«Консоль» — платформа, которая автоматизирует работу с самозанятыми, ИП и работниками на ГПХ

Как мы придумали стартап для застройщиков, потеряли единственного клиента, полностью изменились и теперь строим HR-платформу.

«Консоль» — платформа, которая автоматизирует работу с самозанятыми, ИП и работниками на ГПХ

Всем привет, это сооснователь «Консоли» Михаил Провизион. Год назад мы с Виталием Поповым (основатель ПИК-Ремонт) решили создать решение для работы с внештатными исполнителями и уже в январе 2021 года начали обслуживать клиентов. Она помогает «Кухне на районе», «Додо Пицце» и еще десяткам компаний администрировать всех самозанятых, ИП и других подрядчиков.

Рассказываю, как устроена платформа, что мы планируем делать дальше и почему почти ничего не оставили от первой версии продукта.

Как все начиналось

Крупные компании всё чаще привлекают к выполнению заданий независимых исполнителей — это физлица на ГПХ, и ИП и конечно же, самозанятые. С введением нового налогового режима их количество уже перевалило за 2,4 млн человек. Мы наблюдаем беспрецедентную трансформацию рынка труда.

При этом жизнь заказчика наполнена рутинными операциями: нужно ставить исполнителям задачи, составлять и подписывать договора и акты и проводить платежи. А в случае с самозанятыми необходимо контролировать их постановку на учет и декларацию дохода в ФНС. Помимо рутины это влечет за собой риски: например, непризнания выручки в случае недостаточного подтверждения расходов. Когда внештатных исполнителей мало, администрировать их, хотя это все равно не самое веселое занятие, можно вручную. Когда их становится много, обычно больше ста, процессы приходится автоматизировать — тут уже без вариантов.

Раньше эту проблему помогали решить аутстаффинговые агентства. Они выступали агрегаторами для исполнителей и подрядчиками для компаний: передавали работников «в аренду», заботились о документах и денежных переводах. Но это дорого и не исключает человеческий фактор. Поэтому мы задались вопросом — можно ли заменить аутстаф IT-решением?

Гипотезу стали тестировать на управлении наемными строителями. Дело в том, что мой партнер Виталий Попов — сооснователь «ПИК-Ремонта». Он хорошо разбирался во внутренней кухне строительных компаний. Мы познакомились за год до старта «Консоли»: оба тогда уходили из проектов и искали что-то новое. В итоге договорились работать вместе и быстро нашли первого клиента. Мы разработали для него полноценную систему управления исполнителя и электронного документооборота. Через два месяца клиент «отвалился» по внутренним причинам.

Продукт получился специфическим: по крайней мере, не получилось быстро найти других клиентов. Поэтому решили не цепляться за конкретную реализацию и подумать, как ее можно трансформировать.

В итоге расширили целевую аудиторию и частично поменяли платформу: отказались от системы управления, но добавили автоматизацию по платежам и работе с самозанятыми. Стали появляться другие клиенты. Интересно, что среди них до сих пор нет ни одного застройщика.

Как это работает

Мы переписали изначальный продукт, сделали интеграцию с несколькими банками и с Федеральной налоговой службой. Так получили единое информационное пространство для компаний-заказчиков и исполнителей.

Сейчас платформа позволяет автоматизировать весь цикл взаимодействия с внештатниками — от оформления до выплат и уплаты налогов. Она может автоматически формировать все закрывающие документы, позволяет подписывать их электронной подписью. Платежи уходят автоматически как только исполнитель подписывает необходимый пакет документов. При этом за счет интеграций с бизнес-системой компании и бухгалтерией получается полностью устранить ручной труд на всех этапах.

Кроме того, мы научились работать с множеством различных трудоемких кейсов. Среди них:

  • поддерживаем исполнителей во всех статусах

  • формируем уведомления для МВД по нерезидентам
  • работа с маркетплейсами и иностранными компаниями

В итоге мы ускоряем для компаний оформление, сокращаем издержки, делаем процессы прозрачными, снижаем риски.

Мы специализируемся на работе с крупными компаниями, которые сотрудничают с большим числом исполнителей и нуждаются в оптимизации и автоматизации этого процесса. Наша главная цель — сделать так, чтобы один менеджер мог администрировать 1 000 исполнителей, не привлекая кадры и бухгалтерию. И мы уже получаем хорошие результаты.

Например, франчайзи «Додо пиццы» с помощью «Консоли» вдвое сократили затраты на заключение договоров и сбор закрывающих документов. Еще они сэкономили время бухгалтеров — им больше не приходится вручную проверять сотни чеков и реквизитов. Стало легче жить и пяти сотням курьеров компании. Платформа теперь сама выписывает чеки и платит налоги.

Платформа помогает не только компаниям, но и исполнителям. С помощью личного кабинета они принимают задания и подписывают документы, или могут, например, в автоматическом режиме декларировать доходы. Недавно для самозанятых мы добавили сервис автоматической оплаты налогов в ФНС: он собирает данные обо всех поступлениях и дает возможность отложить необходимую сумму для оплаты.

Сегодня у нас около 100 клиентов. Компании покупают лицензию с доступом к продукту и выплачивают комиссию, если хотят использовать наше платежное решение. Выручка покрывает 50% от текущих издержек: через полгода планируем стать прибыльными. Еще готовимся работать с энтерпрайзом и уже запускаем пилоты для крупных корпоративных клиентов.

О трудностях

Про одну сложность на старте мы уже рассказали — про перестройку, которую мы прошли с первой идеей. Но мы понимали, что гибкость — хорошее качество для стартапа, и хотели развивать понятный и полезный продукт. Для этого нужно уметь анализировать ошибки и меняться.

Второй сложностью стало то, что мы недооценили сложность b2b-продаж, в первую очередь, длительность цикла сделки и скорость внедрения. Какое-то время еще продолжали тянуть самостоятельно, но это всё было несистемно. Стало понятно, что нужен человек с опытом и компетенциями — нам повезло — к проекту присоединился Андрей Рыженков, который до этого развивал корпоративные продажи в «Дельте» (это компания, которая занимается системами безопасности). Его опыт корпоративных продаж спас ситуацию: мы стали расти. И уже в мае «Консоль» успешно закрыла раунд инвестиций: получили $500 тыс. от пула независимых инвесторов.

«Консоль» — платформа, которая автоматизирует работу с самозанятыми, ИП и работниками на ГПХ

О планах

Российский рынок решений для работы с независимыми исполнителями активно формируется. В планах «Консоли» — стать на нем лидером. Из сервиса для администрирования и автоматизации платежей мы хотим превратиться в полноценную HR-платформу, которая предоставляет полный спектр инструментов для эффективного взаимодействия заказчика и исполнителя. В первую очередь это возможность эффективно привлекать исполнителей — прямо на платформе. А также расширение финансовых инструментов: страхование и кредитование. Чтобы предложить клиентам больше возможностей, будем развивать сотрудничество с банками и партнерскую сеть.

Еще мы интересуемся мировыми рынками: планируем масштабироваться в Европу, изучаем зарубежные проекты и потенциальных конкурентов.

2727
10 комментариев

Я пару месяцев работала с подобным приложением от конкурента, поскольку его использовал мой заказчик. Мне таким приложением пользоваться удобно: там подписываем договоры и акты, весь расчёт прозрачный. Но найти через это приложение заказчиков мне не удалось ни разу. В основном там заказы из Москвы и Подмосковья, которым нужен не удалённый специалист, а тот, что придёт и сделает работу ручками: мерчендайзер, курьер, работник торгового зала. Или вакансии, которые рождают кучу вопросов, вроде бухгалтера для ИП за 6800 чуть ли не на пятидневку (даже скрин себе сделала). Если у этого сервиса получится привлечь действительно крутых заказчиков, то я буду только рада. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Распишите ваши отличия от новых проектов для самозанятых от яндекса и youdo, который запустил платформу вместе с HH

3
Ответить

основной клиент платформы — заказчики, компании. вот у меня в школе есть 30 подрядчиков — ИП и самозанятые, мне нужен централизованный инструмент учёта контрактов с ними и выплат

у Яндекса, HH.ru и youdo я такого не вижу

из близких сервисов — https://mysmz.ru/, но там нет работы с ИП, которая мне нужна

Ответить

Так верстают только сами знаете кто. Жуть.

2
Ответить

Самая отстойная платформа из всех аналогов, неудобный недружелюбный интерфейс, комиссии не ясно за что. Не рекомендую

Ответить

какой аналог порекомендуете для заказчиков?

1
Ответить