Дорога из благих намерений или стартап про удобную парковку

Представьте! Понедельник, вы за рулем, опаздываете на встречу к клиенту. Сквозь пробки продрались к его бизнес-центру. Внутренней парковки нет. Оглядываетесь по сторонам, где встать. И вдруг, прямо перед вами от БЦ отъезжает автомобиль, освобождая вам шикарное парковочное место.

Или, пятница. Вы едете в театр с красивой девушкой. Она в легкой шубке, вечернем платье, на каблуках, на помаде. А на улице февраль, снег/лед/слякоть. «Хорошо бы припарковаться поближе...» – думаете вы. И вот, снова, удача! Вам освобождает место другая тачка, в пятнадцати метрах от входа.

Такое возможно?!

Всем привет, меня зовут Владимир, и я запустил такой проект, который поможет вам парковаться удобно и гарантированно. В статье делюсь идеей, опытом запуска проекта и мыслями о человечестве. Буду очень рад комментариям, матерным словам и конструктивным вопросам.

TL;DR: Суть проекта – это мобильное приложение, в котором водители обмениваются инфой об освобождающихся парковочных местах. Я ищу парковку – сообщаю об этом системе. Я освобождаю парковку – сообщаю об этом системе. Система соединяет спрос и предложение.

Начало, благая идея

В эпоху каршеринга и электрокаров процесс поиска свободной парковки для автомобиля все еще стихиен и анархичен. Попытки властей централизованно решить проблему нехватки парковочных мест сводятся к увеличению платных зон и их стоимости, но все мы прекрасно понимаем, что машин уже давно больше, чем доступных парковок, в том числе платных.

Я живу в Питере. Моя основная работа половину времени связана с поездками по городу. 3-4 встречи в день, считай – норма. В Питере дела с парковкой, в том числе платной, обстоят из рук вон плохо. Езда по городу превращается в квест, который порой заканчивается на штрафстоянке.

И вот я, как-то раз, как в моей предыстории, сильно опаздываю на встречу к клиенту, кружу вокруг заветного БЦ в поисках свободного места. И как обидно в такие моменты, глядя в зеркало заднего вида, обнаружить, что там, позади дорожного потока, кто-то освобождает местечко.

15 минут – не могу найти место. Звоню клиенту, извиняюсь, плачусь про проблему с парковкой. А он мне – «Ща, подожди, от меня как раз уезжает человек, встанешь на его место, серый Вольво там найди». Я на радостях начинаю искать этот Вольво, еду медленно, торможу движение, сзади машины нервно сигналят. А Вольво все не найти. Звоню второй раз клиенту, «Где Вольво?». «Ну я то не знаю, вот телефон позвони ему». Звоню вольвовладельцу – не поднимает…

30 минут – кружу вокруг БЦ, пристально вглядываюсь в каждый припаркованный авто. Где же ты, чувак, кричу, где?! 3-й звонок клиенту… Через него наконец связываюсь с вольвистом. Короче, сильно я опоздал к клиенту в тот день.

Так мне в голову пришла идея приложения. Я назвал идею – «парк-шэринг».

Будь у меня прилада, которая показывает точку на карте, где условное серое Вольво СЕЙЧАС будет освобождать парковочное место – я бы сэкономил кучу времени, бензина и нервов. А, если это Вольво еще меня и подождет, чтобы уступить место именно мне!? Это же «сделает мир лучше!» Марк, Илон, звоните!

Быстрый гуглинг и браузинг апп-сторов показал, что буржуины что-то похожее уже мутят, но все еще очень колхозно и не массово. В России, на тот момент, ничего похожего не нашел. Обратился к своему другу, Дмитрию, который промышляет сайтами и аппсами, чтобы он дал фидбек по идее.

Забухали вдвоем. Димон проникся. Нашу первую концепцию составили такую. Все люди по природе своей доброжелательны и хотят сделать мир прекраснее. Мы, ведь, пропускаем пешеходов, пропускаем выезжающие со второстепенки авто, моргаем дальним светом или аварийками. Сообщество водителей это сообщество взаимопомощи! Надо только дать им инструмент, чтобы могли рапортовать: «я освобождаю парковочное место». Все остальное – дело техники, GPS, карта, пуш-уведомления и т.п.

Начальная версия прилады появилась за три месяца. По сути – две кнопки «Я паркуюсь», «Я освобождаю место» и карта. Тому, кто ищет парковочное место показываются точки, где места освобождаются. Тому, кто освобождает место – пуш-уведомление о том, что его выбрали и нужно подождать паркующегося. Назвать апп решили «2Park».

Кто здесь?!

Благодаря выбору названия через пару дней нашли первого «конкурента» с точно ТАКИМ ЖЕ неймингом. Из Армении. Суть их прилады близка нашей первоначальной наивной идее, где водила в реальном времени уведомляет систему о том, что он собирается покинуть такое-то место, а затем ждет какое-то время подъезжающего, держа ему парковку. Но, кажется, у коллег из Армении в приложении еще есть созвон по телефону между участниками парк-шэринга.

У себя идею прямой коммуникации между водилами мы сразу откинули. Более того, для конфиденциальности юзеров отказались от ввода госномера авто в качестве идентификатора машины. Оставили только цвет, марку и модель.

Визуально, у армян все серьезно, есть полноценная английская версия, 10 000+ скачиваний в Google Play и неплохие отзывы. Но, почему-то, нет обновлений с 2019 года.

Красивое приложение 2Park team
Красивое приложение 2Park team

Главное – у них есть оплата за переуступку парковки.

Easy money

Оценив появление конкурента собрались с Димоном. Забухали. Зафиксировали, что, судя по всему, к безвозмездной переуступке парковки общество, выбрасывающее окурки в окно автомобиля, действительно, пока не готово. Нужен стимул, мотивация, корысть. Всякие «е-баллы» откинули почти сразу. Решили, что речь будет идти о реальных денежных вознаграждениях, возможно, о P2P-платежах. Ну, и заодно, сразу обсудили способы монетизации проекта.

Когда в системе появляется звон монет сразу возникает много вопросов. Объект продажи и его цена? Стороны сделки? Подтверждение сделки? Налоги? На чем и сколько зарабатывает система?

Начали с последнего вопроса. Понятно, что интереснее всего зарабатывать на комиссии со «сделок». Ну ка, Димон, давай посчитаем, сколько тут примерно можно заработать? Открыли калки в телефонах...

Ответ оказался такой – дохрена! Не надо быть академиком, чтобы посчитать, сколько машин ежедневно маются в больших городах в поисках парковки. Это миллионы авто. И это только в России, не говоря уже о worldwide! Как говорил Стив, если мы займем всего лишь 1% рынка – мы уже заработаем кучу денег. Короче, с момента выключения калькулятора я понял, что обратного пути нет. Процесс парковки, явно, не оцифрован. А, раз это так, значит это клондайк. Рано или поздно, если не мы и не армяне, то кто-то другой, а может даже государство, создаст сервис по парк-шэрингу «номер 1».

Далее пошли более приземленные вопросы. Первый из них – а действительно ли здесь есть платежеспособный спрос? Если один водитель получает вознаграждение за переуступку парковки, значит другой – платит, когда паркуется!

Говоря о потенциальных «покупателях парковки», очевидно, что мы рассматриваем некую целевую группу «Комфорт+ и выше». При этом мы рассматриваем платеж в размере «стоимости чашки кофе», а если речь про переуступку платного городского парковочного места (да, да, провинциалы), то размер переплаты должен быть приемлемым.

Блиц-опрос фокус-группы выявил ценовой диапазон от 100 до 800 рублей, как допустимый уровень стоимости услуги «переуступка парковки». Тех, кто покупает услугу будем называть «Клиенты». Место и время парковки для них – базовые факторы. Определяющий же фактор – гарантированность парковки.

Второй приземленный вопрос – а будет ли в нашем маркетплейсе достаточное количество тех, кто за условные 100 рублей готов продавать информацию о том, что он покидает парковочное место? Казалось бы, все просто: собрался уезжать – нажми одну кнопку в приложении и подожди минут десять. А для Питера и Москвы – не более 2-3-х минут. Об ответе на этот вопрос чуть позже.

Короли парковок

Когда через еще пару месяцев обновленный релиз приложения с платежными функциями был готов, мы с Димоном торжественно назаливали его на наши мобильные девайсы и поехали на своих машинах по Питеру – играть и тестировать заработок. Все было круто! Вован сдает место, Димон принимает. Димон сдает место, Вован принимает. Схема рабочая! Бабки идут! ))

Мы подключили к тестам многочисленных знакомых, тестировали апп несколько недель. Вносили коррективы в UI, алгоритмы, условия оферты и т.п. Технически все работало неплохо. Однако, чем больше мы тестировали, тем больше понимали, что концепция рушится о скалу «здесь и сейчас». Когда я ищу парковку, она нужна мне в конкретном месте, а не там, где мне ее может предложить вторая сторона. Даже, если меня устраивает место – шанс того, что мы сойдемся по времени очень небольшой. Надо все время сидеть в приложении, сканировать карту, чтобы получить заветную парковку. То есть, как сказал Димон, для эффективной работы приложения в нем должна быть высокая ликвидность спроса и предложения. Стандартная проблема набора критической массы для маркетплейса.

Примерно в это же время нашли второго конкурента… Это оказалась еще более похожая на нашу идею прилада – ParkKing, разработанная, кстати, так же где-то на югах.

Навороченное приложение Aleksandr Voznyuk
Навороченное приложение Aleksandr Voznyuk

Снова стали анализировать свои и чужие преимущества и слабые стороны. Из ключевых недостатков в концепции конкурента отметили необходимость привязки банковской карты, чтобы начать пользоваться сервисом, а также озвученная наивная надежда на реал-тайм встречу двух сторон «здесь и сейчас». Ну и, пожалуй, еще, вебвью.

Планируй это

Поняв, что и у нас, и у конкурентов ключевая проблема всей затеи это отсутствие реал-тайм встречи спроса и предложения мы снова решили «забух...» Кстати, нет... в тот раз мы пили чай.

Вопрос обсуждения был таким. Может ли при небольшом количестве юзеров подобная система реально работать?

А что, если мы введем понятие “планирование парковки”. Клиент может оставить заявку на “бронирование” парковки заранее, вплоть до суток. Например, вечером, мы обычно знаем, куда поедем утром и ко скольки. Как и будильник, мы с вечера можем настроить свою заявку на необходимое нам утреннее время парковки и указать требуемое нам место. Это создаст спрос сильно заранее, наполнит систему информацией и поможет тем, кто «продает» парковочное место, увидеть заявки и, возможно, приготовиться к их выполнению.

Отсюда название нашего проекта – ParkPlan.

Все просто ParkPlan
Все просто ParkPlan

Ок, со спросом разобрались, но вернемся к вопросу, а будут ли в системе те, кто «продает»?

Тем временем, началась ковидная история. Самой популярной профессией стала профессия курьера. Даже таксисты переквалифицировались в доставщиков. И тут нам в голову пришла еще одна мысль! В стране есть целая армия людей на машинах, которые готовы за относительно небольшие деньги профессионально выполнять любую нужную для общества работу!

Не надо пытаться приучить обычных водителей «продавать» свою освобождающуюся парковку! Нам нужны профессиональные «Исполнители», готовые выполнять задания по поиску свободной парковки и удержанию ее до приезда «Клиента». Поэтому искать будем именно таких. И приложение им нужно отдельное, специализированное! Как с такси!

Кстати, забегая вперед, мы были ошеломлены тем, как водители-исполнители прониклись нашим проектом. Они нам постоянно советуют, как улучшить интерфейс, присылают скрины с выявленными багами, пишут, что готовы бесплатно участвовать в тестировании. А ведь в основной массе это обычные водилы-трудяги, те же таксисты, оставшиеся в пандемию без работы, сто раз обманутые и, поэтому, недоверчивые…

Свободная касса!

Пора дать ссылки. Наша прилада для iOS и для Android. Велкам, пипл!

Для Исполнителей пока только Android.

В ноябре 2020 мы запустили небольшую рекламную кампанию исключительно на Питер для тестирования конверсии и построения метрик. Скромный рекламный бюджет в 500 руб. в день приносит около 20 инсталляций ежедневно. Наш DAU сейчас ~120. Аудитория питерская на 80%, остальные размазаны по стране.

Количество «Исполнителей» растет быстрее, ценность продукта донести им оказалось проще. Все свои гипотезы на них мы уже подтвердили. Активнее всего идею подхватывают таксисты, понимая, что тут можно зарабатывать без активной езды по городу и нудных паксов. Стоило нам разок отключить сервис на регламентные работы – как тут же огребли от Исполнителей с претензией «нахрена вы выключили сервис?».

«Клиентам» концепция заходит сложнее, но среди тех, кто совершил первую успешную парковку, retention держится хороший. Даже не найдя «Исполнителя» 4-5 раз подряд клиент создает заявку снова, примерно раз в 2 дня. Ведь парковаться то как-то надо…

Встретимся на парковке!

В качестве резюме скажу, что наш стартап еще только в начале «дороги из благих намерений». Пробуем теории, пересматриваем интерфейсы, корректируем финмодель и алгоритмы. И мы ищем «горячие головы» в нашу команду!

Если проект вас заинтересовал или разозлил – пожалуйста, пишите в комментариях или в личку. К этому моменту мы уже собрали кучу критики и аплодисментов в адрес нашей идеи в некоторых соцмедиа. Дело за vc!

Ах, да! Еще ловите промо-код на 500 рублей для заказов в нашей системе: PLAN-VCRU. Но торопитесь! Промик работает только на первую тысячу инстоллов.

Спасибо за внимание!

11 показ
2K2K открытий
34 комментария

Ахах... Ничего себе вы оху....е ребята. Перепродажа государственной собственности. Интересно, что об этом думают в прокуратуре. 
Ну и в целом, очень тупая идея. Потому что будет вот так: Предпримчевые граждане которые хотят нажиться на пустом месте (оцените игру слов)) будут специально занимать места с целью перепродажи. И толку от вашего приложения точно не будет. Просто паркинг станет ещё дороже, но я думаю что все равно у вас ничего не выйдет, так как только вы начнёте продвижение, к вам придет прокуратура. 
Ваша схема заработка выглядит как "давайте перекроем улицу и будем брать деньги с прохожих, кому срочно нужно пройти". 

Ответить

Оценка очень похожа на правду.
Поднимусь над схваткой.

Сейчас не хватает парковочных мест рандомным ищущим.
Если начнет работать предлагаемое приложение - начнет не хватать парковок менее рандомным - менее предусмотрительным/менее богатым.
Мест не прибавится, социальная напряженность возрастет.

Простое повышение оплаты за въезд в центр, уменьшение такой оплаты за машины с несколькими пассажирами, повышение платы за парковки - вот работающие эффективно инструменты во всем мире.

Ответить

Станислав, а как Вы считаете, государство может заинтересоваться такой системой ? Не прокуратура, конечно -  не их компетенция, а профильные гос.ведомства, отвечающие за наш комфорт на дороге...

Ответить

Тут, блин, забываешь закрыть парковку в москпаркинг, чтобы не списывалось 20 рублей, и тут на тебе: «... в котором водители обмениваются инфой об освобождающихся парковочных местах...».

Не успеваешь к клиенту? Поезжай на метро! Девушка красивая? Театр? - такси!

Ответить

Трамвай!

Ответить

Где-то в москве зарыдал один Ликсутов

Ответить

А что ему рыдать? Стояла одна машина, платила минимум 40₽ в час, приехала вторая стала платить 40₽-380₽ в час.

Ответить