Bigo: конструктор, с которым папы закрывают гештальт, а дети забывают айфон

Bigo — это масштабные (большие) конструкторы, которые позволяют из одного набора собрать 80+ видов транспорта для детей и взрослых. От самокатов, беговелов, снегокатов, до велотрайков, электомобилей, квадроциклов и катамаранов. Максимальный вес водителя на «взрослых» моделях – 100 кг.

Крайний слева - это я. Привет!
Крайний слева - это я. Привет!

Кради как художник, то есть инженер

Я всегда открыто рассказываю, что идею конструктора подсмотрел у голландского проекта Infento, который стартовал на Kickstarter, собрав 480 тыс. долларов. Этой суммы братьям из Нидерландов хватило, чтобы разработать матрицы, шаблоны и начать производство.

Увидев проект в 2016 году, я испытал восторг, но голландцы сразу же на сайте указали, что не работают с дистрибьюторами. Спустя чуть больше двух лет, в начале 2019 года, я искал направление для нового бизнеса и снова вспомнил об этом проекте.

Голландцы по-прежнему работали сами. Но на этот раз нашлись три китайских аналога. Заказав все, я понял, что два вообще не выдерживают никакой критики, а у одной компании оказалась неплохая база – элементы конструктора были сделаны качественно, нетипично для Китая. Хотя до уровня Infento не дотягивало. Если у голландцев на тот момент было что-то вроде 45 в 1, и это были разные модели, то в китайской версии было 26 в 1, среди которых были повторяющиеся или просто нерабочие. При этом не хватало ряда элементов, которые были у Infento.

Здесь надо пояснить, что просто взять и скопировать такой конструктор не получится. Разработка каждого элемента (создание матрицы) на тот момент обходилась в сотни тысяч рублей, до миллиона. Суммарно для того, чтобы только разработать шаблоны деталей конструктора нужно было – 12-15 млн рублей. А потом еще надо было бы их произвести, разработать электромоторы и т.д. Конечно, можно было попробовать найти инвесторов, но для них такой проект выглядит слишком рискованно – то ли конструктор, то ли транспорт. В общем, рынка нет.

Между Европой и Азией. Как мы пошли своим путем

Взяв элементы из китайского конструктора как базу, мы более полугода разрабатывали свои модели. Изучали, разбирались, смотрели, что можно изменить и улучшить.

По началу, не имея возможности вложиться в матрицы, мы искали решения, как извлечь максимум из существующих деталей и чем можно дополнить при сравнительно небольших вложениях.

Например, использовали разные колеса. С маленькими колесами получились очень интересные модели для малышей. Также сделали несколько моделей, которые позволяют ехать без какого-либо отталкивания, просто раскачивая руль. Назвали их твистер-катами.

Сделали еще ряд новшеств для удобства – чехлы на сидения, которых нет ни у голландцев, ни у китайцев. Сидения стали мягче (и чище), а техника – красивее. Поставили другие тормозные тросы, грипсы, пружины ножного тормоза. Добавили лыжи, и получилось несколько зимних моделей.

На начальном этапе даже при минимальных вложениях в разработку деталей, на запуск все равно ушла стоимость средней квартиры (в Перми)

Но чем дальше, тем больше мы понимали, что база китайского конструктора нас лимитирует. Идей было много, но требовались другие узлы и крепления, более прочные элементы. Мы все больше стали проектировать и создавать сами. В итоге пришли к наборам 60 в 1. Пришлось найти производителей еще ряда элементов в Китае и в России.

Надо добавить, что у китайского производителя практически не было инструкций. На какие-то модели были чертежи с ошибками, в других было видно, что взяты инструкции Infento, в которых что-то было просто замазано, что-то переделано. В итоге было много ляпов, ошибок. Вроде того, когда в чертеже есть деталь, а по факту в наборе ее у вас нет.

Китайцы многое выставляли в виде изображений-рендеров, мы же реально собирали и тестировали все свои модели. Поэтому нам понадобилось все самостоятельно отснять – фото, видео, заново написать инструкции, чтобы было понятно «как в ИКЕА». На самом деле инструкции были одной из самых трудоемких частей, которая потребовала невероятного количества времени.

В итоге, даже при том, что на первом этапе мы отказались от разработки матриц, на запуск ушла стоимость средней квартиры (в Перми). С продажами мы стартовали осенью 2019 года.

Признание, или Теперь нас тоже копируют китайцы

Кто работал с китайцами, наверное, догадается, что произошло. Производитель, у которой мы брали часть элементной базы, начал копировать наши разработки. Как могли, конечно. Но тут наши подробные инструкции, фото и видео сыграли против нас.

В лучших традициях скопировали даже названия и… использовали наши фото и видео. Доходило до смешного – я и мои дети (естественно, они первые, кто тестирует модели и часто появляется на промо-материалах) стали «лицами» китайского бренда. Дети были на коробках, нашими фотографиями был оформлен стенд китайцев на нескольких международных выставках. Мне, конечно, как-то раз предлагали деньги за наши фото – я отказался и категорически запретил использование своих фотографий. В итоге материалы они все равно использовали, а деньги, я, естественно, не получил.

Наверное, взаимоотношениям с китайскими партнерами я как-нибудь посвящу отдельную статью, потому что имел опыт работы с ними и в предыдущих проектах. В данном случае, кроме анекдотичной ситуации было видно и другое: наши конструкторы внешне похожи.

Значит, бежим быстрее

Мы понимаем, что «предприимчивость» китайцев никуда не денется. Выход один – постоянно развивать проект.

Расширяя возможности конструктора, мы добавили два набора: «электро» и «электро + вело». Оба уже с электрическим мотором и дисковыми тормозами – совершенно другие ощущения.

Для дальнейшего развития без крупных вложений уже было не обойтись. Мы стали вкладываться в свои матрицы, стоимость которых составляет по несколько тысяч евро. Например, разработали и полностью производим в России более длинные и прочные профили, которые позволили собирать модели, выдерживающие вес до 100 кг. Добавили ряд усиленных деталей из нержавейки и т.д.

Появились версии с двумя моторами, которые позволяют либо ехать быстрее, либо везти более тяжелый груз. В качестве эксперимента собрали катамаран (на баллонах), в итоге у нас стали его заказывать. Ни у голландцев, ни у китайцев нет моделей для воды. Строго говоря, какими должны быть нормальные лыжи, китайцы тоже узнали от нас.

Сделали в шутку. А шутку стали постоянно заказывать
Сделали в шутку. А шутку стали постоянно заказывать

Для зимы также сделали шины низкого давления с цепями, чтобы ездить по снегу. Пришлось потратить много времени, чтобы адаптировать их к дискам, но в итоге получилось.

Продолжаем экспериментировать с деталями, чтобы они были еще прочнее. Занимаемся локализацией – ищем, кто может произвести по нашим чертежам здесь. На сегодня, примерно 40% комплектующих из России – мы готовы увеличить их долю.

Робо, мото – всё охота

Периодически мы получаем звонки от людей, которые хотят купить электросамокат, или вездеход для поездок на охоту и рыбалку. Мы им отказываем, потому что Bigo – это именно конструктор. И его ценность именно в возможности своими руками собрать то, что работает, получать удовольствие от процесса и от результата. Но мы хотим, чтобы конструктор «рос» вместе с ребенком, поэтому не останавливаемся.

Одно из направлений, куда мы сейчас направляем свою разработку, это развитие робототехнической составляющей. Хотим добавить управление на основе сервоприводов, датчиков и контроллеров с возможностью программирования. К этому есть интерес у вузов и кружков. К слову, одна компания, которая сама занимается системами автоматизации, уже купила у нас конструктор, сделала из него тележку на радиоуправлении, которая работает на складе и возит грузы весом до 200 кг.

Лав & Хейт

За время работы с Bigo, я не встретил ни одного человека, которого конструктор оставил бы равнодушным. У нас даже есть свои хейтеры – они находят на нескольких деталях логотип китайской компании, у которой мы по-прежнему берем часть элементов, и «выводят нас на чистую воду». Но в 99% случаев он нравится.

Очень нравится родителям и особенно дедушкам. Поколение, выросшее на журналах «Техника – молодежи» и «Моделист-конструктор», или позднее на «Популярной механике» в восторге, когда видит, сколько всего можно создать своими руками, и главное – потом на этом ездить! А вот дети бывают более сдержанны, потому что сборка каждой модели требует от 2 до 12 часов – придется отложить гаджет, соцсети и компьютерные игры.

Мы про это не думали, но благодаря пользователям увидели, что Bigo хорошо подходит для контента в соцсетях :)
Мы про это не думали, но благодаря пользователям увидели, что Bigo хорошо подходит для контента в соцсетях :)

Была забавная история. Дедушка купил конструктор, но отец детей отговорил его, аргументируя тем, что ему самому он тоже очень нравится, а вот в детях он не уверен.

К счастью, есть и другие примеры. Папа купил сыну конструктор в очень хорошей комплектации в подарок на 9 лет. Через год звонит и спрашивает: есть ли у нас трейд-ин или другая возможность продать б/у конструктор. Мы удивились, переживали, что конструктор не оправдал ожиданий. Но оказалось, что за год парень собрал все возможные модели и на 10 лет ему подарили «Ниву» – теперь он разбирает и собирает ее. Эта история даже попала в "Чудо техники" на НТВ (смотрите с 33:00).

Есть другой клиент, у которого в гараже снегоходы и квадроциклы. Всем этим может пользоваться его сын, но сыну нравится Bigo. Они купили у нас два набора, чтобы было больше возможностей для разработки собственных моделей.

Еще один клиент написал: "Дети на седьмом небе! Не у нас, так пусть хоть у детей мечты сбываются".

Эти примеры вдохновляют нас двигаться дальше. Постепенно растет комьюнити – люди придумывают новые модели и скидывают нам.

Стол и стул, за которыми я работаю в офисе, тоже из Bigo. А на столе ноутбук и штангенциркуль
Стол и стул, за которыми я работаю в офисе, тоже из Bigo. А на столе ноутбук и штангенциркуль

Чуть-чуть пафоса, но искренне

Bigo – я просто уверен в этом – обладает потенциалом для того, чтобы принципиально «встряхнуть» интерес детей к инженерному творчеству. В пользу этого говорит и очевидный wow-эффект, и возможность не просто «поиграть на ковре», а выйти на улицу и воспользоваться результатами своих усилий. Bigo заставляет «поскрипеть» мозгами не только в процессе сборки, но и в процессе управления, если это непривычная механика. Вижу по своим детям, как ступор сменяется азартом, а в конечном счете – новыми навыками (считай, новыми нейронными связями в мозге).

Мы видим развитие Bigo как своего рода платформы, которая сможет дать пространство для творчества и тем, кто увлечен механикой, и тем, кто выбрал робототехнику или программирование.

Конечно, для этого важно, чтобы конструктор был доступен не только детям из семей среднего класса и выше. К счастью, у нас уже есть позитивный опыт поставки конструктора в робототехнические кружки, профильные школы, кванториумы, включая все нюансы ФЗ-44 и ФЗ-223. В этом случае, как правило, приходится много раз встречаться, показывать, рассказывать, но этот проект изначально для души, поэтому многие сложности лишь вдохновляют.

#стартапы #конструктор #дети #техника

4141
30 комментариев

Прикольная тема. Хоть идея и не ваша, видно, что усилий и средств вложено очень много, желаю успеха вашему бизнесу! Странно, что эта статья на VC не вышла в топ, видимо не слишком удачное время поста — в середине рабочего дня, мало просмотров. Я вот только к ночи увидел, листая ленту.

2
Ответить

Денис, спасибо! Да, не вижу смысла скрывать, что идея не моя, но вы правы - уже два с лишним года непрерывно разрабатываем, дорабатываем, совершенствуем.
Спасибо за совет про VC - первый опыт. Тоже буду совершенствоваться :)

Ответить

классная статья и классный продукт, удачи)

2
Ответить

Продукт клевый! Но если фанату конструкторов дать выбор - купить стандартный набор Bigo или Lego на 100к рублей, без заминки победит Lego

1
Ответить

Спасибо!
Кстати, это интересная идея для социологического исследования!
Если сравнивать по спонтанной узнаваемости, то конечно Lego вне конкуренции. Но если человек попробует наш конструктор и потом получит эти деньги - думаю, мы бы поборолись!

1
Ответить

Крутая тема))

1
Ответить

Отличная статья, прочитал с интересом. Автор - большой молодец и хороший пример человека с развитым синтезирующим воображением. Вложенные усилия по разработке новых линеек (водных и снеговых моделей) доказывают, что автор перерос первоначальную идею "кради", и создал свой самобытный продукт. Как художник =)
Успехов!

1
Ответить