Vanilla: как один неудачный заказ привёл к открытию сервиса по доставке цветов

Всем привет! Меня зовут Дмитрий, мою супругу — Юлия. Однажды мы хотели порадовать близкого человека букетом, но качество сервиса было настолько ужасным, что мы решили создать свой цветочный салон. О пути от идеи до успешной работы компании Vanilla расскажем далее.

Vanilla: как один неудачный заказ привёл к открытию сервиса по доставке цветов
Юлия и Дмитрий. Основатели сервиса
Юлия и Дмитрий. Основатели сервиса

Как появилась Vanilla

Это наш первый опыт создания и развития собственного дела. Экономист и филолог вдвоём против жестокого мира бизнеса. На самом деле, неудачный заказ — это не единственная причина создания сервиса по доставке цветов.

Юлия некоторое время работала флористом в разных цветочных салонах. Работа по созданию букетов очень вдохновляла, но когда ты глубоко погружён в сферу, то начинаешь замечать все недостатки и недоработки. А ситуация с заказом цветов для близкого человека стала последней каплей. Так у нас появилась цель — создать идеальный сервис по доставке цветов.

Казалось, что всё очень просто. Мы представляли себе скромненький сайт, который по дизайну и популярности был бы круче OZON и «Яндекс. Маркета». А ещё стильный магазинчик метров 150–200 в самом центре города (где-нибудь на Красной) с огромными холодильниками и флористами, влюблёнными в своё дело. Совпали ли ожидания с реальностью, вы узнаете дальше.

Нас вдохновляли гиганты рынка с отлаженными схемами работы, огромными рекламными бюджетами и внушительным штатом сотрудников. Но начинают ведь не с этого. Опустим приятные мелочи: бессонные ночи составления бизнес-плана, поиск помещения, поставщиков, оформление документов. В прекрасном (как мы теперь знаем) 2018 году в Краснодаре появилась компания Vanilla.

*Здесь должна быть красивая история о том, как мы придумали название*

Но её нет. Мы, как и все, кто начинает своё дело, долго ломали голову над названием. В обычном разговоре наша подруга случайно вбросила идею — «А может Vanilla?». А почему бы и не да. Мы сразу поняли, что Vanilla — это то, что нужно, и решили закончить поиски.

Трудности, с которыми мы столкнулись

Первое время всю, абсолютно всю работу выполняли только мы вдвоём 24/7! Славные были времена, глаз до сих пор немного дёргается от тёплых воспоминаний. Конечно, это тяжело, но были проблемы посерьёзнее.

Мы понимали, что хотим создать интернет-магазин, но как сделать толковый сайт? Вопрос, конечно, риторический, но были и вполне конкретные.

  • Какую CMS выбрать? Сначала обожглись с WordPress: масштабы росли, появлялось больше товаров, а скорость загрузки сайта безбожно падала. Перешли на «Битрикс», это дорого, но удобно, оно того стоило.
  • Где искать программистов? Сначала мы обращались на биржи с каждой конкретной задачей. Это всегда замкнутый круг проблем — одно лечим, другое — калечим. «Калечим» всплывало неожиданно и в самый неподходящий момент. Но заранее знать об этом мы не могли, потому что не разбирались в этой сфере от слова «совсем», соответственно, не могли контролировать работу программистов. Если ты что-то не знаешь, нужно это изучить. В ход пошли книги: «JS для чайников» и всё в таком духе. Такой же вопрос возник и с дизайнером, и с копирайтом, и с маркетингом и т. д.
  • Как привлекать клиентов? Как продвигать сайт? Как сайты появляются в поисковой выдаче? Что такое SEO? А контекстная реклама? Учиться, учиться и ещё раз учиться. Да, изучать пришлось всё.

Конечно, мы не стали профи в этих вопросах, но разобрались с основными механизмами и научились контролировать работу специалистов.

Страшное слово на букву к, которое накрыло весь мир в конце 2019, нас тоже не обошло стороной. Снова было много вопросов, к счастью, на них ответила горячая линия. Курьерам и сотрудникам сделали пропуски для передвижения по городу, никакого самовывоза, только доставка, только хардкор. Когда всё началось, были мысли, что бизнесу конец, но по итогу в пандемию продажи не упали, а даже выросли. Ведь праздники никто не отменял, все хотели подарить немного радости родным и близким, а самый безопасный на тот момент способ — доставка цветов и подарков.

Про dream team

Компания росла, наших сил уже не хватало, и самое страшное — это отражалось на качестве сервиса. Нам нужны были работники. Не хватало всего лишь флориста и менеджера. Ну, наверное, ещё курьера, программиста, дизайнера, копирайтера, маркетолога. Так, по мелочи. От этого всего голова шла кругом.

В начале пути найти курьера в штат очень тяжело, с нестабильным числом заказов мы просто не могли гарантировать ему полную занятость и, соответственно, зарплату.

С флористами дела обстоят ещё интереснее. Наверное, многие, кто достиг определённого профессионального уровня, хотят открыть своё дело. Ведь кажется, что это легко. Отсюда дефицит флористов с горящими глазами и хорошим вкусом. Думаем, каждый владелец цветочного бизнеса задаётся одним и тем же вопросом — «Где все нормальные флористы?».

Когда мы искали сотрудников в штат, никаких сверхъественных требований к кандидатам мы не предъявляли. Главное — быть компетентным для своей должности. Иногда сотрудники появлялись сами, даже когда нам никто не требовался. Однажды к нам пришла девушка, которая переехала в Краснодар из Якутии. Она оказалась настоящей находкой и стала прекрасным менеджером. Но через какое-то время она решила вернуться на родину. Мы рыдали всем коллективом. До сих вспоминаем её с теплотой и любовью.

Сейчас в команде Vanilla:

  • четыре флориста;

  • четыре менеджера;
  • менеджер по контролю качества букетов);
  • два курьера (+ службы доставки на всякий пожарный);
  • бухгалтер;
  • программист;
  • дизайнер;
  • копирайтер.

Наши обязанности тоже разделились: Юлия — руководитель, HR и идейный вдохновитель, Дмитрий — руководитель и куратор работы с сайтом.

Нашему коллективу не хватает ещё одного флориста и маркетолога. Если вы — крутой специалист с опытом работы, присылайте своё резюме сюда.

Какая Vanilla сегодня

Коллектив — самая важная часть компании. Мы заботимся о том, чтобы сотрудникам нравилась их работа, считаем важным отсутствие бесконечной текучки кадров. Все наши «старички» (Женя, Наташа, Вильям, привет!) внесли огромный вклад в развитие компании.

Недавно в нашей команде появился менеджер по контролю качества букетов. Он следит, чтобы упаковка и параметры букета соответствовали указанным на сайте, была брендированная лента, конверт с дизайнерской открыткой и средством для продления свежести цветов. Раньше этим занимались менеджеры, а теперь их ничто не отвлекает от общения с клиентами.

Наши постоянные клиенты по голосу узнают менеджеров и, конечно, знают их по именам. У них даже есть свои любимчики — некоторые просят, чтобы заказ принял именно их любимый менеджер. В обратную сторону это тоже работает, менеджеры дорожат своими клиентами и точно знают, что им нужно.

Когда мы создавали собственный сервис по доставке цветов и подарков, мы хотели избежать ошибок, которые допускают другие цветочники. Будем честны, пока нам не всё удаётся, но мы старательно обходим чужие грабли.

Свежесть цветов, актуальность упаковки, быстрая доставка — для нас это не достижения, а вполне естественные и обязательные вещи. Конечно, мы ещё не достигли уровня топовых цветочных салонов, но мы продолжаем развиваться и создавать лучший клиентский сервис (не зря же мы называемся цветочный сервис Vanilla).

У нас быстрая доставка, но мы не волшебники — букет из 151 розы за 15 минут куда-нибудь на Пашковский не доставим.

Сейчас мы занимаемся не только цветами, у нас также можно приобрести подарки и воздушные шары. Но самой популярной позицией неизменно остаются розы.

Про будущее

Нам часто поступают запросы от постоянных клиентов на открытие филиалов в Москве и Санкт-Петербурге. Если честно, этот факт удивителен даже для нас, ведь там много крупных цветочных салонов и талантливых флористов. Но мы рады, что наши покупатели так ценят наш труд. Пока мы на этапе раздумий: мониторим конкурентов, узнаём про локации и запросы клиентов.

Сейчас активно работаем над улучшением сервиса — дорабатываем сайт. Совсем скоро у каждого пользователя будет личный кабинет с автоматическим начислением бонусов, отслеживанием статуса доставки на анимированной карте, СМС-уведомлениями о выполнении каждого этапа и другим полезным функционалом. Разработка личного кабинета заняла мучительно долгие восемь месяцев, мы даже привлекли тестировщика, но надеемся, оно того стоило. Не пропустите релиз!

Главная страница личного кабинета
Главная страница личного кабинета

Также мы планируем расширить ассортимент подарков — запустить в продажу косметику, бьюти-боксы, ароматические свечи и диффузоры для дома. Всех тайн раскрывать не будем, но переговоры уже ведутся. Идея в том, чтобы человек мог заказать весь подарок на одном сайте, например — букет роз + духи + открытка.

Вот так из-за одного неудачного заказа получилась целая компания. Мы продолжаем развиваться и надеемся, что скоро в вашем городе будет своя Vanilla.

55
реклама
разместить
11 комментариев

Очень вдохновляющая статья. Такой подход к деталям достоин похвал. Обычно заходила в простые и маленькие магазинчики цветов, где цветы сами по себе хорошие, но по упаковке и дополнительному ассортименты все было скудненько. Так что хочется побольше цветочных с отношением, подобным вашему!

1

Спасибо большое что оценили статью) Дальше лучше...

а в чем лучше то? тоже самое, но просто сами?

Не совсем поняли ваш вопрос) Если Вы о том что в конце предыдущего комментария написано "Дальше лучше...", то это значит что мы работаем над улучшением всего, для того что бы стать еще лучше (по сервису, по ассортименту, по отношению к клиенту, и самое важное по цене..).

Зря вы так про вордпресс) Как правило дело оказывается не в нем, а в руках, которые им пользуются.
А маркетолог Вам действительно нужен. Загляните в яндекс метрику и посмотрите статистику в разрезе устройств. Вероятнее всего вы увидите, что количество посетителей с мобильных устройств где-то от 70 до 80% и лишь 20-30% с десктопа. Понятно, что сейчас на носу праздник, но на будущее поработайте над мобильной версией сайта.

Мы постоянно улучшаем сайт, и большое внимание уделяем мобильной версии сайта. По поводу ворпресс, мы указали лишь то, с какими трудностями столкнулись. Конечно, выбор за каждым, исходя из бизнес-задач.