Мы сделали приложение, которое учит детей читать — у него 19 тыс. скачиваний и оценка 4,8, но мы хотим его продать

Привет! Меня зовут Денис. У меня есть команда, с которой мы несколько лет работали над EdTech-платформой. Но у нас есть особенный проект — приложение ЕЦДО, которое помогает детям научиться читать. Мы взялись за него, потому что на 100% верили в успех. И вроде всё получилось: приложение скачивали и хвалили, но мы поняли, что не тянем. Рассказываю, как мы пришли из точки «Это приложение точно выстрелит!» в точку «Ищем покупателя для проекта».

Мы сделали приложение, которое учит детей читать — у него 19 тыс. скачиваний и оценка 4,8, но мы хотим его продать

Загорелись идеей, когда родители пытались развлечь детей на карантине

Весной 2020-го из-за пандемии коронавируса всех отправили на удаленку, а детские сады и развлекательные центры закрыли на карантин. Дети эпично срывали созвоны родителям и требовали развлечений. Взрослые 24/7 разрывались между работой и домом. Сложнее всего пришлось тем, у кого были дети-дошкольники: очных занятий не было, а подготовку к школе никто не отменял. Мамы и папы доставали буквари и пытались учить детей сами. Это отнимало кучу нервов и времени.

С такой ситуацией столкнулось сразу несколько человек из нашей команды. Домашние занятия ни у кого не вызывали восторга, поэтому мы решили: нужно приложение. И чтобы оно не только помогало учиться, но и контролировало, как ребенок усваивает материал.

А тут еще Росстат посчитал, что в сентябре в школу пойдет около миллиона первоклассников. Мы с командой соотнесли эти данные и загорелись идеей открыть онлайн-центр для всестороннего развития детей от 4 до 7 лет. В планах было запустить курсы по чтению, математике, окружающему миру и английскому языку. Даже название придумали — Европейский центр дошкольного образования, он же ЕЦДО.

Первым в работу взяли курс по чтению. Это базовый навык, с которым ребенку будет легче учиться в школе.

Узнали у нейробиологов, как работает детское внимание

Главной идеей было объединить технологии и методики обучения, которые действительно помогут детям подготовиться к школе. Поэтому первым делом разобрались, как вообще обучают дошкольников. Для этого проконсультировались у нейробиологов и практикующих методистов.

Оказалось, что примерно до 7 лет детям не хватает усидчивости. Им сложно удерживать внимание дольше нескольких минут, поэтому они не могут учиться самостоятельно.

Это взрослый может посмотреть часовой вебинар, вынести из него что-то полезное и потом применить на практике. И то не всегда, а если очень надо, например, для работы или учебы. Дошкольнику не хватит терпения и мотивации даже досмотреть записанный урок. А пересказать, о чем он был, — это вообще отдельный навык.

Перед нами встала дилемма:

  • С одной стороны, мы хотели разгрузить родителей, чтобы они минимально участвовали в процессе.
  • С другой, совсем без помощи взрослого ребенок не мог обойтись. Нужен был кто-то, кто будет следить, чтобы ученик не отвлекался.

И мы нашли решение.

Изучили ФГОСы и придумали дракона, чтобы сделать приложение полезнее

Мы решили делать не развлекательное, а именно обучающее приложение. Нам было важно, чтобы оно развивало навыки, которые пригодятся в первом классе: эмпатию, логику, творческое мышление и самостоятельность.

Для этого мы привлекли опытных методистов, и они рекомендовали придерживаться ФГОСов — Федеральных государственных образовательных стандартов. В них прописаны требования к программам образования. Одна из главных мыслей: программы должны быть преемственными, то есть каждая ступень обучения служит базой для следующей. Знания постепенно наслаиваются друг на друга, и ребенок легче усваивает программу.

Для нас было важно следовать рекомендациям госстандарта, чтобы знания из приложения стали базой, на которую ребенок сможет опереться в школе.

К тому же по ФГОСу обучение должно соответствовать возрасту и прививать добрые ценности: дружелюбие, открытость к миру. Детям от 3 до 8 лет документ рекомендует давать знания через сюжетные игры и игры с правилами.

Вместе с методистом мы придумали двух персонажей: дракона Эдди и педагога. Первый «отвечает» за эмпатию и творческое мышление, второй — за логику и самостоятельность.

  • Дракон создает интерактив: обращается к ребенку, задает ему вопросы, показывает, как решить задание.
  • Педагог присутствует в виде закадрового голоса: объясняет теорию и дает задания.

Если ребенок начинает отвлекаться, Эдди предлагает вернуться к уроку. Для этого мы использовали одну крутую технологию.

<i>По сюжету дракон Эдди хочет вернуться домой. В этом ему помогает ученик — выполняет задания и зарабатывает кристаллы</i>
По сюжету дракон Эдди хочет вернуться домой. В этом ему помогает ученик — выполняет задания и зарабатывает кристаллы

Научили приложение следить за тем, чтобы ребенок не терял интерес

Фишка приложения — интерактивность. Дракон Тедди обращается к ребенку каждый раз, когда тот отвлекается от урока. Для этого программа следит за движением зрачков через камеру ноутбука или смартфона.

Это работает так. В начале обучения приложение предлагает пройти калибровку: надо попеременно посмотреть в разные части экрана. Программа через камеру устройства считывает направление взгляда и запоминает положение зрачков, когда ребенок с интересом смотрит в экран. Технология называется айтрекинг — обычно ее используют на онлайн-экзаменах, чтобы студенты смотрели в экран компьютера и не списывали, а мы с ее помощью отслеживаем уровень внимания.

<i>Чтобы калибровка была точной, ребенку надо понаблюдать за драконом, который ловит яблоки. Так камера считывает естественное движение зрачков</i>
Чтобы калибровка была точной, ребенку надо понаблюдать за драконом, который ловит яблоки. Так камера считывает естественное движение зрачков

Во время урока программа сверяется, так ли направлен взгляд, как во время калибровки. Если ребенок пропал из поля зрения камеры несколько раз за условные пять секунд, то дракон обращается к нему и просит вернуться, а игра ставится на паузу.

Эдди не только хвалит за правильные ответы, но и указывает на ошибки. Это помогает ребенку быстрее запомнить буквы

Если пауз становится слишком много, приложение предлагает пройти урок в другой раз. Если всё хорошо, то открывается доступ к следующему уроку, но не сразу, а через три дня. У такого промежутка есть научное обоснование.

Построили обучение так, чтобы не перегрузить ребенка и не отбить у него интерес к учебе

Курс состоит из 34 уроков длиной до 15 минут, домашних заданий, тренажеров и тестов. Методисты выстроили материал так, чтобы дошкольник усваивал новые навыки и не забывал то, что выучил на предыдущих уроках.

  • На уроке ребенок получает теорию, закрепляет ее с помощью нескольких упражнений. Например, сначала мы показываем, как выглядит буква, а потом предлагаем найти ее на картинке.
<i>Урок состоит из нескольких блоков, которые помогают запомнить, как выглядит буква и как она читается</i>
Урок состоит из нескольких блоков, которые помогают запомнить, как выглядит буква и как она читается
  • С помощью тренажеров дошкольник проверяет знания. Ребенок проходит их в дни, когда нет уроков. Программа сначала задает общие вопросы, а потом подбрасывает блоки, в которых ребенок ошибся, чтобы он исправился и запомнил правильный вариант.
  • Тесты нужны, чтобы убедиться, что дошкольник усвоил материал и может учить новый.
Сценарии и анимацию всех уроков, тестов и тренажеров мы создавали с нуля

В день открывается только один урок. Если проходить, например, по три подряд, детский мозг просто не усвоит всю информацию. Нам иногда пишут в техподдержку и просят открыть доступ к урокам раньше, но мы объясняем, почему так не делаем.

<i>Родитель может наблюдать за прогрессом ребенка в личном кабинете. В него можно добавить несколько детей. У каждого будет своя статистика и график прохождения уроков</i>
Родитель может наблюдать за прогрессом ребенка в личном кабинете. В него можно добавить несколько детей. У каждого будет своя статистика и график прохождения уроков

Если заниматься регулярно, то через четыре месяца ребенок научится читать и понимать прочитанное. Для этого достаточно 15 минут в день, хорошего интернета и гаджета с камерой. Из-за последних пришлось не раз и не два поломать голову.

Поразились разнообразию гаджетов и решили проблемы с конфиденциальностью данных

Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в работе, — вопрос с биометрией. Мы не просто используем айтрекинг, а следим за движением глаз несовершеннолетних пользователей Сети. Из-за этого приложение не пускали в официальные сторы, и весь его смысл терялся.

Пришлось поломать головы над решением. Мы не хотели отказываться от айтрекинга, поэтому надо было придумать, как и где хранить данные с камеры. Потом нас осенило: «А зачем вообще их хранить где-то на стороне?» Мы нашли команду, которая сделала так, чтобы изображение вообще не передавалось на сервер. Оно обрабатывается в самом приложении.

Есть и вторая сложность, из-за которой у программистов начинается нервный тик. Это разнообразие гаджетов на Android. Регулярно техподдержка получает жалобы, что на каком-то планшете или смартфоне приложение открывается криво или отображается как-то не так. Например, человек пытается запустить программу на каком-то очень старом смартфоне, и камера видит черное пятно вместо лица. Из-за этого калибровку сделать невозможно, и айтрекинг становится бесполезным. В такой ситуации мы обычно рекомендуем отключить биометрию.

В планах есть адаптация приложения к уровню шума, чтобы можно было свернуть урок, если в комнате слишком громко. Пока это только планы. И мы бы хотели их реализовать, но есть нюанс.

Получили обратную связь от клиентов и отказались от монетизации

На разработку приложения ушло больше года: начали в 2020-м, весь следующий год работали и планировали запуск в 2022-м.

На тот год у нас были большие планы: добавить курс по математике, предложить приложение образовательным учреждениям и репетиторам, наладить монетизацию, добавить новые фишки типа мониторинга уровня шума и освещенности. Но к февралю мы настолько выдохлись, что решили запустить его хоть как-то — с одним курсом по чтению.

Приятно, что наша работа вызвала отклик аудитории. За год приложение установили 19 тысяч раз. Мы регулярно получали отзывы в соцсетях и в сторах, нам записывали видео, присылали сообщения, в которых хвалили наше приложение. Чаще всего говорят об этом:

  • Ребенок сам просит включить приложение, хотя другие программы восторга не вызывают.
  • После курса дети сами берут книжки, чтобы почитать самостоятельно.
  • У приложения простой интерфейс, в котором не надо разбираться.
<i>В отзывах в сторах и соцсетях родители хвалят приложение и просят добавить еще курсы</i>
В отзывах в сторах и соцсетях родители хвалят приложение и просят добавить еще курсы

Изначально мы планировали, что у приложения будет два тарифа: еженедельная подписка либо единоразовая оплата курса. Но в марте 2022 года пришлось отказаться от этой задумки.

Дело в том, что мы сильно зависели от Инстаграма* (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской). С его помощью мы привлекали аудиторию на другие наши продукты и планировали поступить так же с ЕЦДО.

Когда соцсеть заблокировали, мы встали перед выбором: «перевозить» юрлицо в другую страну, чтобы запускать рекламу, либо искать альтернативные рекламные каналы. Всё это требовало времени и новых затрат.

Команда вложила в приложение столько творческих сил, что хотела его хоть как-то запустить и наконец получить обратную связь. И мы решили полностью отказаться от монетизации.

Выдохлись и сейчас решаем судьбу приложения

Работа над каждым уроком занимала в среднем три недели. Сначала мы писали сценарий урока и сдавали его методисту — он следил, чтобы мы шли строго по программе. Потом делали анимацию: ею занималась команда из трех человек. Параллельно в студии шла озвучка. Итого на создание курса из 34 уроков ушел почти год.

Упорная работа в таком режиме принесла неоднозначный результат. С одной стороны, приложение мы все-таки запустили, получили хороший отклик аудитории и даже начали работу над курсом по математике.

С другой стороны, часть планов так и осталась на бумаге. Мы хотели продвигать приложение в дошкольных учреждениях, рекомендовать его репетиторам, монетизировать его и добавлять новые курсы.

Объективно нам ничего не мешает реализовать эти планы, но мы просто выдохлись. Сейчас команда работает над другими проектами и просто поддерживает это приложение. У нас нет ресурсов, чтобы его развивать и продвигать.

Мы верим, что у ЕЦДО огромный потенциал. Мы готовы поделиться всеми наработками, технологиями, помочь с методикой. Очень хочется, чтобы труд нашей команды не пропал даром.

На ваш взгляд, приложение может научить ребенка читать? Или тут нужен только педагог? Поделитесь мнением в комментариях.

9595
295 комментариев
100 ₽

Напишите в телеграм, познакомлю с парой людей из вашей индустрии, которые могут помочь советом/контактом или может даже инвестициями.
https://t.me/begovatovd

2
Ответить

Я мамонт и представить себе не могу, как родители НЕ УЧАТ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ. Я научилась читать в 4 года, задолго до школы. И учили меня родители. И для этого не нужно никаких специальных навыков.

12
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

жизнь гораздо разнообразнее чем ваши о ней представления. Выйти за пределы лично опыта - полезно, меньше ненависти в мире, в отличии от позиции "кто не как я, тот..."

11
Ответить

Очень просто) Ребенка учат читать в школе, а дома он отдыхает.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить