Medium по-русски: Что делать, когда у вас появилась идея для стартапа

Medium по-русски: Что делать, когда у вас появилась идея для стартапа

Продолжаем публикацию полезных постов с блог-платформы Medium, переведённых специально для "Цукерберг Позвонит" ребятами из «Medium по-русски».


Первую часть рассуждений Натаниэля Элиасона, основателя и CEO Tailored Fit, можно почитать здесь. Вторая часть посвящена тому, что делать с посетившей идеей.


***



У меня фантастическая идея, что с ней делать?


Это правда? Я не собираюсь обманывать, но думаю, что огромное количество моих идей такие же, как у тебя. Мне нужно, чтобы подошли посторонние люди и сказали мне, что я несу чепуху — так же, как и тебе. Это первые шаги, направленные на то, что обсудить с другими, насколько жизнеспособна твоя идея. Если этого не сделать, можно потерять кучу времени.


Вам вряд ли понравится этот совет. Первое, что хочет сделать любой человек, у которого появилась бизнес-идея,— это заняться её исполнением или начать писать код, но это не лучший вариант, на который можно  потратить своё время. Масса народу тратят деньги и время на то, что никому не нужно, и это в процессе испортит жизни этих людей.




Вот что происходит, когда вы сперва не проверяете свои догадки и мысли.



Проверка вашей идеи


Выйти на улицу и обсудить свою идею с незнакомцами — это смело. Никому не понравится, если им скажут, что без слёз на их идею не взглянешь. Но лучше узнать об этом сейчас, нежели через год после старта. Проверка будет означать, что вы можете быстро и внимательно изучить свои идеи, чтобы выбрать лучшую, а затем заняться её воплощением, уже в процессе не беспокоясь о том, есть под неё рынок или всё же нет.



Проверка проблемы


Скорее всего, вы думали над идеей, но не над проблемой. Это нормально, но теперь, когда у вас есть идея, необходимо определиться с проблемой, которую по замыслу ваш продукт должен решать. Если вы подумали и пришли к выводу, что, в общем-то, ничего ваша разработка не решает, тогда, возможно, она и не заработает.


Подумайте о летающих машинах. Это круто, но всё же проблемы никакой не решает. Нам всё еще будет нужна разновидность дорожной инфраструктуры, и до тех пор, пока все машины не начнут летать, пробки не исчезнут.


Сейчас, конечно, существуют довольно успешные стартапы, которые проблем-то никаких не решают. Pinterest — мой любимый экземпляр — сайт чистого потребления, который никому не нужен, но у него безумная стоимость. Если вы сможете сделать еще один Pinterest, то это здорово, но лучше даже не надейтесь на это.


Сам тест не есть проблема: всё, что нужно, — это поговорить с людьми. Найдите социально схожих с вами людей и узнайте, была ли у них когда-нибудь такая проблема? Если они отвечают «Ну, типа того», то продолжайте разнюхивать. Но если они отвечают «Да, точно, каждый день с этим сталкиваюсь», то, возможно, ты на правильном пути. Если люди отвечают: «Да, конечно, это ежедневная беда, я прямо сейчас заплачу тебе, чтобы ты решил её», тогда вы нашли многообещающую идею.



Проверка решения


Теперь нужно убедиться, что вы выбрали лучший способ решения проблемы. Во время работы над продуктом может оказаться, что некоторые функции не нужны, а те, о которых вы никогда не думали, могут иметь решающее значение.


Примерный вариант хода ваших мыслей: вы обнаружили, что любители чая испытывают проблемы с определением времени, которое необходимо, чтобы чай заварился. Эти люди ненавидят крепко заваренный чай, но при этом хотят, что бы у него был полноценный вкус. Ваши возможные варианты решения:


1. Специальная кружка, которая извлекает из себя чай по мере готовности;


2. Мобильное приложение, в которое заложены таймеры для каждого вида чая;


3. Кружка, с обеих сторон которой указано время заварки чая;


4. Что-то, что можно приложить к чайному пакетику, и оно будет показывать, что чай заварился.


Возможно, вы подумали про второй вариант, но людям не хочется слишком часто использовать свой телефон. Вместо того, чтобы забраковывать все варианты, подумайте над другими способами решения этой же проблемы и оцените то, как на них реагируют. Любители чая могут убить за кружку, которая автоматически уберет чайный пакетик из чая, когда он заварится (я бы смог).


Вы поймете, что у вас правильное решение, когда люди:


— Немедленно заплатят вам;


— Подпишутся на новостную рассылку;


— Расскажут о вас вашим друзьям.


Но помните!


Очень легко получить фальшивый утвердительный ответ на ваши вопросы. Если вы невнимательны, люди будут искренне врать вам, ибо будут думать, что это то, что вы хотите услышать.


Вот как этого избежать:


— Не обсуждайте идею с друзьями. Как минимум с теми, кто не настолько близок вам, чтобы сказать, что ваша идея дерьмо. У меня всего пара истинно близких мне друзей, которые абсолютно честны со мной. С остальными знакомыми мне людьми я стараюсь ничего не обсуждать.




[caption id="" align="aligncenter" width="274"] Натаниэль Элиасон[/caption]

—  Не говорите, что это ваша идея. Когда я провожу опросы пользователей, я говорю, что делаю курсовое исследование и помогаю местному стартапу, потом ругаю свой продукт, чтобы показать пользователям, что я всё пойму. Если бы они знали, что это мой собственный продукт, то им бы было неприятно говорить мне, что мой продукт плох.


— Не задавайте наводящие вопросы. Вам нужно быть предельно осторожными в том, как вы строите свои вопросы. Если вы спрашиваете: «Как вы думаете, насколько крута это идея?», то это не совсем правильно. Так же нелепо будет спрашивать «Что здесь  не так?». Потому что в этом случае люди станут говорить «А там что-то не так? Да, действительно — вот это и это мне не понравилось». Вам нужно строить предложения максимально нейтрально, это проще сделать при помощи опроса, нежели спрашивая человека напрямую. Например: «Пожалуйста, выберите вариант ответа на этой шкале, где 1 это «очень плохо», а 5 — это «очень хорошо»».



Сделайте рабочий прототип


Когда вы поняли, что у вас есть решение для существующей проблемы, то можно начинать. Но правило быстрой проверки идеи всё ещё действует. Не переставайте проводить такие проверки во время разработки продукта, иначе вы можете столкнуться с проблемой, которая появляется из-за их отсутствия.



Продукт с минимальной функциональностью


Вместо этого вам необходимо как можно быстрее начать получать отзывы пользователей. Это означает создать бета-версию того, что вы питчили людям. В терминологии Lean Startup это называется MVP, продукт с минимальной функциональностью, при этом ходит множество разных определении этой фразы, но мне по нраву такая: MVP — это самая первая версия вашего продукта, которую вы можете показать людям, а потом оставить их наедине с ним, не боясь того, что пользователям ваш продукт может не понравиться


Это не значит, что можно выпустить еще сырой продукт, но не работайте только над идеалом. Эту цитату уже многократно использовали, но если вы её еще не видели, то стоит её запомнить:



Поэтому как можно быстрее доберитесь до того момента, когда вы сможете показать MVP людям. Если вы когда-либо думали «Что же, я мог бы дать это людям, но я лучше подожду, пока не закончу это, другое, третье…», то просто дайте пользователям попробовать ваш продукт сейчас же. Они могут подсказать, что кое-что будет лишним, и тем самым вы сэкономите кучу времени.



Продолжайте оценивать


Думали, что закончили с прямыми опросами после первого этапа проверок? Нет, это не заканчивается никогда. Каждая версия продукта заслуживает очередной проверки и фидбека пользователей. Поэтому составляйте список людей, желающих опробовать прототип и найти в нём слабые места.


Вы даже можете сделать это до того, когда вы оставите пользователя наедине с продуктом. Возьмите раннюю версию продукта, которой сложно пользоваться без вашей помощи, и покажите её людям, посмотрите, что им нравится, а что нет, что бы они добавили. Так вы сможете обнаружить то, о чём сами никогда не думали, и что поможет приблизиться к финальному релизу.


Перед тем, как встроить что-то новенькое, убедитесь, что это то, чего люди действительно хотят. Множество великих разработок подходят под это описание, ибо они просты и понятны. Вам вряд ли хочется сделать еще один MS Office с кучей ненужных фишек.



Теперь вы сами по себе


Если вы добрались до этого пункта, то вы делаете что-то, что нравится людям, и вы на пути к идеалу. Вам понадобятся несколько безумных помощников в помощь, что заработать деньги, но всё это вторично по отношению к тому прочному фундаменту, который у вас есть в начале. Вы будете на голову выше людей, мечтающих о старте своей предпринимательской деятельности.

22