Из офлайна в онлайн: частная школа, которая решила сделать онлайн

В коронавирусный год частная школа в Москве удачно «пересела» в дистант и решила, что открыть онлайн-школу – неплохая идея. Что из этого вышло – в материале статьи.

Из офлайна в онлайн: частная школа, которая решила сделать онлайн

В июне 2016 году мама трех детей Лола Шурыгина, в прошлом предприниматель в консалтинге, управлении проектами, обнаружила, что школы, в которых может учиться ее сын и его сверстники, уже давно устарели. Мир изменился, а школы – нет. Уже в октябре того же года она открыла школу в Москве и сейчас Школа Макарун –локомотив инноваций, одна из лучших частных школ, год за годом внедряющая новое в работе с детьми.

В 2020 году в офлайн бизнес пришел беспощадный карантин. Школы перевели в онлайн-режим и страна содрогнулась от стона родителей: классы большие, дети несамостоятельные, учителя завалили родителей домашкой, а знаний как не было, так и нет. На фоне этого учителя в Макарун, уже внедрившие scrum-подход в обучении детей, взяли 4-х дневный спринт на бесшовный перевод школы в онлайн-формат.

Предприниматель рассказала, что из этого получилось, почему в результате в карантинный год решили открывать полноценную онлайн-школу, сколько это стоило и почему хорошее онлайн-образование, где дети учатся сами, а родители спокойны за уровень образования, не имеет права стоить копейки.

Оглавление

  • Возможен ли «локомотив инноваций» в образовании в России
  • Сколько стоит открыть и «обслужить» офлайн-школу в Москве
  • Можно ли перейти в онлайн без стрессов и скандалов
  • Цена старта онлайн-школы для неопытной офлайн-команды
  • Мифы онлайна

Возможен ли «локомотив инноваций» в образовании в России

Тот, кто хоть раз столкнулся с проблемой выбора школы для ребенка, понимает – это тот еще квест. Направо пойдешь – 30 детей в классе и твоего может быть просто не видно. Единица знаний в этой массе с большой долей вероятности пролетит мимо головы ребенка. Налево пойдешь – все прелести совка: неуважение, отрицание, даже крик и унижение. Если повезло с учителем – счастье.

Если не повезло – терпи и трать свое время, родитель, на домашки, психику ребенка и разговоры с учителями. Прямой путь для самых настойчивых – искать того самого учителя по отзывам, рейтингам, разговорам с мамами на площадках. Мамы проводят целое расследование, я сама неделю гуляла на площадке у ближайшей школы и наблюдала за детьми и учителями, общалась, разбиралась.

Это не гарантия спокойствия, но хоть что-то. Я категорически не хотела этих перспектив и, более того, понимала, что в школе ребенок просидит 11 лет, а самого главного – умения взаимодействовать с собой, со средой, с информацией, критически мыслить, уметь решать жизненные задачи - так и не получит.

Индивидуальный подход к личности? Забудьте. Я буду заниматься тушением пожаров, а не развитием и образованием моего прекрасного, но неудобного системе ребенка. А у меня их трое.

В результате мы решили открыть школу, в которой как пазлсложили новую модель школы «под ребенка», а не наоборот. Взяли все хорошо работающее, вытащили все недостатки системы и перестроили подход:

- учитель устает, выгорает, потому что перегружен и преподаванием, и классным руководством, отчетами, чатами, занавесками? Долой. Учитель только учит. И учится сам, особенно уважительному отношению к детям и профессии. Всем остальным занимается Отдел заботы о родителях.

- дома у ребенка есть доверенный взрослый, наставник, ролевая модель в одном лице – мама и папа. А куда в школе прибежать с этим? У нас появился второй учитель – тьюторкласса, который сопровождает класс весь учебный день на всех уроках и занимается прокачкой личных качеств ребенка, поддержкой, конфликтами, работой с родителями.

- дети сидят в затылок и на уроке фронтально работают отсилы три-пять учеников? Пересадили их в группы по четыре и превратили урок в интерактивный тренинг.

Сравните:

1.Дети сидя отрядами учитель задает вопрос: «Дети, сколько спряжений у глаголов?». Поднимут руку и ответят 2-5 учеников и учитель пойдет дальше. Процент активно работающих детейминимален.2.Учитель говорит: «Дети, а сейчас встаем со своих мест и делимся на группы. В группе должно быть столько учеников, сколько спряжений у глаголов». Процент активно работающих детей – 100%.

- учителя мыслят старыми категориями, не владеют инструментами работы в группе? Обучим их приемам тренинговых уроков у сингапурских мастеров, scrum-подходу в обучении в Нидерландах.

- каждый ребенок уникален. Как учесть его особенности в процессе обучения? Составим индивидуальный профиль ребенка и будем учитывать, что стеснительного надо обучать не так, как активного, а с незрелым малышом немного подождать, результат будет чуть позже.

- наконец, вместо 30 детей в классе посадим 16-18, обеспечим сильную программу, аттестат и предложим родителям стать партнерами в образовательной задаче ребенка. С нас – высокий уровень образования, этика, уважение и полная прозрачность обучения, с них – тотальная, 100%-я поддержка ребенка на этом пути.

Пазл сложился и отлично заработал. К 2020 карантинному году школа выросла с 18 до 100 учеников, а стоимость обучения поднялась с 25 000 р в месяц за учебный день до 59 000 р.

Сколько стоит открыть и «обслужить» офлайн-школу в Москве

В основном предприниматели в образовании открывают два типа школ:

- полноценная школа или школа/сад на 1500-3000 кв.м. на 150-300 мест. Здесь нужны инвестиции: от 40 до 100 млн. р. на объект со сроком окупаемости 3 года. Рентабельность такого юнита может быть от 18 до 33% в зависимости от качества продукта.

- небольшие семейные классы/школы. Бюджет такого старта в 2022 году укладывается в 2,5-10 млн. р. на 250-500 кв.м., если это отдельный проект, а не отдельный кабинет на базе имеющегося детского центра. Во втором случае цифра еще меньше. Рентабельность таких проектов ниже, их, как правило, открывают мамы/профессионалы, увлеченные темой «другого» образования.

Мы начинали как небольшая семейная школа, старт обошелся нам в 11 млн. р., из которых 7 млн. р. мы получили в виде субсидии по программе финансирования центров молодежного инновационного творчества. Открывались в рекордные сроки: за 3 месяца, а я на ремонтах с 2-месячным третьим по счету ребенком на руках. Субсидию отработали и закрыли, но с бюджетами звонко просчитались. Не набрали нужного количества детей и еще 2,5 года мы закрывали кассовые разрывы в 250-350 т.р. ежемесячно из собственных средств. Сейчас я обучаю предпринимателей не совершать эти ошибки и экономлю им время, нервы, деньги. Кто-то в результате принимает решение не открывать школу, а кто-то внезапно видит, что в бюджете не хватает еще пары миллионов. Этот опыт стоил мне порядка 7 млн. р. чистых потерь, но были значимые плюсы. Мы до блеска отточили продукт на небольшом количестве детей, до сих пор найти объективно плохой отзыв о нас непросто.

Затем мы начали превращаться в полноценную школу: каждый год мы увеличивали помещение, инвестировали в ремонт и оснащение и наш инвестиционный период растянулся с одного года до шести лет, площадь школы выросла с 400 кв.м. до 1700 кв.м., а инвестиционные суммы до 40 млн. р. Соответственно выросла цена контракта, сейчас учиться у нас – такая же инвестиция в своего ребенка ценой от 80 до 95 000 р. в месяц.

Что касается расходов. Образование – человекоёмкая сфера. До сих пор расходы на ФОТ составляют 57% от всех расходов против 45-50% стандартной доли, к которой надо стремиться в любой отрасли. Аренда – еще 16%. А есть еще маркетинг, административные расходы. Себестоимость обучения одного ребенка в школе нашего типа – порядка 75 тысяч рублей в месяц и это очень скромно. Без огромных бюджетов на праздники, тимбилдинги, стратегии и консультантов. Все делаем сами. Ряд проектов школ, в основном благотворительных, с внушительной инфраструктурой, например большой библиотекой, бассейном и т.п. заявляют себестоимость в 150-180 000 р. на одного ребенка в месяц. И это более чем реальные цифры, без прикрас.

Можно ли перейти в онлайн без стрессов и скандалов

В марте 2020 года в офлайн бизнесы прилетел черный лебедь коронавирусного карантина, а в офлайн-школах стресс был двойным: потребовалось не просто перевести детей на дистанционный тип работы, учителям и директорам необходимо было научиться напрочь отсутствующей it-грамотности в невероятно сжатые сроки. В команде Макарун it-специалиста не было, а коллектив – сплошь гуманитарии. Школа реализовывала Scrum-подход в обучении детей, а это не просто методология - это тип мышления. Мне и команде из 50 человек потребовалось 4 дня, за которые мы:

- разобрались в связке зум+гугл-класс+телеграм, создали все необходимые аккаунты, каналы, доски

Наш бэклог, разложенный по диаграмме Ганта на 7 рабочих групп, включал в себя более 300 организационных, проблемных, административных задач и учебных ситуаций, которые мы предусмотрели для старта дистанционного обучения.

- сформировали регламенты, фото и видео инструкции, последовательно и под ключ информировали и сопровождали родителей в подготовке рабочих мест детей для дистанта

- протестировали сами и с детьми нашу работу на пробных уроках и подключениях

- самостоятельно обеспечили каждую из 100 семей всем необходимым – учебниками и принадлежностями

- обеспечили техподдержку 24/7, время реагирования на запросы родителей о сложностях подключения и обучения составляло от 10 секунд до 2 минут максимум.

Единственной и самой важное задачей я видела такую: сделать так, чтобы 100 детей и их родителей почувствовали, что школа никуда не делась. Да, теперь она на экране компьютера, но это все тот же остров стабильности, гарантирующий спокойствие детей и родителей во времена всеобщего шторма. Мы – тыл и плечо, учителя все также улыбаются, тьюторы хвалят, дети получают образование.

Из офлайна в онлайн: частная школа, которая решила сделать онлайн

У нас все получилось. Пока страна мучилась, наши дети, мамы и папы, дедушки и бабушки улыбались и спокойно учились.

Цена старта онлайн-школы для неопытной офлайн-команды

На волне этого внутреннего успеха мы решили открыть онлайн-школу для детей 1-4 классов. Нормальной качественной онлайн-школы для этого возраста тогда просто не было. И не мудрено. Работать с малышами онлайн очень непросто. Как их усадить? Как проконтролировать? Эти вопросы нас волновали меньше всего, мы разобрали эти проблемы на запчасти и знали все решения. А вот открывать онлайн-школу, не имея экспертизы в привлечении онлайн-учеников, построении маркетинга и продаж было очень опрометчиво. Вход на этот высококонкурентный рынок для ноунейм школы оказался неоправданно дорогим.

В цифрах:

Старт проекта: июнь-август 2020 года

Расходы на команду старта проекта: 350 тыс.р.

Расходы на маркетинг и привлечение: 2,3 млн.р. за этот период

Стоимость лида: 790 р.

Конверсия: 1,65%

Стоимость привлечения одного контракта в 2020 году: 46 044 р.

Количество контрактов на старте: 27, на окончании года: 44

Стоимость контракта: 22 000 и 27 000 р. (в зависимости от пакета).

При этом замеры по продукту демонстрировали прямо противоположный результат. 100% родителей благодарили за то, что спустя 2-3 недели дети учились сами без помощи родителя и зафиксировали значительный рост учебной успеваемости.

Из офлайна в онлайн: частная школа, которая решила сделать онлайн

За два года работы онлайн-школы мы пересобрали юнит-экономику и увеличили рентабельность продукта на 10%, полностью реорганизовали привлечение, оттестировали массу гипотез, в результате у нас заработали автоворонки и сарафанное радио.

В данный момент стоимость лида 418 р., а конверсия 3%.

Стоимость привлечения одного контракта уменьшилась до 20 000 р.

А 2022 год мы закончили с 90 контрактами с нулевого по 6 класс и в следующем году откроем 7-й. При этом стоимость одного контракта увеличили до 27 000 и 35 000 соответственно.

Мифы онлайна

Я регулярно наблюдаю битвы «за» и «против» онлайна. Массу мифов, страхов, восторгов, одним словом – родительского опыта. Ровно такой же разброс мнений существует относительно офлайн-образования, но в другом контексте.

Онлайн боятся за вред здоровью, особенно психическому и «социализацию», за то, что мама привязана к ребенку и «должна все сама».

Офлайн ругают за отсутствие качества и уважения к личности ребенка, за то, что нет индивидуального подхода. За измученных и выгоревших учителей.

На самом деле ответ звучит так: есть возможность идти в хорошую офлайн школу, где вашего ребенка увидят, поймут, будут уважать и уму-разуму научат? Идите.

Нет возможности? Незачем растягивать свою и детскуюпсихику компромиссами. Если вы можете обеспечить дома взрослого, с которым малышу комфортно, то такая онлайн-школа как наша – отличный выбор.

Миф №1. Дети неусидчивы, будут отвлекаться.

Обязательно будут, если школа не умеет работать с сигналами привлечения и удержания внимания детей, с концентрацией и расслаблением. А если уроки в записи, то шансов на качественный урок практически нет. У нас нет никаких уроков в записи, а на уроке по-прежнему работают 2 педагога (учитель и тьютор). Классы небольшие, уроки интерактивные. Мы сделали все так, чтобы у ребенка не было шансов на скуку и безделье.

Миф №2. Родителям придется мучиться, сидеть рядом с ребенком и делать все с ним.

Если у вас это так, знайте – проблема не в вас или вашем ребенке. Есть дети, которым не подходит онлайн, это достаточно просто определить на стартовой диагностике с психологом или педагогом школы. Во всех остальных случаях дело в том, что у школы либо нет, либо недостаточно хорош подход школы к адаптации нового ребенка. Особенно если ребенок – это ребенок: живой, любознательный, активный. И чем дешевле обучение, тем выше шанс получить отрицательный опыт мучительного онлайна. В нашей школе продумана каждая деталь ввода нового ученика таким образом, что 100% детей спокойно учатся сами.

Миф №3. Социализация. Ребенок один на один с компьютером, он не научится общаться.

Объективно онлайн-школа не может обеспечить только одного – физического присутствия других детей. Об этом родителю необходимо позаботиться самостоятельно во второй половине дня. В связи с этим миф о социализации необходимо разделить на два: действительно, социализации лицом к лицу в онлайн-школе не будет. Вторая часть этого мифа – о том, что у ребенка не будет общения - исключительно на стороне школы. Школа – это больше чем физический контакт или экран компьютера. Неважно, как ребенок взаимодействует. Если у него как в нашей школеесть место, где он строит отношения: дружит, ссорится, рассказывает о себе, о своих интересах, учится договариваться, выражает свое мнение и слушает мнение других, спорит и предлагает идеи, обсуждает ошибки и победы, отстаивает личные границы, значит, у него есть достаточно для того, чтобы развивать свои личные качества и формировать свою позицию. Наши дети встречаются в офлайне, в том числе в разных странах мира, ездят вместе на экскурсии, гуляют, устраивают пижамные вечеринки и литературные чтения. Приобретают друзей, а школа дает им для этого всего свои возможности и ресурсы.

В дальнейших планах нашей команды – увеличивать количество учеников, переизобрести среднюю школу онлайн, потому что то, что есть сейчас мне не отзывается, и принять решение о старте своего или отчуждаемого платформенного решения.

22
3 комментария

как по мне это будет не то уже , вечно ребенок у комьютера , очень вредно

Ответить

Если планировать для ребенка социальную жизнь во второй половине дня, то это хороший вариант для семей за границей или семей без доступа к школам, где к ребенку хорошо относятся.

Ответить