Как metaverse изменит дружбу и почему зумеры так одиноки?

NFT-клятвы, пользователи за $0,16, социальные связи в metaverse, вред одиночества и при чем тут дейтинги. Стартап waka делится трендами в поведении пользователей и тем, как благодаря статье на vc избавились от багов.

Дмитрий Левковец
ceo waka

привет, мы антидейтинг waka. В прошлый раз мы подробно рассказывали про первые шаги развития нашего стартапа. Спасибо за ваши комментарии, благодаря им мы исправили около десятка багов, получили много полезных контактов, закрыли часть bridge-раунда и усилили команду.

А сегодня мы хотим поделиться обновлениями, планами на 2022 год и тем, как люди будут строить социальные связи в будущем.

Последние апдейты waka

Напомним, waka – это мини-приложение внутри мессенджера Telegram для геймифицированных знакомств. Мы помогаем людям находить друзей по интересам и подходящим для них персонализациям ― мемы, гороскопы, психотипы, темам для разговора и тд. Продукт состоит из веб-приложения (в котором и происходит вся геймификация) и бота в мессенджере (для авторизации и пуш-нотификаций).

Вот что мы успели запустить за 3 месяца:

Геймифицированные комнаты ― целых 5 штук. Все комнаты расположены в отдельной вкладке waka fun. Свайпы ушли на второй план, теперь мы помогаем людям находить друзей по интересам, ситуациям и тестам в специальных «комнатах». Это одна из причин, почему мы называем себя «антидейтинг». Вместо единственного визуального фильтра <свайпов>, мы даем пользователю больше информации о потенциальном друге, чтобы превратить метчи в реальное общение.

Десктоп-версия. Многие просили нас добавить десктоп-версию, и мы сделали это. Пока не идеально, зато теперь waka можно пользоваться даже с ноута. Так как мы не приложение, а мини-апп внутри мессенджеров – нас не нужно скачивать, что существенно влияет на стоимость зарегистрированного пользователя. Мы снизили ее до $0,16 (что хорошо для традиционных дейтингов).

Почему комнаты оказались лучше свайпов

Наш антидейтинговый подход отражается и на метриках waka. Пользователи, которые приходят в комнаты, дают более высокий retention (метрика возвращения пользователей в разные дни), чем те, кто использует свайпы.

N-day retention пользователей на 1/7/30 день (процент пользователей, которые вернулись в приложение):

wuzzup – комната для поиска собеседника на интересующую тебя тему
wuzzup – комната для поиска собеседника на интересующую тебя тему

С каждой новой комнатой метрики по всему продукту растут ― людям нравится переключаться. С появлением первой комнаты «мемы» 1-day retention всего продукта вырос на 6%. Когда мы сделали 4 комнаты, то переместили экран с комнатами на первое место, чтобы пользователь видел его сразу.

В ноябре мы запустили комнату с гороскопами и комнату ненависти <поиска тех, кто ненавидит тоже, что и ты>, а буквально пару дней назад – психотип-комнату <проходишь тест, узнаешь свой психотип и получаешь связь с релевантным тебе человеком; разрабатывали ее мы совместно психологом>.

Выводы по метрикам в новых комнатах делать еще рано <выборка слишком маленькая>, предварительно 1/7/30 day retention такие:

  • комната с гороскопами ― 40% / 22,9% / 17,4%
  • комната hate it! ― 30,7% / 10,8% / еще недостаточно данных.

Перейдем к тому, что будем делать в будущем и какие тренды в поведении пользователей будем учитывать в 2022 году.

Как metaverse меняет людей, почему это не про VR и при чем тут мы

Когда мы упоминали метаверс в прошлых статьях или выступлении, для многих это звучало как далекое будущее. Теперь о метавселенных громко заявили гиганты рынка, например Facebook. Однако многие по-прежнему думают, что metaverse – это полный переход в VR/AR-пространство, где все общаются исключительно через очки. Я думаю, что это не так.

Нашей команде больше нравится позиция Андрея Себранта, директора по стратегическому маркетингу «Яндекса», о том, что метавселенная – не про переселение всего в VR, а про суперпозицию, переплетение физического и цифрового миров в хороших продуктах сегодня и почти в любых продуктах – в скором будущем.

Только не говорите, что не живете в интернете

Посмотрите видео, в котором ребенок хочет свайпать обычный бумажный журнал ― он привык, что все вокруг интерактивное и может двигаться.

Как metaverse изменит дружбу и почему зумеры так одиноки?

Средний пользователь проводит почти 7 часов в день в интернете со всех устройств — больше 48 часов в неделю, 2 полных дня из 7. Примерно 42% нашего бодрствования проходят в интернете.

Эти цифры выросли за последние два года, в том числе из-за ковида. Люди все больше погружаются в онлайн, и это сильно меняет их поведение.

Виртуальные миры становятся 3-м местом в жизни человека, после дома и работы

ARK Invest прогнозирует что в ближайшие 5 лет, среднее время потраченные на видеоигры должно увеличатся с 1,1 часа до 1,5 на человека в день. А доля внутриигровых покупок увеличиться со $130 миллиардов в 2020 году, до $350 миллиардов к 2025 году. Игры становятся 3им местом в жизни человека, после дома и работы. Когда я говорю онлайн-игры, то подразумеваю metaverse, чуть ниже будет почему.

На концепцию metaverse влияют и другие технологии, например 5G. Компания по разработке и исследованию беспроводных средств связи Qualcomm оценивает влияние этой технологии на мировую экономику в $13,1 трлн и 22,8 млн рабочих мест к 2035 году. Компании-операторы, которые устанавливают вышки 5G, понимают, что они не могут окупить свои затраты. Зато львиную прибыль они могут получить благодаря дополнительным сервисам, которые будут появляться благодаря высокой скорости передачи данных. Эти сервисы как раз могут касаться metaverse.

Например, SK Telecom, ведущий южнокорейский оператор связи, запустил Ifland ― платформу, «которая позволяет пользователям общаться в различных виртуальных средах с помощью аватаров».

Люди все чаще выбирают виртуальные миры для социализации

Теперь посмотрим, как сфера дейтинга вписывается в индустрию metaverse (а вписывается она очень хорошо). Люди охотно идут в метавселенные ― в первую очередь, для социализации.

Подростки все чаще выбирают онлайн-игры не столько для того, чтобы провести интересно время, сколько для того, чтобы пообщаться. Любой гейм-дизайнер или продакт подтвердит, что добавление социализации в игры добавляет retention = вовлеченность пользователей в игру. Недавно в Fortnite <игра в жанре «королевская битва»> представили «Вечеринки» — мирные карты. Интересно, что в игре, где нужно стрелять и убивать, появляется совершенно другая механика ― мини-игры и общение с людьми. Fortnite и Epic Games (компания-разработчик игры) считается одним из возможных лидеров зарождающейся индустрии.

Зумеры и миллениалы одиноки как никто

Мы развиваем наше приложение, основываясь на исследованиях американского рынка, поскольку именно это направление нас интересует. Вот что удалось выяснить в Survey Center on American Life.

В 90-х годах у 3% американцев не было ни одного друга ― теперь цифра достигла 12%. 10 и более друзей раньше было у 33% американцев ― сейчас всего у 13%. А у каждого пятого миллениала вообще нет друзей!

Как metaverse изменит дружбу и почему зумеры так одиноки?

Усугубилось это положение в том числе из-за пандемии. Друзей потеряли многие, особенно ― девушки. К слову, как раз девушек в дейтинг-приложениях меньше, чем мужчин ― но не в waka. По нашим данным, в традиционных дейтинг-приложениях соотношение мужчин и девушек составляет примерно 30/70, а в waka 48,5%/50,8% и <чуть менее 1% – транс сообщество>. На это влияет наше позиционирование – приложение для поиска друзей и большинство пользователей ищут людей не только противоположного пола.

Кого ищут наши пользователи при регистрации, статистика за 7 дней waka
Кого ищут наши пользователи при регистрации, статистика за 7 дней waka

И все же ― что с того, что люди становятся более одинокими? Может, так и нужно? Но 71% миллениалов и 79% поколения Z в США признаются, что чувствуют себя одинокими. То же самое говорят 60% пользователей Tinder.

Одиночкам нужен окситоцин, а он в глубоких связях

Преподаватель Стэнфордского университета Роберт Маленка в 2016 году доказал, что крепкие социальных связи влияют на выработку окситоцина. Окситоцин — это гормон, который вызывает чувство удовлетворения и спокойствия, снижение тревоги. К тому же, высвобождение окситоцина играет центральную роль в стимуляции дофаминовых путей. Что интересно, для высвобождения окситоцина не требуется контакта с кожей. То есть люди могут общаться и в мессенджерах и в метавселенных, чтобы чувствовать себя менее одиноко. Но тут важно не количество, а качество: глубокие дружеские связи, романтические отношения, общение родителей и детей. Тесные здоровые социальные связи <в том числе онлайн> очень важны для нашего организма.

Одинокие зумеры и миллениалы хорошо чувствуют, как им нужны общение и дружба. Например в Tinder в три раза выросло количество предложений пойти покататься на роликах, а не просто познакомиться. В приложении нет такого функционала, поэтому они просто пишут это в описании. Люди ищут реальное общение, им интересно, что они могут вместе сделать, куда сходить. Учитывают ли дейтинг-приложения их потребности? Я бы не сказал. Быстрые мэтчи ― скорее про быстрый дофамин, в момент яркого экрана «Match!», после которого ничего не происходит.

Поэтому главная цель waka – дать людям возможность находить качественное и здоровое социальное взаимодействие, онлайн и офлайн!

Вместо свайпов <визуального фильтра, возведенного в максимум> мы объединяем людей с помощью микроперсонализации – по мемам, гороскопам, ситуациям, хобби. Это служит как icebreaker и дополнительная возможность узнать человека как личность, с большей вероятностью превращает мэтч в общение. В будущем мы планируем создать мета-комнату со всей важной информацией о психотипе и предпочтениях пользователя ― какие мемы, фильмы, музыка ему нравятся.

И я бы не волновался о том, что мы потеряем в retention. Друзей людям нужно больше, чем сексуальных партнеров. И люди будут больше ценить продукт, который решает их проблему.

Узаконить отношения в NFT ― почему нет?

Недавно мы с моей девушкой создали спор, который закрепили в NFT. Оказалось, это очень просто, буквально в два клика.

Как metaverse изменит дружбу и почему зумеры так одиноки?

Выглядит это как пост в Instagram, только имеет бОльшую ценность ― ведь пост принадлежит Instagram, а NFT, который ты создал, принадлежит тебе. Он фиксируется в блокчейне, никто не может удалить его. Это очень похоже на официальный документ.

Я подумал ― почему бы не использовать такую возможность для закрепления связи с другим человеком? Почему бы не заключить брак 3.0 онлайн с помощью NFT?

Технология NFT может превратить быстрые мэтчи в более устойчивые связи. И это опять-таки про суперпозицию и переплетение онлайна и офлайна. Мы с командой придумали NFT-клятвы. Если человек тебе больше, чем просто знакомый, почему бы не закрепить и не показать это в новом, ранее недоступном формате? Скоро мы покажем наше видение в этом направлении.

Нерешенные вопросы

waka должна стать коннектором людей в разных интернет-пространствах. Мы хотим связывать людей там, где они уже есть, но пока не имеют удобный интерфейс для знакомств. Пока мы находимся в Telegram, но скоро будем в Discord, Snapchat и онлайн-играх.

И еще одна вещь, которая точно скоро появится в waka, — это конструктор. В 2022 году мы сделаем шаблоны, чтобы пользователи могли самостоятельно создавать тесты и комнаты. Сейчас комнаты создаем мы, однако мы видим как быстро развивается тренд на creative economy – людям нравится самим что-то создавать. Таким образом мы планируем увеличить процент мэтчинга и улучшить качество связей.

Мы инди-стартап, который хочет изменить то, как люди знакомятся онлайн, и мы вряд ли сделаем это в одиночку. Будем рады вашим мыслям в комментариях. Если вам нравится то, что мы делаем, можете подписываться на наши социальные сети Instagram, Telegram или TikTok. А для тех, кто хочет влиять или помогать делать нам продукт, мы создали Discord-комьюнити – вступайте!

1515
17 комментариев

Тема интересная, но может быть слишком свежей (преждевременной) в русскоязычном сегменте. 1. Все таки виртуализация в ру сегменте не достигла до уровня создания мета - личности и ntf-клятв. 2. Деньжишек маловато у потенциальных мета-граждан. Или пообедать в KFC или ntf-отношения. Тут сложный выбор

3
Ответить

согласен, поэтому мы и выходим в 2022 году на рынок США в discord и snap

1
Ответить

О, и тут nft.

2
Ответить

да!
нам нравится сама технология и мы долго думали как сделать ее вне контекста хайпа <продажи картинок> и придать ей релевантный нашей аудитории смысл

2
Ответить

Всего два вопроса:
1. Увеличение ретеншена в данном случае не означает ли, что пользователь не достигает конечной цели - поиск родственной души, что ему приходится возвращаться снова и снова?

2. Какова популярность фич - какой % от MAU их использует и с какой частотой? Проще говоря, получились ли они core-фичами или нет?

2
Ответить

отличные вопросы:)

1. мы не говорим, что хотим найти одну единственную родственную душу, если полагаться на исследования, то большее количество друзей положительно влияет на удовлетворенность пользователей.
- с другой стороны, постоянный поиск новых друзей – не есть хорошо и мы хотим превратить метчи в более устойчивые связи с помощью NFT и специальных комнат для взаимодействия пользователей внутри продукта

2
Ответить

2. пока рано судить. ранее фича была запрятана на втором экране и мало кто до нее добирался (25% от MAU). неделю назад мы переместили раздел с комнатами на стартовый экран и с интересом наблюдаем.

чуть позже добавим обновленные пуши, чтобы плавно проводить пользователя по продукту

1
Ответить