MVP — делаю движок, чтобы запускать быстрее

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о ядре для многопользовательских стартапов.

Большой процент проектов загибается ещё на этапе создания MVP. За 6–9 месяцев ситуация на рынке может значительно поменяться и продукт просто опаздает. Решил сделать универсальную основу для многопользовательских проектов, где уже реализованы базовые вещи и под себя осталось сделать только уникальные фишки.

Тем, кто читает меня впервые, вкратце поясняю: у нас есть ядро для запуска агрегатора услуг RTPlatform. Ядро это схоже с YouDo: много заказчиков, много исполнителей, и на сочетание тех-кому-надо и тех-кто-может накладывается определённая логика. У одних основателей – юридические услуги, у других – бытовые, у третьих – ещё какие-то.

Мы выпустили ядро, которое позволяет создать некий базис такого маркетплейса: выставление заявок, отклики на них и всё то, что есть в любом другом подобном сервисе. Дальше уже небольшую нишу можно доработать под конкретную идею. Сделать прямо глобальный конструктор невозможно, потому что идей очень много и все совершенно разные. Поэтому наше ядро включает в себя 70% основного функционала, который присутствует всегда, а оставшиеся 30% просто дорабатываются силами наших программистов или клиента.

Подобный подход позволяет существенно сэкономить: сайт+приложение обойдутся не в 1,5-2 миллиона рублей, а всего в 200-300 тыс. Что положительно отразится и на шансах стартапа, ведь разница в миллион рублей может быть успешно использована для дополнительной раскрутки: на эти деньги можно будет накачать больше трафика и убедить потенциальных инвесторов наличием аудитории.

Второй плюс – если что-то пойдёт не так (а никто не гарантирует, что вы сразу же завоюете рынок), вы понесёте меньшие убытки, и у вас ещё останутся деньги на внесение исправлений. А если делать на два миллиона в притык, на корректировку денег просто не останется.

Зачем мы переделываем ядро?

Наше ядро периодически изменяется – в силу изменений IT-рынка, новых технологий и пр. Кроме того, всегда есть параллельное направление – разработка под заказ. Так наша студия работает в два ключевых потока: одним клиентам нужны аналоги YouDo, а другим – сложные веб-системы или индивидуальные приложения, которые в наше ядро не укладываются. В 2020 году я задумался о том, чтобы сделать унифицированный конструктор, но сейчас, спустя два года, пришёл к тому, что куда эффективнее будет набор независимых модулей.

Попробую объяснить, как это будет выглядеть и как работать – и для маркетплейсов типа Юду, и для сайтов и приложений под заказ.

Для старта я выбрал три ключевых модуля — основное, пользователи и объявления.

Основное

В эту группу входит всё то, что есть в каждом сервисе, и без чего он работать просто не может. Сюда относятся:

  1. Авторизация
  2. О сервисе (слайды и информация, рассказывающие клиенту о продукте)
  3. Пользовательское соглашение (без которого попросту нельзя опубликоваться в сторах)
  4. Пуши (момент спорный, т. к. кое-где их и нет, но я считаю, что в сервисе, которым человек пользуется постоянно, значит, по тем или иным новым действиям уведомления ему нужны).

Пользователи

Казалось бы, речь идёт о многопользовательской программе, пользователи должны быть в «Основном», как же так? Но нет, по меньшей мере в трети наших проектов в режиме MVP никакие профили не создавались, была только авторизация.

Человек выступал инкогнито, мы просто привязывались к его номеру телефона, а дальше он писал детальную информацию о себе в форме заявки. Но классический профиль пользователя для экономии не делался – потом, естественно, он появлялся, но только уже на последующих этапах. Поэтому в начале без него можно спокойно обойтись, и «Пользователи» — это отдельный модуль, работающий в связке с первым.

В эту группу входят:

  1. Редактирование профиля
  2. Просмотр профиля
  3. Список пользователей
  4. Фильтр

На списке пользователей я хочу остановиться подробнее. Надо понимать, что речь не о классической соцсети – можно и её запустить, и будет лента профилей аля ВКонтакте, с фильтрами и поиском друзей. Однако здесь может быть и что-то совсем другое: список мастеров, как в YouDo, список магазинов, если речь о торговом маркетплейсе.

Всё зависит от конкретной логики сервиса, под которую модули и подстраиваются. Их идея в том, чтобы технически они были идентичны, но морфологически обладали бы гибкой настройкой. На сервисе аля Юду будут «исполнители», на товарном маркетплейсе – «продавцы». Просто переименовывается и всё, а суть та же.

Объявления

Уверен, что подавляющее большинство читателей сразу подумало о досках объявлений, но здесь речь об объявлениях в более глобальном смысле: именно сюда поступают заявки пользователей. «Протёк кран», «требуется юридическая помощь», «надо написать текст». Или «продать авто», если действительно создаётся доска объявлений. Товары продавцов – тоже сюда. Короче говоря, «Объявления» – списки того, что тот или иной пользователь хочет от массы людей, присутствующей на этой площадке.

Здесь имеются:

  1. Список объявлений;
  2. Создание объявления;
  3. Просмотр объявления;
  4. Редактирование объявления.

В каждом блоке по 4 экрана, итого имеем 12 базовых экранов. Это и есть тот базис, с которого я решил начать. Дальше, само собой, появятся и другие модули, а эти будут увеличиваться функционально, однако на начальном этапе хватит и этого.

Если всё будет ок, на эту же схему мы переведём и RTP, которая просто станет «частным случаем общей идеи»: вместо пользователей – исполнители, вместо объявлений – заявки. Получается, что когда к нам приходит заказчик, мы уже предлагаем ему платформу, где проработаны нужные модули, на те же 60-70% от его заявки – а это значит, что мы можем предложить ему то же самое, что и конкуренты, только гораздо дешевле.

Именно для удешевления мы и разрабатывали наше ядро. Представьте: клиент только оставил заявку, а у нас уже есть 70% нужного ему функционала! Останется только обсудить детали и очень быстро и очень дешёво внедрить изменения. Вместо полугода – пара месяцев, вместо полутора миллионов – шестьсот-семьсот тысяч.

В завершение статьи спрошу читателей: есть ли какие-то ещё модули, которые, по вашему мнению, следует добавить в этот базис? Возможно, ваш совет поможет сделать наше ядро лучше!

2727
67 комментариев

Комментарий недоступен

35
Ответить

У нас есть что-то общее. Только я не программист.

17
Ответить

у них есть ядро)

7
Ответить

Чувак запилил систему авторизации и пару веб-страничек. Теперь это называется "движок" )))

6
Ответить

Изобрели 100500ю cms для сайтов

5
Ответить

Разработка маркетплейса услуг
всего за 175 400р
*Получите демо-версию первой версии Вашего продукта

2
Ответить

У нас было одно ядро, четыре группы модулей, 12 базовых экранов.

17
Ответить