VR в медицине: как мы помогали компании MedVR расширить базу кейсов

Привет, это команда Devstars, и в прошлой серии мы рассказали про то, как автоматизировали систему индивидуального хранения для «Кладовочка.РФ».

Все наши работы очень разные: иногда делаем проект полностью в формате end-to-end, иногда – с продвинутыми партнерами – «чётко по ТЗ», порой ограничиваемся MVP или только оценкой, а иногда вместе с заказчиком поэтапно разбираемся в том, что именно ему нужно.

Сегодняшний рассказ – про проект, который сильно отличается от «Кладовочки»: совершенно другая отрасль и бизнес-сегмент, по-настоящему инновационный продукт заказчика и не самая очевидная задача на старте. Однако на финише результат превзошел ожидания – и наши, и клиента.

Начнем с пары слов про предметную область.

VR, AR и XR

Про скорое появление в нашей жизни сервисов с использованием виртуальной реальности (VR) говорят уже довольно давно – лет пять как минимум. Достаточно долго для того, чтобы заметить, что практических примеров применения VR (как и дополненной реальности – AR) в нашей жизни пока что не так много.

Из всех кейсов AR и/или VR в массовом сегменте наиболее успешным была игра Pokémon GO – за счет отличной игровой механики и отсутствия необходимости покупать дополнительное оборудование. Но с тех пор значимых прорывов не случилось – полноценного погружения в мир VR без дорогостоящих очков или шлема достичь не получится. Да и качественного контента – что в мире игр, что в метавселенных пока немного.

Более радостная картина с внедрением VR и AR (а вместе XR – Mixed Reality) наблюдается в сегменте B2B. Здесь крупные компании используют новейшие технологии для обучения и тестирования персонала, создания «цифровых двойников» - от деталей сложных механизмов до городов, моделирования производства и различных ситуаций. Проще обучить персонал АЭС правильному поведению в чрезвычайной ситуации в VR, чем делать это на реальной площадке или в обычном классе.

VR также находит реальное применение в медицине, обеспечивая врачам возможность изучать сценарии поведения больных и постановку диагноза, строение тела и отдельных органов пациента, динамику их изменения при различных заболеваниях.

Так в чем же кейс

Пару лет назад мы познакомились с ребятами из компании MedVR, которые разработали XR Clinic – реалистичный симулятор медицинской клиники. По сути XR Clinic моделирует осмотр и постановку диагноза пациенту. В состав этого продукта входит оборудование: VR-очки, перчатки и система отслеживания движений врача и софт, который позволяет визуализировать состояние пациента и позволяет обучать, сертифицировать, тестировать и принимать экзамены у врачей и студентов.

Для этих целей MedVR разработал Case Manager – библиотеку из 100+ кейсов, моделирующих определенное заболевание: инфаркты, аппендицит, астма и т.д. С помощью XR Clinic врач может пройти такой кейс, ознакомиться с внешним видом и симптомами вирутального «больного», провести базовые манипуляции и научиться правильным действиям для каждого случая.

Так выглядит библиотека кейсов. Видно, что ребята целятся в международный рынок!
Так выглядит библиотека кейсов. Видно, что ребята целятся в международный рынок!

Каждый кейс предусматривает осмотр и опрос пациента, дополнительные опции обследования, варианты диагноза и план лечения.

Так в чем проблема и чем помог DevStars?

XR Clinic и Case Manager – очень интересный и даже инновационный софт, но продать его оказалось сложнее, чем разработать.

Сейчас у компании уже более десятка внедрений в клиниках, медицинских НИИ и ВУЗах. В процессе внедрения продукта медики задавали MedVR вопросы по существующим кейсам и предлагали изменить существующие клинические сценарии, добавить новые. Вполне естественный процесс – у каждого медицинского ВУЗа или больницы есть свой профиль, и многим нужно либо учесть новую тематику, либо более детально проработать узкую специфику. Например, для терапевта базовых симптомов астмы достаточно, чтобы отправить пациента к пульманологу. Но пульманологу уже нужно больше информации для постановки точного диагноза и составления плана лечения.

Каждый заказчик воспринимал изменение как доработку софта со всеми вытекающими последствиями – долго, дорого, непредсказуемо, договоры, оплаты, головная боль.Плюс уникальные сценарии, нужные для одного заказчика, могут совершенно не пригодиться другому. Выходит, MedVR пришлось бы постоянно дорабатывать сценарии в Case Manager, нести значительные затраты в ресурсах и времени. А клиенты бы неделями ждали обновления, да еще и за немаленькие деньги.

Разработанный MedVR Case Manager был отличным инструментом, но не обладал достаточной гибкостью для учета всех пожеланий их клиентов. В этот момент MedVRобратились к нам за консультацией: как лучше технически реализовать адаптивность Case Manager под многочисленные запросы клиентов? В ходе совместно обсуждения мы нашли отличный выход – отдать изменение и добавление сценариев в руки самих пользователей Case Manager. В выигрыше обе стороны: медики модифицируют кейсы быстро и без дополнительных затрат, а MedVR фокусируется на разработке основного функционала.

Решение логичное, но как это сделать? Клиенты – это врачи и административные работники больниц и ВУЗов, они далеки от программирования и слова «скрам» и «эджайл» им не знакомы. В результате мы отправились решать задачу разработки простого и удобный интерфейса для добавления в Case Manager возможности корректировки существующих и добавления новых кейсов.

Взаимодействие и техническая реализация

Мы работали по стандартной схеме:

  • Получение и согласование первоначального техзадания
  • Выбор технологии (слово «архитектура» в данном случае избыточно)
  • Быстрая разработка MVP
  • Итеративное доведение первой версии до ума совместно с заказчиком
  • Реализация согласованных требований, тестирование и вывод в прод

Нам очень повезло, что значительная часть обеих команд находится в Санкт-Петербурге. Поэтому мы несколько раз организовывали личные встречи тимлидов MedVR и DevStars, что очень помогло построить работу и достичь взаимопонимания. В остальном взаимодействие происходило стандартно: через мессенджеры (Telegram, Discord, Slack), регулярные митапы итд – почти все, как завещал Доналд Сазерленд.

В качестве инструментов развития Case Manager мы использовали:

  • Языки: Javascript и Typescript
  • Фреймворк: NodeJS
  • Среда разработки: WebStorm.

Lessons learned

Довольно часто к нам обращаются клиенты, которые не всегда понимают, что именно технически нужно разработать. Но даже если они четко знают, чего хотят, мы всегда обсуждаем бизнес-составляющую их проекта. Какую проблему будет решать разработанный нами софт? Есть ли другое решение на уровне бизнес-логики? Можно ли организовать бизнес-процесс заказчика иначе, и будет ли это эффективнее?

В данном случае нам совместно с MedVR удалось найти альтернативный способ решения их проблемы, правильно сформулировать задачу доработки существующего софта с учетом бизнеса заказчика, и дальше решать её в технической плоскости. В свою очередь, MedVR за счет передачи клиентам функционала изменения кейсов смог сосредоточиться на своей предметной области.

Пользователи Case Manager тоже в выигрыше – теперь они добавляют новые кейсы и изменяют существующие под себя самостоятельно в комфортном режиме: регистрируют новые жалобы и заболевания, редактируют результаты обследования, меняют другие параметры сценария. У каждого клиента теперь есть доступ к общей базовой библиотеке кейсов, а также возможность модифицировать и использовать свои собственные кейсы.

А мы продолжаем верить в VR и надеемся, что наши дети дождутся выхода действительно вовлекающей XR-игры или метавселенной. Мы минимальный вклад в развитие VR и медицины уже внесли 😊

2
Начать дискуссию