Зачем стартаперу дохлая кошка, и почему именно розовая

Зачем стартаперу дохлая кошка, и почему именно розовая
Классная идея – ничто, пока она в голове.

Реализованная классная идея – ничто, пока о ней никто не знает.

Реализованная классная идея, о которой многие знают, - ничто, если эти люди не являются целевой аудиторией.

И варианта всего два: свернуть проект или всё-таки достучаться до целевой аудитории. 

***


Стартапы можно условно разделить на две категории: «неуловимый Джо» и нормальные темы. Если первые создаются в воспалённых умах домашних мальчиков, которые в свои 25 знают десять языков программирования и ни одной девушки, которые буквально пышут гениальностью, но их просто не понимают, потому что они сильно опередили своё время… но однажды, конечно, мир созреет для e-commerce'а по онлайн-заказу подгузников для енотов с оплатой через Bitcoin; то вторые – это творения нормальных ребят с классной идеей, которые пишут ровный код и даже, что удивительно, могут внятно объяснить, чем их проект может быть полезен людям и почему он имеет шансы на жизнь.

Для вторых, собственно, проект FarewellMySanity может оказаться неплохой катапультой. Хотя, первых он тоже подбросит неслабо.

Так что там за бред про розовую кошку? Всё просто, как огурец: стартап отличается от «классического» бизнеса тем, что, как правило, создаётся новый продукт, на который нет явно выраженного спроса. Именно это незначительное отличие обрубает большую часть традиционных рекламных каналов. Ну, по крайней мере, лично я не знаю, как, например, настроить контекстную рекламу или SEO под тему, для которой трудно не то что подобрать ключевые слова, а о которой даже никто не думает. И вот здесь обычно начинается самый хардкор: мальчики с вытаращенными глазами начинают спамить потенциальных инвесторов с ультиматумами подписать NDA, обрекая свою идею на провал, более продвинутые и подготовленные начинают краудфаундить, проводя разведку боем – и тестирование интереса, и поднятие бюджета, люди старой школы, которые осознают мощь СМИ, обращаются в специализированные издания и ресурсы типа ЦП, и все, вроде, как-то движутся к своей аудитории. И вот именно здесь появляется дохлая розовая кошка.

[gallery ids="34592,34593,34594"]

Что это? Это – рюкзак для iPad mini и iPhone 5 в виде кошки. Самих кошек всего 999 штук, каждая из них шьётся вручную из дорогой итальянской кожи и имеет порядковый номер. В принципе, в этом месте можно нажать ALT+F4. Но для тех, кто продолжает читать,- на туловище каждой Кошки нанесён QR-код, который ведёт на страницу её владельца на сайте farewellmysanity.com. На странице, в свою очередь, размещена фотография владельца и ссылки на его профили в социальных сетях и сайт. И самая главная фишка, которая так зацепила аудиторию, - цена первой Кошки составляла $1,000, и каждая последующая стоит на $1 дороже предыдущей. А теперь напишите тем, кто всё-таки закрыл окно браузера, чтобы вернулись и дочитали – они пропускают самое интересное.

У всех адекватных людей сейчас должен одновременно появиться вопрос: «Чушь какая-то… кому нужна дохлая розовая кошка за штуку баксов?... Зайду-ка я на сайт, посмотрю на этих психов, если они, конечно, там есть…». И вы знаете, да, они там есть. И на этом контрасте цены и внешнего вида рюкзака проект и набирает популярность.

[caption id="" align="aligncenter" width="353"] Один из шести кошковладельцев[/caption]

Причём, что особенно примечательно, - первыми вписались люди, которые регулярно выделяют бюджет на рекламу и знают, что тёплый трафик решает. Они быстро поняли фишку проекта и, сопоставив «обычную незаметную» рекламу с возможностью за такую же цену ярко выделиться на общем фоне, сделали выбор в пользу Кошки. Помимо явного интереса, когда посетители заходят на сайт посмотреть на сумасшедших и полазить в их соцсетях, чтобы узнать о них побольше, ещё имеет место такая вещь, как OffPage SEO. Но это уже, скорее, побочный приятный эффект.

И, да, я согласен, - это ещё и маленькая революция в большой индустрии. Во-первых, я знаю в лицо всех своих клиентов, во-вторых, такого уровня персонификации товара не делал ни один производитель сумок, а в-третьих, тут невозможно ничего подделать.

В первый же день после запуска я получил гору писем с вопросами… «сколько стоят Кошки с красивыми номерами» типа 666/999, 999/999 и, естественно, три семёрки, и куда перевести предоплату, чтобы застолбить их заранее. Я даже подумать не мог, что для кого-то во всей кошачьей теме важен именно этот вопрос. Ещё были письма из разряда «мне не нужна Кошка, мне нужен трафик: сколько стоит - просто разместиться на сайте». Поэтому, я, пожалуй, сразу обозначу моменты: Кошек с определёнными номерами заранее бронировать нельзя, палиндромность или фэншуйность номера никак не отражается на цене, и без Кошки я на сайт никого не размещаю. Фишка именно в том, чтобы посмотреть, как серьёзные люди пересиливают себя и покупают розовый рюкзак, и за это они помещаются на сайт, но никак не по-другому.

Перед тем, как маркетологи и SEO-оптимизаторы выскажут своё авторитетное мнение, не забыв положить в портфель сменку для завтрашней физкультуры, хочу добавить, что домен и хостинг FarewellMySanity проплачены на 10 лет вперёд с автопродлением. Комбинация всех этих факторов реально снесла крышу тем, кто узнал о Кошке, и вызвала ещё больший интерес после публикации на www.examiner.com.

Так почему Кошка – это классная катапульта для стартаперов? Да потому что они создают новый рынок, и для них чрезвычайно важен интерес со стороны пользователей. В данном случае – это заинтересованные люди со всего мира, которым можно показать себя, свои проекты и приземлить их в качестве подписчиков в соцсетях или на сайтах.

Скажу честно, к реализации этой идеи я подошёл с достаточно мощным портфолио, работая с международными проектами. Как бы сильно этого ни хотелось, я сейчас слишком трезвый, чтобы рискнуть описывать кейсы. Просто потому, что тогда мои клиенты и подопытные попадут в крайне неудобное положение – выяснится, что все их успехи были спланированной акцией, а не архаизмами из области «пусть победит сильнейший» или «главное – интересная идея». Что касается Кошек – это тоже не вопрос вероятности: «получится или нет». Здесь всё спланировано и расписано с погрешностью до двух суток.



Да-да, я знаю, что в комментах ЦП регулярно сходятся тролли с Android'ом головного мозга, которые обязательно должны написать: «ОЛОЛО, MillionDollarHomepage detected!!!!1». Как бороться с троллями? Zergling rush'ем? Вычислить по IP и набить GUI? Не обращать внимания?

В условиях, что проект запущен, принят аудиторией, набирает популярность и приносит деньги, эффективнее всего - остановиться на третьем варианте.




Автор Андрей Захарян, фаундер farewellmysanity.com.