{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Трибуна
coffee machine

Понаели

Давайте так – попробуйте взглянуть на заголовок и прямо сейчас вычислить, какую свободную нишу нашли молодые предприниматели из Владивостока (это мы, привет), что за 7 лет превратились в единственную российскую сеть на быстро растущем рынке объемом 1 млрд $. Подсказка как бы есть.

Свободная ниша? Куда там, целый сегмент – огромный, пустой до гулкого эха. Представьте: ночь; вы стоите на здоровенной площадке у оживленной трассы; рядом АЗС, куда то и дело заворачивают автомобили; чуть поодаль отсвечивают золотые арки и - да, захватывает дух. Вот так мы себя и чувствуем.

Все очень серьезно - видите, какая у нас фотография?

Тут нужно представиться. Компания Coffee Machine. Вышло так, что мы стали первой и пока что единственной российской компанией, которая развивает федеральную сеть drive-in/drive-thru автокафе. Таких у компании 45, все на Дальнем Востоке – Приморье, Хабаровск, Иркутск, Ангарск, Братск. Вот-вот откроем в России еще 4 – Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Краснодар. В Казахстан только что вышли. К следующему году у нас будет 70+ точек. И мы… в общем, держите прямым текстом.

Автокафе – next big thing общепита. Суть в том, что этот рынок попросту слишком велик для одной компании. Нам очень хотелось бы оставаться единственными и неповторимыми, но мы прикинули ресурсы и поняли, что Coffee Machine нужны коллеги-конкуренты. Выстоять в одиночку против глобальных игроков? Быстро популяризировать формат самостоятельно? Нереально. Чем больше новых проектов появится в этом сегменте – тем лучше для нас… в конце концов, статус «первопроходца рынка» у «Кофе-Машины» уже не отнять. Собираемся убедить вас заняться направлением автокафе – и начать конкурировать с нами как можно скорее.

Павел Чернявский
Директор по развитию Coffee Machine

Стоит ли игра свеч? Давайте начнем с рынка. Не поверите, какие суммы пролетают мимо вашей кассы.

Рынок

В США drive-thru и родственные форматы генерируют, по различным оценкам, 50-70% выручки на рынке общественного питания; еще в 2012 McDonalds, например, делал 65% продаж именно через drive-thru (пруф и пруф, там вообще много интересного). Думаете, распространение мобильных приложений повлияло на популярность таких форматов? Нет. В 2018 году популярнейший в Штатах бренд Sonic America's Drive-In опередил по продажам Chipotle Mexican Grill и догнал KFC в хит-параде крупнейших сетей фастфуда, став 4-й по популярности сетью бургерных в стране.

В России ситуация иная, что отчасти обусловлено меньшей степенью автомобилизации. Тем не менее, «общепит для тех, кто за рулем» есть, вполне себе в форме и быстро развивается. Представлены два главных формата - во-первых, окошки для автомобилистов в McDonalds, Burger King, KFC, Starbucks; во-вторых, кафе на АЗС.

Ах, да. Есть еще и дикий бизнес – разномастные ларьки & бабушки с пирожками, рассматривать которые мы не станем (если бабушки с пирожками однажды организуются в федеральную сеть с программой лояльности и мобильным приложением, проблемы будут у всего рынка). Кроме того, здесь не учитывается отечественный аналог американских diner`ов – знакомые каждому дорожные кафе (столовки-с-парковкой), где «первое, второе, третье и компот». Нас же интересует возможность выпить кофе и поесть, не выходя из машины.

Кофе в держателе для стаканов сейчас можно увидеть у каждого третьего водителя, это новая норма. Зачем искать место для парковки, идти куда-то, брать кофе на вынос, возвращаться? Можно подъехать и купить. Аналогично, каждый из нас время от времени ест в автомобиле – это может быть вынужденная необходимость, завтрак в пробке по пути на работу, просто желание перекусить. Более того. Часто так комфортнее. В моей машине мягкие сиденья, в фаст-фуде пластиковые стулья. В моей машине моя музыка, а в фаст-фуде… скажем так, вообще не моя.

Дмитрий Лутченко
Генеральный директор Coffee Machine

Так что да – всего два формата.

Формат: окошки drive-thru в фаст-фуд ресторанах

В России направление drive-thru развивают прежде всего глобальные фаст-фуд бренды. McDonalds открыли первый «МакАвто» в Москве еще в апреле 96-го, в 2006 году окошко для водителей делало 40% оборота оборудованного им ресторана, в 2017 (судя по данным открытых источников) этот показатель достиг 44,8%. У Большого М сейчас 686 ресторанов, 292 из которых собственно «МакАвто». Выручка за прошлый год в России – 66,3 млрд рублей… можете прикинуть степень лакомости этого пирога.

Формат: кафе на АЗС

Говорят, в Европе продажи нетопливных товаров составляют до 60% выручки АЗС. Точные данные по национальному рынку отсутствуют, но известно вот что – осенью 2016 года оборот кафе при АЗС в крупнейших российских городах достиг 5,5 млрд рублей, а трафик вырос на 7% к 2015 году. Есть основания предполагать, что эта динамика сохраняется и сегодня. Есть у кого-то информация поточнее? Расскажите, будем признательны.

Третий путь: автокафе

автокафе "Coffee Machine"

Наш путь – собственно, автокафе. Что это?

Небольшой павильон с двумя окошками выдачи, удобными для заказа прямо из автомобиля. Прилегающая благоустроенная парковка – сделано все так, чтобы там приятно было припарковаться и посидеть. Павильон оборудован на уровне кухни и барной зоны хорошего кафе – приточная и вытяжная вентиляция, холодильное оборудование, СВЧ-печь, индукционка, грили, жарочная поверхность, блендеры-слайсеры, ледогенератор, прочее технологическое оборудование, место под инвентарь, кассовое оборудование и так далее. Почетное место отводится профессиональной кофе-машине и гриндеру.

В павильоне работают 4-8 человек - менеджер, бариста, повара, кассиры; каждый на своей станции. За сутки через наш средний павильон проходит от 124 заказов. Структура чека: 42,6% еда, остальное напитки. Меню при этом достаточно серьезное (в следующих выпусках подробно об этом расскажем). Все блюда (кроме, разумеется, десертов) делаются «из-под ножа» – поэтому важно понимать, что фаст-фуд обслужит клиента куда быстрее.

Выше мы слегка злоупотребляли слэшем. Drive-thru / Drive-in. На самом деле, это два близких, но все же отличных друг от друга формата. Первый не подразумевает остановки – остановился у окошка для заказа, получил в другом окошке и проезжай себе; этим живет «МакАвто», аналогичные проекты Burger King, KFC и иже с ними. Второй вариант посложнее; здесь требуется предусмотреть парковку, по сути – полноценное «посадочное место», где автомобиль гостя выступает в качестве обслуживаемого столика.

Неожиданный побочный эффект. Так как окошки расположены на компромиссной высоте, удобной и для джипа, и для седана, и для грузовика - в большинстве случаев бариста автокафе отдают заказ вот так. Что здорово.

Собственно слэш появился в тексте потому, что мы миксуем форматы – окошко выдачи идет по дефолту, но есть уютная парковка, чтобы посидеть и спокойно перекусить. Туда же могут принести и еду, когда будет готова.

Слово «уютная» вообще не для красного словца. Мы правда благоустраиваем территорию – где-то серьезно, где-то попроще. Озеленение, красивый и вполне инстаграммабельный забор, парковочные места, симпатичные виды… интересно, что есть четкая корреляция между уже облагороженной территорией (например, вот это кафе дает 260 чеков в день) и территорией, которой пока что не успели заняться (для сравнения, вот – тот же город, автомобильный трафик даже и повыше, но всего 135 чеков в день). Если будете делать свое автокафе – не забудьте! Нравится клиенту не меньше, чем городским властям - тот случай, когда социальная ответственность дает хорошие дивиденды.

Павел Чернявский
Директор по развитию Coffee Machine

Начнем с простого. Автокафе принципиально отличаются от схемы «заедем на заправку, заодно и перекусим».

Еда и кофе для АЗС – бизнес побочный. Полноценная кухня не то чтобы замечательно сочетается с топливом, потому кафе с горячим цехом и выбором приличных блюд редки. Как правило, гостям предлагается выпечка типа круассанов, готовые сэндвичи, хот-доги, иногда салаты. Кофе там натуральный, но варят его стандартные суперавтоматы, кофейная смесь обычно простенькая - даже не особо одаренный бариста сделает лучше. Опять же, приходится выходить из машины.

Дмитрий Лутченко
Генеральный директор Coffee Machine

Вопрос с drive-thru от большого фастфуда не так прост. Наши блюда сложнее, они заметно дольше готовятся… впрочем, чтобы избежать упреков в необъективности (а мы заведомо не можем быть объективны) - будем говорить об очевидных преимуществах формата автокафе с точки зрения бизнеса.

У автокафе нет зала. Поэтому их реально открывать гораздо быстрее, в гораздо большем количестве, с гораздо меньшими затратами. При этом даже необслуживаемый зал с посадочными местами увеличивает выручку кафе лишь незначительно, а затраты на открытие и дальнейшую эксплуатацию – почти втрое.

Павел Чернявский
Директор по развитию Coffee Machine

Что касается привлекательности для гостя, то тут действуют общие принципы. Давно известно, что конкурировать с гигантами можно и нужно – особым отношением к клиенту, другими товарными предложениями, гибкостью, атмосферой… да и самим фактом «не-принадлежности» к глобальному бизнесу, так сказать.

Открытие первой Coffee Machine во Владивостоке в 2011 году прошло... неожиданно – люди понаехали в невообразимом количестве, понаели на какие-то странные по нынешним временам суммы, понапили литры кофе, стояли в диких очередях, засыпали за рулем, наш генеральный директор (он тогда еще и сам работал на окне) лично их будил. Не 90-й год на Пушкинской площади, но вот немного напоминало. Формат не просто выстрелил, а породил настоящую субкультуру – на Дальнем Востоке существует неслабое коммьюнити людей, которые приезжают на своих машинах к автокафе, чтобы пообщаться друг с другом под кофе и музыку.

Конечно, в самом начале нам повезло. Мы из Владивостока, где не было (так и нет, кстати) громады McDonalds, которые до сих пор не шагнули за Кемерово. Учитывая то количество ошибок, что мы успели наворотить на ранних этапах развития… в общем, да – родись компания семь лет назад в Подмосковье, шансов было бы немного. Собственно, мы и делимся накопленным опытом, чтобы повысить ваши шансы. А сейчас они хорошие. Сейчас во Владивостоке есть Burger King, есть KFC и есть еще обоснованное мнение, что автокафе более, чем конкурентоспособны. Например, открытый во Владивостоке ресторан крупного западного сетевого бренда потребовал приблизительно вдесятеро больше инвестиций, чем типовая Coffee Machine – но генерирует он при этом выручку лишь в 2,6 раза большую. При существенно больших расходах на эксплуатацию. Так и выходит, что пока «крупный западный бренд» открывает 3 ресторана за 2 года – мы за то же время открываем 17 в том же регионе.

Дмитрий Лутченко
Генеральный директор Coffee Machine

Факт остается фактом. Если в сегменте классического фаст-фуда вы легко назовете десяток отечественных марок, каждая со своими «знаками отличия» - то в drive-thru / drive-in таких нет, здесь безраздельно правят иностранцы. А это ненормальная ситуация для любого рынка, само ее наличие указывает на существование превосходной возможности.

Пока это гипотеза. Скоро проверим ее в боевых условиях – уже говорилось, что на днях первая Coffee Machine откроется в Краснодаре, где работают 20 McDonalds (включая пять «МакАвто»). Будет тестовый баттл, «Кофе-Машина» против «Кофе-Махины». Собираемся держать вас в курсе, рассказывать о победах и факапах, помогать советом и вот это все.

Спрашивайте нас, о чем хотели бы знать - постараемся ответить.

Спасибо за внимание.

Немного цифр

  • Точка безубыточности для автокафе Coffee Machine – это 2600 чеков в месяц, 90 в день, 4 в час. Не без гордости сообщаем, что в нашей сети нет ни одного убыточного объекта; худшее по продажам кафе в сети превышает минимально допустимые показатели в полтора раза.
  • Период окупаемости автокафе колеблется от 13,4 месяца (Артем, Приморский край) до 24 месяцев (Иркутск). Для понимания – некогда эксперты оценивали период окупаемости одной очень известной франшизы в 3-7 лет, при вложениях порядка 700.000$ (включая паушальный взнос 45.500$). По нынешнему курсу это около 47 млн рублей, так что срок окупаемости почти гарантированно увеличится. Стандартный объект автокафе Coffee Machine (примерно 400 кв.м.) обойдется в 5-6 млн рублей «под ключ».
  • Рынок чрезвычайно емкий. Например, если мы откроем второе кафе на том же потоке автомобильного трафика – продажи первого упадут приблизительно на 25%, но в течение максимум года выйдут на показатели выше исходных.
  • Удивительно (мы сначала тоже… эээ, изумились), но при всем при этом степень автомобилизации города не влияет на среднюю валовую выручку автокафе и не влияет на средний чек. Во Владивостоке на каждую 1000 человек приходится 417 автомобилей, в Хабаровске – всего 261; но соответствующие показатели Хабаровска выше владивостокских на 13%. Мы предполагаем, что степень автомобилизации влияет на максимальное количество автокафе, которое город способен поддерживать – но к точке насыщения мы пока не приблизились даже во Владивостоке, где работают аж 17 павильонов Coffee Machine.
Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
40 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Я не уловил - вы изобрели формат авто-кафе, который существует уже лет 100, или как?

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

немножко не так, мы внедрили формат автокафе в наш рынок, сумев сократить объем инвестиций в одно кафе по сравнением с американским форматом минимум в 10 раз, что и позволило нам эффективно развиваться как в домашнем регионе, так и на Дальнем Востоке.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Likh

Формат абсолютно не жизнеспособен в Москве. Единственное разумное место для них - район МКАДа, где сейчас стоят маки.

На ДВ очень развита культура "прогулок на авто" , отчасти из за отсутствия нормального общественного транспорта.

Вы оказались в нужном месте в нужное время, но если на рынок выйдет мак то он вас очень сильно подъест, если вообще не уничтожит.

Ответить
Развернуть ветку
Karolina Belomestnova

Мне кажется, тут не на Москву, а на Подмосковье и регионы ориентация должна быть. И на междугородные трассы.

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

да, так и работаем:)

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

мы никогда не позиционируем себя в центре города, а ориентируемся больше на как раз «прогулочные» места для автомобилистов и междугородние трассы.
а с Маком - ждем, проверим :)

Ответить
Развернуть ветку
Barbarisov

Очень доходчиво, практично и интересно. Молодцы.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett
Зарегистрировался 12 минут назад
Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

Идея, от которой пищат на светофорах водители:
Покупаешь три термоса (а лучше четыре) и рюкзак. Дома заботливо рассыпаешь растворимое кофе (самое вкусное) по термосам и заливаешь кипятком.
В утренний час пик на светофорах продаёшь стаканчики (одноразовые, естественно) с кофе. С трёх термосов выручка улёт. Через месяц пишешь комментарии на VC с Макбука.
Что на это ответите, касатик?

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

... растворимый...

Простите, если сможете.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Савин

Ростваримое вкусное кофе, со вкусом обогрева стула

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

Прекратите.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

А за дополнительную плату можно еще и фары помыть!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Де Брильи

Этим же кофе

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

...самый вкусный...

Похоже, нет мне прощения.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Алексеенко

Да ладно, просто вы безгамотный(ная), а так всё норм))

Ответить
Развернуть ветку
Wiktor Michalski

Очень крутой материал! Удачи в бизнесе и жду продолжения.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Какой Вы «позитивный» — все последние комментарии — похвала в адрес авторов.

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

спасибо! будем рады вопросам на будущие материалы :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Усов

Все это очень интересн, драй-ин и т.д., но:
1. В чем УТП, не выхолить из машины?
Именно в этом и есть смысл остановки, люди останавливаются, размять ноги, вдохнуть полные легкие, насытить органищм кислородом, хрустнуть спинкой, покурить и взбодриться.
Совершенно не понимаю смысла остановиться и сидеть в машине, при этом цементировать ЖКТ булками из белого, 100%-но цементирующего теста.
2. Все очень зыбко, при аренде площадей на заправке или стоянке, в Мос. области и Лен. области это 90% фейл.
УПД, про США, как можно не выйти из тачки, например вот с таким лендскейп-вочем?

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

абсолютно согласны с вами, цементировать - не дело :)
именно поэтому мы благоустраиваем наши территории и делаем их такими, чтобы выйти было комфортно и приятно:)
а почему думаете, что в Мос. и Лен. области - фейл?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Усов

:)
Птамушт
:)
Булка с майонезом будет стоить больше 100р., с таким прайсом за аренду
:)
Шелл, несте, bp, птк вам аренду не датут
:)
Лучше проще и удобнее купить продукцию sbyllа
:)
Ксть на каждой из указанных заправок
:)
И делается она делается в соответствии haccp
:)
А у вас нет
:)
Это очень легко понять
:)
В такой квадратуре (вагончик на фото), сырье и готовая продукция, в любом случае стоят рядом (в одном помещении)
:)

Ответить
Развернуть ветку
Serg Guslyarov

Шляпа какая то, куча букв ни о чем. Где оборот, где прибыль?
Одни генеральные директора кругом.
Бла бла бла, объем рынка 1 миллиард, и чо?
Вот например объем рынка пластиковых стаканчиков тоже один миллиард, и чо?
Бежать производить стаканчики теперь?

Ответить
Развернуть ветку
Селиверстов Александр

И пластиковых стаканчиков ярд? Черт. Ну тогда они будут свой кофе именно в них и продавать. Чувствуете масштабирование и новизну бизнес-идеи?

Ответить
Развернуть ветку
Serg Guslyarov

Хотя постойте... Это же франшиза...

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

когда на рынке в 1 миллиард существует всего три основных игрока, есть хороший повод задуматься:)
в статье есть показатели по инвестициям, срокам окупаемости, точки безубыточности, показатели трафика и структура чека.
собираемся и дальше рассказывать про себя, о каких вопросах были бы интересно узнать?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Усов

Мне это напоминает один звонок, от старого знакомого из провинции.
- Антон, кому нибудь надо 10 тонн курицы? У меня есть прямой выход на птицефабрику. Давай найди клиента, заработаем вместе.
При этом директор этой птицефабрики жил на 1 этаже, а я на 6-м, в одном и том же подъезде.
Это я к чему.
Правильно ли я понял, что покупая франшизу, должен сам объехать все заправки лен.области, присмотреть места, потом съездить/позвонить в офис, понять какой департамент управляет землей на заправках, просить аренду?
Или что еще интереснее, искать владельца, какой-то траковой стаянки на 41 километре?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Склянов

Географ глобус пропил. С каких Иркутск, Ангарск и Братск - это Дальний Восток?

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

сибиряки настолько родненькие нам, без них не можем :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Только копипаст Яндекса и только чревоугодие. И это хваленный русский интеллект?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

Есть у кого-то информация поточнее? Расскажите, будем признательны. (c)

есть.
спрашивайте.

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

собрать данные по российскому рынку на данный момент сложно, так как они все разрозненные и неактуальные. если можете поделиться аналитикой в retail на азс и на рынке drive thru/drive in будем благодарны и в долгу не останемся:)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

и собрать, не так сложно, как кажется, и создать модели, дающие результаты с высокой точностью, тоже несложно.
что именно интересует по азс?

Ответить
Развернуть ветку
Timur Vasilyev

Сколько самоуверенности, единственные.
К примеру, в Южно-Сахалинске такие есть уже года 2 или 3. Уникальности не вижу, почти на каждой заправке итак продают заварной кофе 🤷‍♂️ А после поездки встать и размяться за милое дело. Но не спорю, на такие кафе ЦА найдётся, сам заглядывал пару раз, в том же Южно-Сахалинске :)

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

да, знаем похожие форматы на Дальнем Востоке и радуемся каждому такому кафе. Мы и не утверждаем, что мы единственные, мы первые кто смог вырасти до федерального уровня и шагнуть дальше домашнего региона. и на этом останавливаться не собираемся. потому и делимся своим опытом:)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

Красноярск не упомянули. Видео одну или две точки их, но скорее всего, они закрылись. Хотя торговая точка красивая-привлекает внимание.

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

Иван, здравствуйте:) да, были в Красноярске. пришлось уехать из-за проблем с арендой земли. собираемся скоро вернуться :)

Ответить
Развернуть ветку
Evgenia Vinokurova

Здравствуйте, на самом деле очень хорошо когда открываются новые !! Точки!! И они при этом наши, а не пиндосов. А можно с кем из ваших ответственных встретиться, у нас мебельный цех, цех наружной рекламы, и Печатный цех. Может мы тоже будем вам полезны?

Ответить
Развернуть ветку
coffee machine
Автор

Женя, спасибо:) а где вы находитесь? напишите нам через форму обратной связи на нашей сайте - c-machine.ru, будем на связи :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 40 комментариев
null