Трибуна Наталья Довжик
2 631

Qapsula – платформа для взаимодействия медицинских клиник, врачей и пациентов

Как выпускники МГУ решили запустить в России мобильный телемедицинский сервис по западному образцу и что из этого вышло. Рассказывает Дмитрий Мазница, руководитель проекта Qapsula.com.

В закладки

Идея

Это было в 2015 году. Я учился на факультете фундаментальной медицины МГУ. Готовился стать врачом. И задумался: а почему для получения помощи или ответа на волнующий вопрос пациентам всегда нужно записываться на прием к врачу, идти в поликлинику, сидеть в очередях? А если нет времени — искать информацию в интернете и заниматься самолечением?

Поделился мыслью с друзьями по университету. И у нас возникла идея — создать общедоступный сервис, с помощью которого консультацию медика можно будет получить в любое время и в любом месте. Достаточно иметь гаджет и выход в интернет.

Конечно, идея не самая новая, подумаете вы. И отчасти будете правы. На Западе и, особенно, в Штатах онлайн-консультации врачей — обычное дело. Они ведутся через разные интерактивные сайты, мобильные приложения. В Америке это известные сервисы American Well, Teladoc, Doctor On Demand, HealthTap. В Сингапуре — DocDoc. Несколько интересных проектов в Израиле. Свой медицинский интернет-сервис с подачи крупного «поисковика» тогда стал зарождаться и в России.

Но настоящей телемедицины для широких масс в нашей стране не было. Рынок нам показался свободным.

Мы решились на смелый проект — заполнить эту нишу. И создать по примеру западных онлайн-сервисов целую социальную сеть для врачей и пациентов. Своего рода гигантскую онлайн-клинику, где у каждого посетителя есть свой профиль, возможность задавать вопросы, жаловаться на здоровье, получать ответы зарегистрированных в сети профессиональных медиков и ставить оценки за консультации. Ну и много других интересных дополнений.

Основную модель монетизации планировали строить на взаимодействии врачей с пациентами: последние платят за консультацию — мы получаем комиссию. Сумму за услуги медики могли назначать сами.

Запуск

На запуск проекта — техническую разработку, рекламу, офис — мы собрали 3 млн рублей. Это были наши собственные средства.

Мы нашли толковых айтишников. Объяснили суть дела и в короткий срок построили платформу — сайт, мобильное приложение. Начали собирать врачей. Размещали объявления в соцсетях. Многие медики с интересом принимали предложение, регистрировались.

Постепенно у нас сформировалась база специалистов. Но бизнес не шел. Заказов было не так много. Месячный доход на всю команду иногда составлял меньше сотни тысяч рублей.

Мы поняли: где-то допустили ошибку. Копия западной модели бизнеса почему-то не работает в России. Платить за онлайн-консультации, как в тех же Штатах, соотечественники не особо желали. Нам нужно было придумать новое решение.

Тогда мы изменили формат бизнеса. И стали развивать телемедицину для фармкомпаний, сетей частных клиник. Эта ниша, как оказалось, была практически свободной. Даже в Америке, на примеры которой мы ориентировались, подобным направлением занимались единицы компаний. Мы не прогадали.

Продукт

Наш сервис называется Qapsula. Это интерактивная система поддержки пациентов, доступная на iOS, Android и в вебе. Принцип работы: каждый желающий может зарегистрироваться в системе — через сайт или мобильное приложение — и получить бесплатную удаленную консультацию врача. Можно письменную, либо через видеозвонок (с доплатой). Причём в любом месте и в любое время. И, возможно, это будет ваш лечащий врач из районной поликлиники. Или любой другой специалист, которого вы выберете. Скажем, по рейтингу или другим параметрам.

На платформе возможен и консилиум из нескольких врачей одновременно.

Ещё в приложении можно создать систему напоминаний о приеме лекарства. Через консьерж-службу записаться в клинику: на прием к врачу, сдачу анализов. Есть и другие полезные штучки для пациентов, вроде коучей правильного питания, отслеживания физической активности и так далее.

Пациент может хранить накопленную медицинскую информацию, результаты анализов.

Для врачей здесь свой интерес. Это возможность вести собственных пациентов вне клиники, контролировать, как они соблюдают рекомендации и лечатся. Ну и главное — получать дополнительный заработок, поскольку консультировать можно как своих пациентов, так и любых, зарегистрированных в системе.

Фармкомпании и клинические фонды выполняют роль партнеров. И у них также большой интерес. Благодаря сервису они могут улучшить комплаенс — наш сервис может помочь пациенту регулярно и правильно принимать препарат, выполнять рекомендации врача. Для компаний важно чтобы пациент принимал лекарства по инструкции, не бросал лечение. Это может повлиять на эффективность терапии. И в итоге — на узнаваемость бренда и отношение к нему.

Продвижение

С самого начала мы активно использовали интернет-продвижение. Это контекстная реклама «Яндекса», Google — сейчас практически полностью перешли на последнюю. Использовали продвижение в соцсетях: через собственные паблики во «ВКонтакте» и Facebook, таргетированную рекламу.

Вообще, интернет — хороший и дешёвый источник пополнения числа лидов и экспертов.

Но много пациентов к нам подтянули в офлайн-режиме сами врачи. Мы выдаем зарегистрированным медикам персональные визитки с контактами «Капсулы». Во время приема они рекомендуют пациентам держать дальнейшую связь с ними через онлайн-систему.

Затем информация передается по принципу «сарафанного радио». Кому интересно — выходят на наш сайт, скачивают приложение, регистрируются. Помогают с пополнением базы и фармкомпании.

Большие возможности для нас открыла акселерационная программа G4A (Grants4apps) от Bayer. Мы прошли программу в московском коворкинге компании, где Bayer организует менторскую программу, предоставляет профильные консультации, которые позволяют лучше изучить фармацевтический бизнес и корпоративные практики. Эти знания оказались полезны для развития нашего бизнеса.

Кроме того, мы приняли участие в акселераторе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Команда

На старте основой нашей команды были выпускники факультета фундаментальной медицины МГУ. Сейчас у нас много специалистов разных направлений. Это инвесторы, увлечённые развитием проекта, в числе которых ФРИИ. Это ИТ-отдел — ребята, с которыми мы начинали и сразу сработались. Это отдел по маркетингу и продвижению, — всему, что связано с привлечением врачей, пациентов.

Есть отдел поддержки — он занимается ответами на вопросы пользователей, деньгами и так далее. Ну и просто менеджеры, которые на все руки мастера. Сейчас в нашем штате порядка 20 постоянных сотрудников и ещё ряд специалистов работает удаленно.

Монетизация

Изначально мы хотели монетизироваться за счёт комиссии при взаимодействии «врач — пациент» как организаторы площадки для платных консультаций. Но оборот в несколько десятков, и иногда сотен тысяч рублей в месяц нас не устраивал.

Сейчас мы монетизируемся на 80 процентов за счет создания совместных проектов с фармкомпаниями, и они платят нам за обслуживание своих клиентов.

Пример. Вы покупаете глюкометр, а к нему идет набор сервисных продуктов: поддержка чат-бота с инструкциями и напоминаниями, бесплатная консультация врачей, возможность записи на клинические анализы. Производитель предлагает этот сервис через нашу платформу и оплачивает услуги.

Подобный проект недавно мы запустили с компанией Roche, производящей медоборудование. На упаковках глюкометров и расходных материалилов есть наш QR-код. Покупатель может его отсканировать через смартфон, выйти на «Капсулу» и получить допуслуги.

Причем к инсулиновым помпам помимо четырех консультаций, которые оплачивает Roche, идут и лабораторные анализы от компании «Инвитро». Это уже отдельное партнерское соглашение в рамках одного продукта.

В рамках совместной программы «Капсулы» с компанией Bayer в области женского здоровья мы запускаем платформу для взаимодействия врачей и пациентов для онлайн-консультирования. Стартом проекта стал прошедший 31 марта «Семинар по телемедицине» для ведущих российских гинекологов, на котором мы дали врачам возможность опробовать технологии, которые сегодня открывает телемедицина для гинеколога и его пациентки в повседневной практике.

Сейчас разрабатываем интересный проект с фармкомпанией AstraZeneca, ФРИИ и правительством Новгородской области по созданию интерактивного сервиса в сфере сердечно-сосудистых заболеваний. Планируется, что пациенты перенесшие инфаркт и острый коронарный синдром будут удаленно обслуживаться у своих лечащих врачей — терапевтов и кардиологов — через «Капсулу». Проект новый для нас — предполагается и бюджетное финансирование. Если всё сложится удачно, этот опыт может быть перенесен и на другие регионы.

Конечно, мы ориентируемся и на дальнейшее сотрудничество с компанией Bayer.

Метрики в динамике

Через полтора года с момента старта у нас уже было 10 тысяч зарегистрированных пациентов и 1,5 тыс врачей. Сейчас, спустя почти три года, — 60 тысяч пациентов и 4 тысячи врачей.

Но самым важным мы считаем рост числа проектов с фармкомпаниями, фондами. Если в прошлом году у нас был практически один корпоративный проект, то сейчас уже около десяти.

Планы

Планов у нас много — как у любой начинающей компании. Хотим развивать новые сервисы. Брать на себя роль интегратора широкого спектра медицинских услуг. Менять структуру и принцип того, как человек взаимодействует с системой здравоохранения, лечится, заботится о своём здоровье.

Конкретно — хотим увеличивать количество партнерских программ, привлекать в проект новые компании, добавить к сервису лабораторное и стационарное лечение. И, конечно, привлекать новых врачей и пациентов, развивать платформу, масштабировать бизнес.

Сегодня мы работаем с большинством международных фармкомпаний в России. Но решили не останавливаться. Недавно открыли офис в США. Мы хорошо изучили американский опыт и знаем, как можно эффективно работать у них. Почему бы и нет?

#стартапы

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Наталья Довжик", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 4, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 41166, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 02 Jul 2018 07:03:09 +0300" }
{ "id": 41166, "author_id": 183135, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41166\/get","add":"\/comments\/41166\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41166"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

2

Ребятам удачи! идея хорошая!
давно пора все эти карточки пациента и истории болезни переводить в централизованный электронный вид, а не растрепанный бумажный альбом с кучей вклеек.
не нравится только перекос в сотрудничество с фармкомпаниями. прямой путь к навязыванию лекарств и потере независимости.

Ответить
1

Сразу у США? С снг бы закончили. У меня идея эта была ещё в 2013, но так и не дореализовал ее из за нехватки денег и времени, также учусь в меде)

Ответить
0

Нужен совет от человека с мед образованием для обсасывания идеи стартапа, если есть интерес напиши в телегу @stepvl

Ответить
0

Идея, конечно, классная..
Но хочу поделиться неприятным опытом использования.
Пробовал проконсультироваться с врачем. Закинул 800р на счет.
Записался на определенное время. Пришел вовремя. Врача нет. Как начать консультацию — непонятно. Деньги уже списаны и с карты, и с внутреннего счета в приложении. Никаких объяснений, как так произошло и что делать дальше.
При обращении в поддержку вернули деньги только на внутренний счет, на карту деньги возвращать отказались, объясняя тем, что у них нет такой технической возможности.
Я написал аргументы, почему деньги вернуть все-таки стоит, но поддержка просто перестала отвечать.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }