Как найти клиентов по голосу

Как найти клиентов по голосу

Если вам нужно открыть вклад, получить кредит или перевести деньги, необязательно идти в банк. Можно сделать это дистанционно, пройдя удаленную идентификацию с помощью биометрических данных.

С 2019 года биометрическая идентификация по голосу станет обязательной для всех банков. Ожидается, что, сдав биометрию, клиенты смогут обслуживаться удаленно. Вместо визита в банк можно будет просто поднести смартфон к лицу и произнести кодовое слово. Проект DATA4 задумывался как раз, когда в отрасли обсуждалось это решение. Основатели увидели большую перспективу этой технологии на рынке. Например, по данным Ростелекома, для банков прием клиента в онлайн на 60% дешевле, чем в отделении.

При этом не только банки могут воспользоваться технологией. Определить, кто звонил в колцентр или заходил в ваш магазин можно по голосу и видео, даже если человек не представился. О том, как разработчики внедряют искусственный интеллект для бизнеса, рассказал основатель компании DATA4 Кирилл Косолапов.

Продукт

Как найти клиентов по голосу

Предположим, вы звоните в контактный центр банка, чтобы подтвердить операцию по счетам. Вас просят назвать парольное слово, но вы его забываете, ошибаетесь. Возникает заминка. По статистике таких случаев – около 40%. Но если в телефонии организации применяется специальный софт, вам уже не обязательно называть пароль – программа легкого опознает вас, как клиента банка. По вашему уникальному голосу. И обмануть машину практически нереально: точность определения личности – 97%.

Конечно, как личность машина сможет определить вас, если вы заранее дали на это согласие и оставили тестовую запись голоса. Это один из новых продуктов, который мы сейчас запускаем, он называется Robin, биометрическая идентификация человека по голосу.

Вторая инновация – распознавание по лицу. С помощью камеры видеонаблюдения наша программа может с определенной точностью найти профиль человека, попавшего в кадр, в социальных сетях. Эта информация используется для рекламного ретаргентинга. К примеру, вы зашли в автосалон, посмотрели машины и ушли. Ситуация обычная. Для принятия решения о покупке нужно время. Чтобы удержать ваш интерес, автосалон может направлять в ваш адрес дополнительную информацию. Таким образом решается задача возврата клиента, который просто зашел в салон.

Тесты показывают: когда качество изображения хорошее – лицо смотрит прямо в камеру, то вероятность определения личности по соцсетям порядка 60% (вхождение в топ-3 найденных аккаунтов).

Для определения личности по лицу мы используем облачный софт, по голосу – инхаус-решения внутри офиса.

В целом мы занимаемся машинным обучением. Развиваем так называемый «слабый» искусственный интеллект – IT-инструменты для бизнеса. Это и разработки по видеоаналитике, и интеллектуальная компьютерная обработка изображений и текстов. Проект идентификации по голосу мы запустили чуть больше года назад, и сейчас пилотируем с несколькими банками. По видео только начали тестирование с одним автодилером.

О себе

Я закончил Магнитогорский Государственный Технический Университет по специальности приборостроения. Потом поступил в магистратуру на мехатронику и робототехнику. Меня всегда интересовали IT технологии, особенно в сфере обработки речи, языков программирования, машинного обучения. Наверно, я в большей степени практик, поэтому после окончания университета захотелось попробовать себя в реальном бизнесе. Так и решил освоить собственный проект.

Сложности

Сложности вызывает длинный цикл продаж. Особенно с голосом. Рынок не полностью готов к подобным продуктам. Есть 152 ФЗ – о защите персональных данных, который накладывает сильные ограничения обработку и использование полученной информации. Нам пришлось пойти на ухищрения, чтобы узаконить применение продукта.

Например, по закону нужно обрабатывать все данные на территории России – мы выполняем это требование. Еще человек доложен давать свое письменное согласие. В случае с голосом так оно и есть. Но в случае с лицами мы не вторгаемся в закрытую информацию. Мы находим данные только из доступных источников общего пользования – соцсетей. И в случае с ретаргетингом мы даем заказчику не четкое сопоставление «личность–лицо», а формируем пул похожих людей на их потенциального клиента, который прошел перед камерами.

Конечно, перед запуском рекламы мы стараемся максимально точно определить целевую аудиторию и отфильтровать случайные профили. При этом реклама не несет персональных обращений, вроде, «вы посещали такой-то салон». Это просто информация о предложениях на рынке, которая может быть интересна адресатам.

К примеру, человек был в автосалоне и смотрел на Ауди, а через какое-то время в интернете может увидеть окно со сравнением Ауди и Мерседеса. Или ссылку на статью про Ауди. Но «в личку» ему никто не пишет и в салон напрямую не зазывает. Это обычный подогревающий контент.

Конкуренция

По голосу на российском рынке у нас есть лишь пара конкурентов. По идентификации по лицам – значительно больше. Но по ретаргетингу ниша еще не занята. Сейчас здесь работает пара команд, пока с минимальными оборотами. У нас есть хороший шанс отграничиться от конкурентов и занять свое место в этой нише.

Монетизация

Как компания мы зарабатываем на разных разовых заказах, но на новых продуктах пока получаем не много. Суммы – «пилотные». Когда закончатся все «пилоты», надеюсь, монетизация будет хорошая. Сейчас прогнозировать тяжело.

Продвижение

Здесь у нас хорошо работает контент-маркетинг – дает до 70% обращений. Делаем ссылки на тематические статьи о новых технологиях. Не все клиенты знают об этих разработках и готовы применять в бизнесе. Им нужно получить больше информации, созреть.

Кстати, опыт показал: хорошо наладить коммуникации с клиентами помогают и различные акселераторы, конференции, выступления. Например, в акселераторе Российской венчурной компании GenerationS мы наладили контакты с полусотней различных компаний, со многими взаимодействуем по ряду проектов. Также мы выиграли грант от партнеров акселератора на сумму 2 миллиона рублей для проведения НИОКР.

Перспективы

Глобальный рынок биометрии по речи составляет примерно 1,2 млрд долларов. Российский рынок можем смело делить на 60. Итого – около 20 млн долл. Если говорить по биометрии лица, то глобальный рынок – 3,5-6 млрд долл. Российский – порядка 70 млн долл. Рынок рекламы огромен, и какая часть будет задействована под инструмент биометрии, экспертам пока сказать сложно. Но по нашим оценкам здесь можно достичь суммы в 1 млрд рублей. И в наших планах занять доминирующее положение на этом рынке.

Этот блок временно не поддерживается
44
4 комментария

Никто в здравом уме в РФ не будет сдавать никуда свои биометрические данные. И пусть банки идут лесом.

1

Комментарий недоступен

Точность определения 97, говорите? А можно подробнее по этому поводу.
На каком бейзлайне строите биометрию? А на какого размера выборке тестировали?
Учитывали акустическую обстановку, аппаратные и иные искажения голоса?
А синтезированную речь отлавливаете? Ну, етк.

Нормально работающей биометрии по голосу сейчас почти нет. Она не выдерживает никакой критики и закрывать ей любую sensitive информацию нельзя.

А еще клиентов можно специально потерять по голосу, если он например бухой или неплатежеспособный. Да, я верю что платежеспособность в будущем можно будет определить по голосу