминания.

Выделяйте НО. «Но» — это акцент, который позволяет сделать контрастное или сравнительное утверждение. «Но» может стать полезным инструментом, чтобы подчеркнуть контраст или противопоставить два утверждения, привлекая внимание мозга. Мозг способен оценить информацию только в контексте сравнения с чем-то другим.

Провоцируйте аудиторию. Провокация — это процесс, при котором человеку намеренно создают условия для переживания. Это вызывает внутренний конфликт и стимулирует выброс энергии. Однако этот прием не всегда эффективен, так как многие люди боятся негативных эмоций и не уверены, что смогут справиться с ними.

Создавайте интригу. Интрига — это обещание, которое выполняется не сразу. Например, вы задаете вопрос, на который нет ответа, а слушатели ждут, когда наступит развязка или закончится история. Именно на историях внимание всегда выше, они лучше запоминаются, чем факты.

Начать дискуссию