Два золотых сечения в «Бородино» у Лермонтова

золотое сечение в "Бородино"
золотое сечение в "Бородино"

Как я искал золотое сечение в "Бородино" с помощью Python и не нашел. Оказалось, Лермонтов был математиком.

Два золотых сечения в «Бородино» у Лермонтова

Я провел анализ стихотворения Лермонтова и искал скрытую гармонию. В поэзии есть математика. А вы верите, что великие поэты чувствовали пропорции?

Я задался вопросом: а можно ли найти математическую гармонию в поэзии? Не просто ритм или рифму, а настоящую структуру золотого сечения — ту самую пропорцию 1.618, которую находят в картинах, архитектуре и даже ДНК.

Я решил проверить это на самом известном военном стихотворении русской литературы — «Бородино» Михаила Лермонтова.

Если статья понравится — поставьте реакцию. А если нет - тем более оставляйте комментарии.

Если поэт интуитивно чувствовал гармонию, то золотое сечение должно приходиться на поворотный момент.

Код, который всё проверил

total_lines = len(lines)

phi = 1.618

golden_index = round(total_lines / phi)

Золотое сечение — на 61-й строке.

Что происходит на 61-й строке? Лермонтов здесь пишет «и умереть мы обещали». Но вот логика применения самого «золотого сечения» при попадании его на эту строку нарушается. Ведь пропорция должна приходиться на какой-то содержательный, важный момент. А слова «и умереть мы обещали» не создают ощущения, что это какой-то существенный момент повествования и самого события. И тут я засомневался, верную ли методику я избрал для анализа или может быть, ошибается мой код? Я решил пересмотреть первоисточники и нашел исследование Эмиля Розенова, где он пишет о пропорции у Лермонтова. И вот тут оказалось, что чтобы правильно рассчитать пропорцию в этом стихотворении, нужно начинать считать не с первой строки. Вот что пишет Розенов: «Стихотворение это по смыслу делится на вступление - обращение к рассказчику, занимающее всего одну строфу, и - как главную часть - самый рассказ. Последний представляет, таким образом, самостоятельное целое, что подтверждается приданной ему автором симметрической формой: рассказ начинается и заканчивается почти тождественными по содержанию умозрительного характера строфами - «Да, были люди в наше время ...».

Я пересчитал новую пропорцию, начав отсчет строк в «Бородине» с другого места. И теперь золотое сечение пришлось на 56 строку «мы в Бородинский бой». Опять несовпадение – по смыслу должно приходить на следующую, строку 57-ю «Ну ж был денек!». Но недостаток анализа здесь более понятен, и, как мне кажется, простителен. Код ведет отсчет с нулевых строк, так что математически пропорция здесь соблюдено верно. Золотое сечение приходится на конец 56-й, то есть на начало 57-й строки. Вот строка «Ну ж был денек!» это не случайность. Это структурная кульминация, определенная по законам золотой пропорции.

1. Лермонтов мог чувствовать пропорции. Может быть он и не считал строки, но ощущал, где должен быть перелом.

2. Золотое сечение работает не только в архитектуре. Оно проникает и в тексты, особенно в сильные, с хорошо выстроенной драматургией.

3. Цифровые гуманитарные науки — это не мода. Это способ обнаруживать то, что невидимо глазу.

А вы верите в «поэтическую математику»?

Может, Пушкин тоже использовал золотое сечение? А Блок? А современные авторы?

- Если интересно — могу выложить полный код и данные.

- Хотите, чтобы я проверил ваше любимое стихотворение? Напишите в комментариях!

Поделитесь своим мнением:

- Верите ли вы, что великие поэты чувствуют математику?

- Можно ли «вычислить» гениальность?

- Какие тексты стоит проверить следующими?

Начать дискуссию