Понаели

Давайте так – попробуйте взглянуть на заголовок и прямо сейчас вычислить, какую свободную нишу нашли молодые предприниматели из Владивостока (это мы, привет), что за 7 лет превратились в единственную российскую сеть на быстро растущем рынке объемом 1 млрд $. Подсказка как бы есть.

Свободная ниша? Куда там, целый сегмент – огромный, пустой до гулкого эха. Представьте: ночь; вы стоите на здоровенной площадке у оживленной трассы; рядом АЗС, куда то и дело заворачивают автомобили; чуть поодаль отсвечивают золотые арки и - да, захватывает дух. Вот так мы себя и чувствуем.

Все очень серьезно - видите, какая у нас фотография?
Все очень серьезно - видите, какая у нас фотография?

Тут нужно представиться. Компания Coffee Machine. Вышло так, что мы стали первой и пока что единственной российской компанией, которая развивает федеральную сеть drive-in/drive-thru автокафе. Таких у компании 45, все на Дальнем Востоке – Приморье, Хабаровск, Иркутск, Ангарск, Братск. Вот-вот откроем в России еще 4 – Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Краснодар. В Казахстан только что вышли. К следующему году у нас будет 70+ точек. И мы… в общем, держите прямым текстом.

Автокафе – next big thing общепита. Суть в том, что этот рынок попросту слишком велик для одной компании. Нам очень хотелось бы оставаться единственными и неповторимыми, но мы прикинули ресурсы и поняли, что Coffee Machine нужны коллеги-конкуренты. Выстоять в одиночку против глобальных игроков? Быстро популяризировать формат самостоятельно? Нереально. Чем больше новых проектов появится в этом сегменте – тем лучше для нас… в конце концов, статус «первопроходца рынка» у «Кофе-Машины» уже не отнять. Собираемся убедить вас заняться направлением автокафе – и начать конкурировать с нами как можно скорее.

Павел Чернявский, Директор по развитию Coffee Machine

Стоит ли игра свеч? Давайте начнем с рынка. Не поверите, какие суммы пролетают мимо вашей кассы.

Рынок

В США drive-thru и родственные форматы генерируют, по различным оценкам, 50-70% выручки на рынке общественного питания; еще в 2012 McDonalds, например, делал 65% продаж именно через drive-thru (пруф и пруф, там вообще много интересного). Думаете, распространение мобильных приложений повлияло на популярность таких форматов? Нет. В 2018 году популярнейший в Штатах бренд Sonic America's Drive-In опередил по продажам Chipotle Mexican Grill и догнал KFC в хит-параде крупнейших сетей фастфуда, став 4-й по популярности сетью бургерных в стране.

В России ситуация иная, что отчасти обусловлено меньшей степенью автомобилизации. Тем не менее, «общепит для тех, кто за рулем» есть, вполне себе в форме и быстро развивается. Представлены два главных формата - во-первых, окошки для автомобилистов в McDonalds, Burger King, KFC, Starbucks; во-вторых, кафе на АЗС.

Ах, да. Есть еще и дикий бизнес – разномастные ларьки & бабушки с пирожками, рассматривать которые мы не станем (если бабушки с пирожками однажды организуются в федеральную сеть с программой лояльности и мобильным приложением, проблемы будут у всего рынка). Кроме того, здесь не учитывается отечественный аналог американских diner`ов – знакомые каждому дорожные кафе (столовки-с-парковкой), где «первое, второе, третье и компот». Нас же интересует возможность выпить кофе и поесть, не выходя из машины.

Кофе в держателе для стаканов сейчас можно увидеть у каждого третьего водителя, это новая норма. Зачем искать место для парковки, идти куда-то, брать кофе на вынос, возвращаться? Можно подъехать и купить. Аналогично, каждый из нас время от времени ест в автомобиле – это может быть вынужденная необходимость, завтрак в пробке по пути на работу, просто желание перекусить. Более того. Часто так комфортнее. В моей машине мягкие сиденья, в фаст-фуде пластиковые стулья. В моей машине моя музыка, а в фаст-фуде… скажем так, вообще не моя.

Дмитрий Лутченко, Генеральный директор Coffee Machine

Так что да – всего два формата.

Формат: окошки drive-thru в фаст-фуд ресторанах

В России направление drive-thru развивают прежде всего глобальные фаст-фуд бренды. McDonalds открыли первый «МакАвто» в Москве еще в апреле 96-го, в 2006 году окошко для водителей делало 40% оборота оборудованного им ресторана, в 2017 (судя по данным открытых источников) этот показатель достиг 44,8%. У Большого М сейчас 686 ресторанов, 292 из которых собственно «МакАвто». Выручка за прошлый год в России – 66,3 млрд рублей… можете прикинуть степень лакомости этого пирога.

Формат: кафе на АЗС

Говорят, в Европе продажи нетопливных товаров составляют до 60% выручки АЗС. Точные данные по национальному рынку отсутствуют, но известно вот что – осенью 2016 года оборот кафе при АЗС в крупнейших российских городах достиг 5,5 млрд рублей, а трафик вырос на 7% к 2015 году. Есть основания предполагать, что эта динамика сохраняется и сегодня. Есть у кого-то информация поточнее? Расскажите, будем признательны.

Третий путь: автокафе

автокафе "Coffee Machine"
автокафе "Coffee Machine"

Наш путь – собственно, автокафе. Что это?

Небольшой павильон с двумя окошками выдачи, удобными для заказа прямо из автомобиля. Прилегающая благоустроенная парковка – сделано все так, чтобы там приятно было припарковаться и посидеть. Павильон оборудован на уровне кухни и барной зоны хорошего кафе – приточная и вытяжная вентиляция, холодильное оборудование, СВЧ-печь, индукционка, грили, жарочная поверхность, блендеры-слайсеры, ледогенератор, прочее технологическое оборудование, место под инвентарь, кассовое оборудование и так далее. Почетное место отводится профессиональной кофе-машине и гриндеру.

В павильоне работают 4-8 человек - менеджер, бариста, повара, кассиры; каждый на своей станции. За сутки через наш средний павильон проходит от 124 заказов. Структура чека: 42,6% еда, остальное напитки. Меню при этом достаточно серьезное (в следующих выпусках подробно об этом расскажем). Все блюда (кроме, разумеется, десертов) делаются «из-под ножа» – поэтому важно понимать, что фаст-фуд обслужит клиента куда быстрее.

Выше мы слегка злоупотребляли слэшем. Drive-thru / Drive-in. На самом деле, это два близких, но все же отличных друг от друга формата. Первый не подразумевает остановки – остановился у окошка для заказа, получил в другом окошке и проезжай себе; этим живет «МакАвто», аналогичные проекты Burger King, KFC и иже с ними. Второй вариант посложнее; здесь требуется предусмотреть парковку, по сути – полноценное «посадочное место», где автомобиль гостя выступает в качестве обслуживаемого столика.

Неожиданный побочный эффект. Так как окошки расположены на компромиссной высоте, удобной и для джипа, и для седана, и для грузовика - в большинстве случаев бариста автокафе отдают заказ вот так. Что здорово.
Неожиданный побочный эффект. Так как окошки расположены на компромиссной высоте, удобной и для джипа, и для седана, и для грузовика - в большинстве случаев бариста автокафе отдают заказ вот так. Что здорово.

Собственно слэш появился в тексте потому, что мы миксуем форматы – окошко выдачи идет по дефолту, но есть уютная парковка, чтобы посидеть и спокойно перекусить. Туда же могут принести и еду, когда будет готова.

Слово «уютная» вообще не для красного словца. Мы правда благоустраиваем территорию – где-то серьезно, где-то попроще. Озеленение, красивый и вполне инстаграммабельный забор, парковочные места, симпатичные виды… интересно, что есть четкая корреляция между уже облагороженной территорией (например, вот это кафе дает 260 чеков в день) и территорией, которой пока что не успели заняться (для сравнения, вот – тот же город, автомобильный трафик даже и повыше, но всего 135 чеков в день). Если будете делать свое автокафе – не забудьте! Нравится клиенту не меньше, чем городским властям - тот случай, когда социальная ответственность дает хорошие дивиденды.

Павел Чернявский, Директор по развитию Coffee Machine

Начнем с простого. Автокафе принципиально отличаются от схемы «заедем на заправку, заодно и перекусим».

Еда и кофе для АЗС – бизнес побочный. Полноценная кухня не то чтобы замечательно сочетается с топливом, потому кафе с горячим цехом и выбором приличных блюд редки. Как правило, гостям предлагается выпечка типа круассанов, готовые сэндвичи, хот-доги, иногда салаты. Кофе там натуральный, но варят его стандартные суперавтоматы, кофейная смесь обычно простенькая - даже не особо одаренный бариста сделает лучше. Опять же, приходится выходить из машины.

Дмитрий Лутченко, Генеральный директор Coffee Machine

Вопрос с drive-thru от большого фастфуда не так прост. Наши блюда сложнее, они заметно дольше готовятся… впрочем, чтобы избежать упреков в необъективности (а мы заведомо не можем быть объективны) - будем говорить об очевидных преимуществах формата автокафе с точки зрения бизнеса.

У автокафе нет зала. Поэтому их реально открывать гораздо быстрее, в гораздо большем количестве, с гораздо меньшими затратами. При этом даже необслуживаемый зал с посадочными местами увеличивает выручку кафе лишь незначительно, а затраты на открытие и дальнейшую эксплуатацию – почти втрое.

Павел Чернявский, Директор по развитию Coffee Machine

Что касается привлекательности для гостя, то тут действуют общие принципы. Давно известно, что конкурировать с гигантами можно и нужно – особым отношением к клиенту, другими товарными предложениями, гибкостью, атмосферой… да и самим фактом «не-принадлежности» к глобальному бизнесу, так сказать.

Открытие первой Coffee Machine во Владивостоке в 2011 году прошло... неожиданно – люди понаехали в невообразимом количестве, понаели на какие-то странные по нынешним временам суммы, понапили литры кофе, стояли в диких очередях, засыпали за рулем, наш генеральный директор (он тогда еще и сам работал на окне) лично их будил. Не 90-й год на Пушкинской площади, но вот немного напоминало. Формат не просто выстрелил, а породил настоящую субкультуру – на Дальнем Востоке существует неслабое коммьюнити людей, которые приезжают на своих машинах к автокафе, чтобы пообщаться друг с другом под кофе и музыку.

Конечно, в самом начале нам повезло. Мы из Владивостока, где не было (так и нет, кстати) громады McDonalds, которые до сих пор не шагнули за Кемерово. Учитывая то количество ошибок, что мы успели наворотить на ранних этапах развития… в общем, да – родись компания семь лет назад в Подмосковье, шансов было бы немного. Собственно, мы и делимся накопленным опытом, чтобы повысить ваши шансы. А сейчас они хорошие. Сейчас во Владивостоке есть Burger King, есть KFC и есть еще обоснованное мнение, что автокафе более, чем конкурентоспособны. Например, открытый во Владивостоке ресторан крупного западного сетевого бренда потребовал приблизительно вдесятеро больше инвестиций, чем типовая Coffee Machine – но генерирует он при этом выручку лишь в 2,6 раза большую. При существенно больших расходах на эксплуатацию. Так и выходит, что пока «крупный западный бренд» открывает 3 ресторана за 2 года – мы за то же время открываем 17 в том же регионе.

Дмитрий Лутченко, Генеральный директор Coffee Machine

Факт остается фактом. Если в сегменте классического фаст-фуда вы легко назовете десяток отечественных марок, каждая со своими «знаками отличия» - то в drive-thru / drive-in таких нет, здесь безраздельно правят иностранцы. А это ненормальная ситуация для любого рынка, само ее наличие указывает на существование превосходной возможности.

Пока это гипотеза. Скоро проверим ее в боевых условиях – уже говорилось, что на днях первая Coffee Machine откроется в Краснодаре, где работают 20 McDonalds (включая пять «МакАвто»). Будет тестовый баттл, «Кофе-Машина» против «Кофе-Махины». Собираемся держать вас в курсе, рассказывать о победах и факапах, помогать советом и вот это все.

Спрашивайте нас, о чем хотели бы знать - постараемся ответить.

Спасибо за внимание.
Спасибо за внимание.

Немного цифр

  • Точка безубыточности для автокафе Coffee Machine – это 2600 чеков в месяц, 90 в день, 4 в час. Не без гордости сообщаем, что в нашей сети нет ни одного убыточного объекта; худшее по продажам кафе в сети превышает минимально допустимые показатели в полтора раза.
  • Период окупаемости автокафе колеблется от 13,4 месяца (Артем, Приморский край) до 24 месяцев (Иркутск). Для понимания – некогда эксперты оценивали период окупаемости одной очень известной франшизы в 3-7 лет, при вложениях порядка 700.000$ (включая паушальный взнос 45.500$). По нынешнему курсу это около 47 млн рублей, так что срок окупаемости почти гарантированно увеличится. Стандартный объект автокафе Coffee Machine (примерно 400 кв.м.) обойдется в 5-6 млн рублей «под ключ».
  • Рынок чрезвычайно емкий. Например, если мы откроем второе кафе на том же потоке автомобильного трафика – продажи первого упадут приблизительно на 25%, но в течение максимум года выйдут на показатели выше исходных.
  • Удивительно (мы сначала тоже… эээ, изумились), но при всем при этом степень автомобилизации города не влияет на среднюю валовую выручку автокафе и не влияет на средний чек. Во Владивостоке на каждую 1000 человек приходится 417 автомобилей, в Хабаровске – всего 261; но соответствующие показатели Хабаровска выше владивостокских на 13%. Мы предполагаем, что степень автомобилизации влияет на максимальное количество автокафе, которое город способен поддерживать – но к точке насыщения мы пока не приблизились даже во Владивостоке, где работают аж 17 павильонов Coffee Machine.
 Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
1414
40 комментариев

Я не уловил - вы изобрели формат авто-кафе, который существует уже лет 100, или как?

9
Ответить

немножко не так, мы внедрили формат автокафе в наш рынок, сумев сократить объем инвестиций в одно кафе по сравнением с американским форматом минимум в 10 раз, что и позволило нам эффективно развиваться как в домашнем регионе, так и на Дальнем Востоке.

Ответить

Формат абсолютно не жизнеспособен в Москве. Единственное разумное место для них - район МКАДа, где сейчас стоят маки.

На ДВ очень развита культура "прогулок на авто" , отчасти из за отсутствия нормального общественного транспорта.

Вы оказались в нужном месте в нужное время, но если на рынок выйдет мак то он вас очень сильно подъест, если вообще не уничтожит.

2
Ответить

Мне кажется, тут не на Москву, а на Подмосковье и регионы ориентация должна быть. И на междугородные трассы.

Ответить

мы никогда не позиционируем себя в центре города, а ориентируемся больше на как раз «прогулочные» места для автомобилистов и междугородние трассы.
а с Маком - ждем, проверим :)

Ответить

Очень доходчиво, практично и интересно. Молодцы.

3
Ответить

Зарегистрировался 12 минут назад

9
Ответить