Rooms. Часть 3. Как работают сообщества, и почему активность в них близится к нулю

Два месяца прошло с тех пор, как я приостановил работу над своим хобби-проектом Rooms, для того чтобы чуточку больше узнать о создании, управлении и активности в сообществах и привнести лучшие идеи к себе на портал. И вот я выпустил раннюю, нет, наираннейшую версию сайта v-0.1.

Прежде, чем перейти к описанию своего проекта, я хочу рассказать о том, что узнал о работе сообществ у нас, и что меня смущает сейчас больше всего.

Как я пытался собрать свое сообщество

Я люблю учиться на практике. Так получается куда быстрее, эффективнее и по ходу я сталкиваюсь с проблемами реальности, о которых мог только предположить в теории. Именно поэтому я решил попробовать собрать небольшое сообщество для оффлайн встреч в своем городе.

Я знал, где можно быстро собрать молодых предпринимателей и профессионалов, поэтому фокус на тематике сообщества определился сразу.

Кинув клич в несколько групп Телеграмма, ВК и по друзьям, я собрал первых 9 человек.

Ко дню встречи, которая была через неделю после старта сбора участников, нас насчитывалось около 14 человек. 10 из них были готовы прийти.

В день мероприятия, с учетом меня самого, пришло всего 7 человек, что тоже не плохо.

Время прошло незаметно и спустя три часа мы стали расходиться, договорившись создать еще небольшую мастермайнд группу для обсуждения идеи и рекламы своих проектов.

И вроде все прошло достаточно хорошо, но больше я так и не смог их собрать.

Общение в чате было все таким же активным, как и в первые дни. Мы делились ссылками, о которых говорили на встрече, просили обратную связь и просто болтали.

Через некоторое время я решил назначить следующую встречу и пригласил в группу еще несколько человек. В итоге нас стало 21.

Знаете, сколько человек подтвердило участие?

Трое!

Из 21 участника на встречу решили пойти только трое!

Что сделал я? Да просто написал остальным и пригласил лично каждого. Половина ответили, что не могут в этот день, остальные промолчали. Пара человек даже не прочитали сообщения.

Ну, ок, подумал я. Тогда перенесем еще на неделю, чтобы больше участников смогло прийти.

Активность начала потихоньку спадать.

Я предлагал разные дни для встречи, предлагал познакомиться всем в онлайн созвоне, спрашивал, что они сами хотят видеть в сообществе.

В итоге, из активных участников осталось человека три-четыре, которые порой отвечали на сообщения. Остальные либо молчали, либо отвечали только в личку.

Тогда я стал разбираться, что за фигня вообще происходит и спросил участников лично несколько вопросов: "Интересно ли им сообщество вообще?", "Хотят ли они приходить на встречи?" и "Почему так пассивны?".

При том, что практически все из них сказали, что сообщество им интересно, и они хотят иногда встречаться, на вопрос об активности отвечали одинаково: "Сейчас нет времени", "Уведомлений куча и эти просто теряются", "Я не всегда онлайн".

Тянуть всех "за уши", упрашивать и лезть в личку мне не хотелось. Группа закрылась.

Что не так с сообществами?

Могу предположить, что из-за отсутствия опыта в построении сообществ, мой эксперимент сошел на нет. Может я писал как-то не так, задавал не те вопросы, использовал не те инструменты для поддержания активности или еще что, но факт остается фактом - я провалился.

Как человек умеющий пользоваться поисковиками, я решил найти другие сообщества и узнать, как дело обстоит у них. И знаете что?

Проблема активности это ключевая проблема в каждом из них, несмотря на размер.

При этом существует куча популярных сообществ, например Mesto.

Я стал копать дальше. Почему же на западе тема сообществ очень популярна, а у нас она "через одно место"?

И пришел к одному интересному наблюдению.

Активность в наших сообществах построена вокруг "комментов" и "царя".

Активность в наших сообществах построена вокруг "комментов" и "царя". Попытаюсь объяснить, что я имею ввиду.

"Коммент", в этом случае, это ответная реакция на какой-либо текст, который зацепил пользователя или смотивировал его к действию.

Мы пишем комментарии, когда не согласны с автором, когда хотим поддержать его, когда хотим потролить или думаем, что наша шутка супер оригинальная, для привлечения внимания автора к себе, или для рейтинга и самоутверждения.

Например, по моим личным наблюдениям, которые вы можете опровергнуть, статьи на Дзен менее популярны у комментаторов, чем, скажем, посты тут, на VC. Там мы просто высказываем мнение автору, и нам, по большому счету, совершенно все равно о том, что и кто будет комментить после нас. А на VC некоторым важно показать свою экспертности в конкретной области, и они, до боли в пальцах, готовы доказывать свою правоту другим. Чувствуете разницу между мотивами на комменты?

Или Пикабу. Шутки, троллинг, рейтинг - главные мотиваторы оставить коммент. И на этом построено все сообщество сайта.

Другая причина активности - "царь".

Мы испокон веков привыкли жить "с царем в голове". Каждый же слышал такое выражение, как "царь-батюшка"?

Тут царем я называю что-то, вокруг которого и объединяются остальные пользователи. Причем, этим "что-то" может быть как человек, так и предмет (например, сообщество вокруг Тесла), или даже мобильное приложение и онлайн продукт.

Царь ведет свой народ: постит новости, делает репосты, пишет статьи и т.д. И тут главным мотиватором является то, что пользователь хочет быть замеченным своим кумиром.

"Царь" ставит лайки подписчикам, делает репосты их сторис, отмечает в статьях - и пользователи невероятно "тащатся" от этого! "Меня заметили! Я крутой!" - обычные мысли и выброс эндорфинов.

Есть еще много других видов сообществ, в которых активность участников порождается временной ситуацией: студенческие группы, молодые мамы, школьные родительские чаты, рабочие каналы. Но активность там зачастую поддерживается инфоповодами и прекращается, когда человек выходит из данной ситуации.

Я все еще продолжаю изучать работу сообществ у нас и за рубежом, поэтому вместе с описанием разработки Rooms, я буду делиться тем, что узнал. В конце статьи я оставлю свой небольшой Телеграм канал, в котором делюсь заметками по работе над этим сайтом и другими проектами.

О бета-версии Rooms

Я долго думал, как же дальше поступить с проектом: делать какие-либо сложные функции, до тех пор, пока я точно не определился с форматом и работой сообществ внутри портала, я не хотел, но и забрасывать его в дальний угол тоже не дело.

Поэтому я решил сделать ход конем!

В самом начале, на стадии идеи, я хотел, чтобы сообщества строились вокруг какого-либо интереса: стартапы, маркетинг, психология и т.д. И люди, попадающие на портал изначально, разбивались бы по ним.

Другими словами, вы регистрируетесь на сайте и видите, сколько человек в вашем городе с такими же интересами как у вас. При этом также можно подписаться на какое-либо сообщество или предложить создание своего. И в конечном итоге, это не Вы будете собирать людей для своей группы, а сам портал поможет найти единомышленников.

Так что реализовано в ранней бета?

Сейчас открыта регистрация на портале по ключу-приглашению, который действует 24 часа. Потребуется обязательное подтверждение емайл.

Мне интересно собрать людей, которые хотят первыми создать свои сообщества в городе и тестировать новые функции сайта. Им будет приходить уведомления об изменениях на портале и добавлении новых фич. Поэтому всем кому интересно тестить и быть первыми - милости прошу в бета!

При регистрации пользователю нужно указать свою страну, город и теги интересов. По окончанию будет предложено создать свое сообщество в своем городе.

В итоге вы увидите страницу, где показаны предложенные другими пользователями сообщества и сможете записаться в лист ожидания.

Также можно предлагать другие теги интересов, смотреть, сколько человек подписаны на тот или иной тег, а также делать предложения по ходу разработки портала.

Если говорить короче, то можно зарегистрироваться, указать свои интересы, создать свое сообщество и вступить в лист ожидания других.

Что дальше?

Вскоре я планирую доработать систему смены города, подписки на другие теги интересов и некоторую работу с уже созданными сообществами.

Буду рад первым бета-тестерам.

Ссылка на проект- roomsapp.xyz

Ключ-приглашение - tryrooms

И мой Телеграм канал - Стартап Бомбит

22
4 комментария

Влад, вы красавчик конечно, но!
Соцсеть тяжёлая тема… ещё и в вебе..
Как минимум людям новые легкие возможности какие-то, желательно с намеком на монетезацию тем или иным способом, ну и ещё много чего конечно.
P/S: Ни в коем случае не критикую и не пытаюсь умничать

3
Ответить

Я нормально к критике отношусь) И понимаю сложности с соцсетями в наше время. Просто давно была идея сделать такой проект, вот и занимаюсь помаленьку)

2
Ответить

спасибо! очень интересен ваш опыт! сейчас занимаюсь нечто подобным)

1
Ответить

Мне будет интересно почитать, как у Вас складывается)) пишите статью)

1
Ответить