Вывод на «перегретый» рынок нового трекера задач BrainOffice
Привет, коллеги! Меня зовут Вадим Фогель, мне 40 лет, с 2002 года я работаю в IT-отрасли (большей частью в роли руководителя проектов) и знаю всю кухню как со стороны разработчика, так и со стороны владельца компании. Можно сказать, я в теме.
Хочу рассказать вам продуктово-маркетинговый кейс, события которого разворачиваются прямо сейчас, и у меня есть запрос на получение обратной связи.
Суть кейса – проблема вывода на “перегретый” рынок нового IT-продукта – BrainOffice.
Предыстория
А как же “Битрикс24”?
Года полтора назад за чашкой чая я общался с директором одной компании, и он посетовал, что никак не может найти подходящее решение, которое позволяло бы ему легко управлять персоналом: раздавать задачи и контролировать их выполнение, мониторить сроки и получать отчеты в виде удобной ленты. На вопрос «А как же “Битрикс24”?» ответил, что в его коллективе люди среднего и старшего возраста не могут освоить такой нагруженный интерфейс, к тому же большинство функций этого продукта ему не нужны. Trello показался слишком простым и недостаточно функциональным. Зарубежные решения без русского интерфейса он тоже сразу отставил в сторонку. Перепробовал пять-шесть разных вариантов – есть пальто, да не то.
Я даже не представлял, что найти подходящий таск-трекер может быть проблемой: на рынке их множество. Но, раз такое дело, показал товарищу наш внутренний продукт собственной разработки. Мы как-то сделали для себя простой таск-трекер, такой, какой был нужен нам. Зачем? Наверное, просто потому, что могли это сделать, ради интереса. Наше решение приятелю сильно понравилось. «Почему вы это не продаете?» – спросил товарищ. «Хм… интересный поворот. “Алый океан” ведь», – подумал я. Но на всякий случай решил проверить гипотезу.
Гипотеза: многие пользователи таск-трекеров и систем управления проектами не в полной мере удовлетворены тем, чем пользуются в настоящее время, и готовы рассмотреть альтернативные предложения.
Начал гуглить и кастдевить. Гипотеза подтвердилась довольно быстро, общий вывод: идеальных систем не существует, всегда с чем-то приходится мириться и подстраиваться. И многие пользователи трекеров из моей выборки готовы были поменять свою систему на другое решение, если оно:
А. Решит какие-то конкретные «боли», нерешаемые в текущей системе управления, и позволит бизнесу сэкономить значимую сумму денег.
Б. Позволит автоматизировать ряд бизнес-процессов и даст возможность зарабатывать больше, используя высвободившееся время для более важных дел.
Итак, я сделал вывод, что на рынке еще есть место и можно дать миру свою версию системы управления задачами. Пригласил в партнеры техдиректора, и мы начали пилить.
Получился симпатичный таск-трекер с базовым для таких систем функционалом: задачи, проекты, настраиваемые под каждый проект бизнес-процессы, Канбан, различные отчеты по проектам с графиками, безразмерное хранилище, телефония, контакты, график отсутствий и многое другое. Продукт воплотил в себе наше профессиональное видение того, как должны работать инструменты, о которых нам рассказали потенциальные клиенты. Да и мы сами были и остаемся пользователями таких систем и имеем релевантный опыт.
Опираясь на личный опыт работы в проектных командах и опросив по теме «болей» ряд потенциальных клиентов, мы решили, что нет смысла делать еще одну Канбан-доску с уведомлениями и нужно сделать что-то посерьезнее. Мы сделали базовый функционал таск-трекера и добавили решение проблем, озвученных нашими респондентами при первом кастдеве.
Вот примеры некоторых «болей», которые мы обработали
- Пожелания клиентов часто принимаются по телефону, звонки записываются, но хранятся несистемно, т. к. CRM в студии не используется. Было бы круто звонить клиенту прямо из задачи в трекере, чтобы звонок прикрепился в виде комментария к задаче.
- Сотрудник ушел в отпуск или на больничном. При постановке задачи пусть система знает, что его нет, и предложит либо поставить задачу другому сотруднику, либо пересмотреть сроки выполнения.
- В Jira есть классный инструмент по учету времени и удобный отчет, но сама Jira перегружена и сложна. Было бы хорошо иметь продукт полегче, но с такими тайм-трекером и отчетом, как в Jira.
- Нужна расширенная аналитика по проекту, чтобы на графиках было заблаговременно видно, что у нас в проекте скоро будет затык: есть перегруженные сотрудники, если количество «подгорающих» задач нарастает и их не разрулить заранее, случится страшное.
И еще ряд довольно интересных пожеланий, которые мы либо реализовали, либо реализуем скоро. В общем, делаем в соответствии с пожеланиями пользователей.
Мы выкатили тестовую версию в сеть и пошли на акселерационную программу А.Старт в Новосибирском Академпарке, чтобы эксперты помогли нам стартовать бизнес на этом продукте.
Первая же экспертная сессия оказалась встречей с неожиданностью. «Зачем вы пилите еще один Битрикс-Trello-Jira?» – смеялись они. «Вы хотите выходить с этим на российский рынок? Хотите проблем?» – глумились они.
При этом один из экспертов озвучил свою личную «боль», которую мог бы решать наш продукт. Scrum-команда тратит кучу времени на дейли митинги. Было бы здорово делать автоотчеты по дневной активности сотрудников и не тратить драгоценное рабочее время на простые отчеты. Если сделать автоотчеты, то митинги будут проходить за 7-10 минут, а не за час, и в этом прямая выгода компании.
По результатам экспертной сессии общий вывод экспертов был таков: наш проект на рынке не жилец, но есть шанс выплыть за счет того, что мы сможем сократить митинги в расписании Agile-команд за счет удобных автоотчетов.
Получается, мы сделали то, что просили клиенты, но до конца не угадали…
Основная проблема, по словам экспертов (и мы сами тоже так чувствуем), – в позиционировании. Мы не можем найти то самое ядро ценности, по которой мы могли бы отстроиться от других систем. Была идея позиционирования «Система управления проектами с крутой полезной аналитикой», но опрос показал, что без углубления в детали люди не понимают, как она поможет бизнесу.
Другая идея была такой: «Система управления проектами, ориентированная на разработчиков, дизайнеров, маркетологов». Но это сильно сужает рынок, и мы, хоть и делаем упор на решение болей именно этого сегмента, все же можем работать с любой проектной командой.
Продукт почти готов, еще один-два месяца и мы допилим функционал, с которым планировали выходить на продажи, но засада с позиционированием оказалась «холодным душем» для нашей команды.
Мы будем очень признательны за обратную связь в комментариях. Напишите, пожалуйста, о ваших реальных «болях», которые мы могли бы помочь вам решить с помощью нашего продукта?
Какое позиционирование продукта, по вашему мнению, помогло бы нам отстроиться от конкурентов и занять свою нишу?
Заранее благодарны всем, кто даст нам конструктивный фидбек.
С уважением, Вадим Фогель и команда