Вместо абстрактных пожертвований — «набор самостоятельности». Как игра, в которую уже сыграло 10 000 человек, меняет благотворительность
К 10-летию фонда «Открывая Горизонты» мы запустили добрую онлайн-игру и привлекли на сайт 10 000 пользователей за две недели. Не все они оставили донат, но теперь знают о нас и возможности помочь социально уязвимым подросткам. Рассказываем, как мы придумали и реализовали игру.
Нам хотелось показать, как благодаря поддержке фонда социально уязвимые подростки начинают хорошо учиться, становятся самостоятельными, устраиваются в жизни и на работе. Так и родилась идея нового онлайн-проекта — доброй игры «Устраивайся».
Как работает игра
Игра создана в жанре поиска предметов, всего их десять, в честь десятилетия фонда. Вещи спрятаны в локациях, каждая из них символизирует важный навык, который поможет подростку стать самостоятельным.
Например, локация «Управлять собой» отражает то, что молодому человеку важно научиться грамотно распоряжаться временем и планировать свой день. Она визуализирована в виде комнаты подростка. Здесь нужно отыскать умную колонку, которая помогает герою вовремя вставать и не забывать о важных событиях.
А зона «Планировать маршрут» рассказывает, как подросткам бывает сложно ездить самостоятельно, особенно после переезда из села в большой город. На локации спрятан смартфон, чтобы ребенок мог в любой момент воспользоваться онлайн-картой или позвонить куратору.
В игре всего семь локаций — достаточно, чтобы обозначить все важные во взрослой жизни навыки и не надоесть игроку. Если с ходу отыскать предмет на локации не получается, можно использовать игровую лупу. А чтобы понять, какой именно предмет или предметы спрятаны в локации, нужно посмотреть видео или прочитать историю подростка.
Кто рассказал нам истории для игры
Мы обратились к нашим подопечным, которым фонд уже помог, чтобы узнать, что им пригодилось на старте самостоятельной жизни. Семь парней и девушек из разных регионов поделились с нами своими историями: чему им пришлось учиться, каких знаний не доставало и какие открытия они для себя сделали на пути к взрослой жизни. Ребята записали видеокружочки, чтобы помочь другим подросткам, подбодрить и дать советы.
Например, Саша рассказала, как из-за непростой жизненной ситуации оказалась в детском доме и как ей пришлось сменить школу. Возникли трудности с учебой, а впереди еще и ОГЭ. Фонд «Открывая Горизонты» оплатил репетиторов. Саша подтянула свои знания по математике, географии и обществознанию, перестала бояться задавать вопросы, отвечать и пробовать снова, если что-то не получилось.
А Никита поделился с нами тем, какие сложности возникли у него с деньгами. В детском доме парень привык, что его накормят и оденут, а есть ли у него собственные деньги или нет — не так важно. Куратор Женя научил Никиту внимательно относиться к финансам, откладывать сбережения и посоветовал, как избавиться от долгов. Сейчас Никита работает и учится грамотно расставлять приоритеты в расходах. Он старается пополнять свою копилку, чтобы денег хватало на жизнь, близких и будущее.
Мы поделились лишь частью историй, в игре их собрано гораздо больше. Ребята сообщили, как искали друзей, учились готовить вместе с шеф-поварами и находили свое призвание. А один из подопечных фонда даже стал профессиональным фотографом! Заходите в игру, чтобы услышать больше вдохновляющих рассказов о том, как помощь жертвователей фонда изменила жизнь подростков.
Как формируются пожертвования в игре
Все найденные вещи «улетают» в корзину. В процессе можно наблюдать за прогрессом на шкале: сколько предметов собрано, а сколько осталось. Появляется элемент азарта — хочется отыскать всё и пройти игру полностью.
У каждого предмета есть цена: диапазон варьируется от 200 до 5000 рублей. Например, умная колонка стоит 3000 рублей, а мобильная связь на месяц, которую олицетворяет смартфон, — 400 рублей. Итоговая сумма, если собрать всё, составит 14 300 рублей. В конце игры пользователь решает, оплатить весь набор или часть предметов на сумму, которая для него комфортна.
Мы оставили и возможность привычного пожертвования для тех, кто не хочет участвовать в интерактиве. Пользователь сможет перечислить любую сумму или настроить автоплатеж для регулярной помощи.
Как игра повышает вовлеченность жертвователей и дает им ощущение сопричастности к жизни подростков
Мы стремились создать яркую игру, которая сделает благотворительность увлекательнее и эффективнее, чем привычное пожертвование. Задача геймифицировать такой важный процесс была сложной: игра не должна затмевать саму цель помочь детям. Вот что еще мы учитывали:
Баланс между игрой и серьезной темой. Нам было важно, чтобы проект не воспринимался как легкомысленная забава: мы не играем в проблему, а решаем ее. Именно поэтому игра стала лишь яркой и привлекательной упаковкой, чтобы привлечь внимание людей к благотворительности. Для соблюдения баланса к мультяшным героям на локациях мы добавили реальные фото и видео ребят.
Прозрачность и доверие. Пользователям важно точно понимать, куда идут деньги и как они помогут. В нашей игре нет никаких абстракций, только конкретика: вы пожертвовали на месяц связи для подростка, занятие с репетитором или необходимую для первой работы вещь.
Этика: без манипуляций и создания чувства вины. Мы считаем, что мотивация должна быть позитивной — чувство причастности, радость помощи, осознание результата, а не стыд. В игре мы даем людям ощутить сопричастность к процессу и побыть в роли старших друзей, которые не просто переводят деньги, а помогают с учетом конкретных потребностей подростков. Пользователям сложно остаться равнодушными, когда они видят реальные истории наших подопечных, которые уже получили помощь и с радостью делятся своими успехами.
Правильные игровые механики: интуитивные, вовлекающие, не примитивные, но и не слишком сложные. Пользователь с первого же экрана понимает, что нужно сделать, — для этого на первой локации реализован пошаговый процесс обучения. Шкала прогресса, которая демонстрирует, сколько уже предметов найдено и сколько осталось, мотивирует пройти игру до конца.
Техническая и пользовательская реализация. От игры до пожертвования — минимум шагов, а оплатить можно любым удобным способом: через СБП или картой. Нам было важно, чтобы локации корректно и быстро открывались на всех устройствах, особенно на смартфонах, поэтому создали игру в 2D, а не в тяжеловесном 3D. Чем меньше у пользователя возникнет вопросов и технических проблем, тем выше шанс, что он пройдет ее до конца и сделает пожертвование.
Формат игры помогает вписать благотворительность в привычную рутину: можно поиграть в транспорте, в перерыве на работе — чтобы пройти все локации, хватит 7–10 минут. Получится не только отдохнуть, но и улучшить настроение от доброго дела и причастности к большому проекту.
Чтобы привлечь к игре как можно больше пользователей, мы рассказали о ней в наших соцсетях, соцсетях партнера — компании ROSTIC’S, в СМИ, запустили небольшую рекламную кампанию. За две недели с момента релиза в игре поучаствовало 10 000 человек.
Присоединяйтесь! Начать помогать просто. Наши подопечные мечтают об обычных вещах: завести друзей, хорошо сдать экзамены, найти первую работу. Сделать свой вклад может каждый, и даже самые маленькие пожертвования сложатся в одно большое, чтобы еще один молодой человек или девушка начала свою счастливую взрослую жизнь.
Попробуйте сами сыграть в игру. Возможно, в следующем проекте нашим героем станет подросток, которому поможете именно вы.