Как мы делали российский Bloomberg

В феврале 2022 года мы в SoftWell решили срочно делать торговый терминал для участников финансового рынка — аналог Bloomberg. Работали 24/7, и в апреле выпустили первую версию продукта. Расскажу, как подключали топовые банки, и чем нам помог Минэкономразвития.

Анатолий Карпов
генеральный директор SoftWell

22 февраля 2022 года я уехал в отпуск в Сочи. Стоит ли говорить, что он выдался нервным: в первые дни после 24 февраля мы (как и весь рынок) не понимали, что дальше делать. Угроза скорого отключения финансового сектора от международных систем, включая SWIFT, и последующий коллапс в банковском бизнесе казались неминуемыми. Что будет с компанией, которую мы строили больше 25 лет?

Отвлекусь на предысторию: мы разрабатываем программное обеспечение для казначейства банков и инвестиционных компаний. В настоящее время SoftWell — единственный российский профессиональный разработчик программного обеспечения подобного класса. Наш флагманский продукт — Navigator — это интегрированная платформа, которая охватывает все сферы жизнедеятельности казначейства: регистрацию сделок, управление позициями, расчет доходов, контроль лимитов, платежную позицию.

В голове крутилось: «надо что-то делать!». Bloomberg и Refinitiv еще не объявили об уходе, но было понятно, что концепция технологического суверенитета становится актуальной и для финансового рынка. Мы решили сделать собственный торговый терминал — российский аналог зарубежных платформ. Стало очевидно, что внебиржевой рынок нужно спасать.

Идея не была для нас новой: мы постепенно шли к ней, расширяя функциональность флагманского продукта. Однако не случись катастрофы, возможно, мы нескоро бы решились ее реализовать. Кстати Bloomberg, на который мы во многом ориентировались, тоже запустил свой терминал в непростое время — в 1982 году в США была очередная рецессия.

Как родился RuTerminal

Navigator стоит штатно в отдельных банках, и пользоваться его возможностями могли максимум разные подразделения одной организации, филиалов и родственных компаний. А мы мечтали создать «Навигатор всея Руси» — как мы в шутку называем RuTerminal. Это облачная платформа, где у каждого трейдера есть свой профиль и возможность вести переговоры с другими участниками рынка.

Полгода работали на грани обморока. Ядром новой платформы стал Navigator, который переехал в облако, получив новые интерфейсы и новую функциональность — в первую очередь, чаты с возможностью регистрации сделок, новости, котировки.

С уходом Bloomberg и Refinitiv трейдеры остались без привычных средств мониторинга и аналитики. Если альтернативные источники финансовой информации еще можно было найти, то инструментов для заключения сделок и общения между участниками рынка просто не стало. Переговоры перешли в групповые чаты и личные сообщения в Telegram, что не очень удобно.

Участникам финансового рынка хотелось иметь привычный интерфейс для общения. Мы добавили в систему чаты и реализовали обе популярные модели взаимодействия — и как у Refinitiv, и как у Bloomberg. В первом случае, это передача данных в одностороннем режиме (симплекс). Во втором — это полноценный чат, похожий по функциональности на Bloomberg.

Следующим шагом добавили возможность заключения сделок. Тщательно работали над UX/UI дизайном, визуальной составляющей решения. Времени на раскачку не было, поэтому в сжатые сроки выкатили MVP версию (Minimum Viable Product) и дальше стали добавлять новый функционал буквально на лету. Собирая и анализируя мнения пользователей, мы реорганизовывали пространство для улучшения качества взаимодействия с системой. Работали над визуальной частью веб-приложения, создавая привлекательный, отзывчивый и понятный интерфейс.

Сейчас клиенты RuTerminal заключают сделки, хранят их историю и свои позиции в профиле. Мы реализовали возможность регистрации сделок всех типов, известных на нашем рынке, в том числе и сложные в реализации процентные свопы, сделки с плавающей ставкой.

Первые продажи

Тем временем в финансовом секторе настроения были, мягко говоря, пессимистичные. И мы, набравшись наглости и смелости, связались с Министерством экономического развития. Вот, мол, есть такие проблемы, и есть решение — полностью российское, соответствующее концепции технологического суверенитета. Нам нужна помощь в информировании о нем участников рынка. И сработало! Оперативно был организован большой круглый стол под эгидой Минэкономразвития. Собрались серьезные люди из банков — и им понравилось то, что мы планировали, и уже начали реализовывать.

Наши давние знакомые по рынку рекомендовали нас для участия в крупных профильных мероприятиях. Так мы выступили на конференции Национальной финансовой ассоциации.

Эти события сыграли ключевую роль в продвижении RuTerminal. За следующие два месяца мы зарегистрировали на своей платформе 70 участников — банки, корпорации, брокеры. И это при том, что на тот момент из функциональности был, по сути, только чат — все остальные возможности мы добавляли уже потом. А затем заработало сарафанное радио.

Примерно через полгода после начала работы над терминалом пошли первые продажи. Газпромбанк, Сбербанк, Альфа Банк, Ак Барс, Промсвязьбанк — с ними заключены первые контракты. Они же помогали нам совершенствовать продукт.

Например, интересный кейс реализовали по запросу Промсвязьбанка. Раньше аналитики банка использовали сервис Bloomberg для подсчета доходности портфелей ценных бумаг. После ухода зарубежных терминалов они оказались один на один с Excel и практически ручной подсчет сильно усложнил им жизнь. Мы за две недели разработали модуль, повторяющий необходимую функциональность, — он анализирует Rate of Return, P&L портфеля ценных бумаг.

Другая доработка сделана для Газпромбанка — процентный арбитраж по продукту FX Swap (валютный своп). Аналитики с помощью Excel оценивали, с какой вмененной доходностью котируются цены FX Swap — достаточно сложная задача. Мы разработали виджет для онлайн-расчета implied yield, а также его спред к доходности рынка.

Для Альфа Банка мы разработали специальный калькулятор, который может считать синтетические кросс-котировки Fx и FxSwap по любым валютным парам, включая пары, котировки по которым отсутствуют на рынке — TRYRUB, AEDRUB и подобные.

Планы на будущее

В ближайшее время планируем выпустить функциональность по отправке сделок на клиринг — это смогут делать трейдеры сразу из терминала. Не нужно вручную переносить данные в другие системы, отправлять электронные письма — все будет делаться в автоматическом режиме.

Видим спрос на синтетические цены по валютным парам — добавим и эту возможность к основным функциям. А также работаем над онлайн-расчетом дисконтных и форвардных кривых на основании рыночных котировок процентных свопов. У банков нет внешних источников, против которых они могли бы калибровать свои модели и оценивать свои позиции. Мы предоставим такую возможность.

Сейчас у нас есть сложности с получением онлайн-котировок российского рынка, хотя даже зарубежные площадки имеют к ним свободный доступ. Когда эта проблема решится, сможем подключить инструменты, торгуемые на бирже.

В будущем видим свой продукт как единую экосистему сервисов для аналитиков, трейдеров и управляющих — с котировками, переговорами, позицией. А сверхзадача — подключить к работе в RuTerminal участников из всех дружественных стран.

Сейчас у нас подписаны контракты с десятками банками, в перспективе — хотелось бы привлечь все финансовые организации, а их больше 300, а также инвестиционные компании. Сегодня мы видим перспективу для банков в привлечении их крупных клиентов в нашу экосистему — к такому уровню зрелости финансового рынка мы уже движемся.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Владимир Шабалин

Очень поднимают настроения такие статьи со светлыми перспективами, спасибо.)

А есть уже реализованы проекты в других странах?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

Да, есть подключившиеся клиенты за пределами России.

Ответить
Развернуть ветку
habanero

Почему опять такое всратое название. Как вы с ним планируете кого-то подключить из других стран?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

мы не стыдимся, а гордимся префиксом RU.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Вполне себе распространенная практика - выходить на международные рынки под другим названием

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Наглядный пример того, как импортозамещение открывает возможности делать продукты, которые даже лучше подходят именно нашему рынку. Спасибо за кейс, прочитала с удовольствием.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Только делать приходится в такие сжатые сроки. Но результаты все равно восхищают

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина

Есть такое. Но пока гром не грянет...)) Кажется, это в нашей русской природе, долго запрягать и быстро ехать :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Респект команде QA - тут просто охренненая гора работы и большая ответственность - из-за пропущенной ошибки клиенты могут потерять кучу денег.

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Vasyukov

А как процесс взаимодействия с пользователями в плане совершенствования продукта построен - просто отзыв и далее учитывается фидбек при апдейте следующем, или какое-то более точечное/глубокое взаимодействие, например каждому банку нужно что-то именно под них улучшить-поправить?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

работают оба варианта. Если клиент просит что-то сделать, что считает своим know how, делаем и открываем только ему. К примеру, свой метод утилизации лимита или расчета pnl и тп. Если отдельно не оговаривается, делаем, и открываем всем.

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Когда-то услышала фразу, что ограничения - это лучший толчок для развития. В условиях ограничений получается генерировать нестандартные решения и делать в итоге ещё более крутой продукт, чем это можно было себе представить в "спокойные" времена. Спасибо за колонку

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Еще один кейс, показывающий, что российский финтех один из самых крутых!

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

И не только финтех ;))

Ответить
Развернуть ветку
LETS DO SMTH

Круто! Успехов вам. Ну и конечно же не останавливаться на достигнутом.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова

Почему никто из крупных банков не разработал свой терминал после февраля 2022? С их-то повернутостью на инфобезопасности было бы логично. Сторонние разработчики оказались более расторопными?

Ответить
Развернуть ветку
RuTerminal SoftWell

Равноудаленность независимой платформы. Банки не готовы демонстрировать конкуренту (владельцу платформы) свои сделки, позиции, цены, контрагентов.

Ответить
Развернуть ветку
RuTerminal SoftWell

Общее название проекта: HIHICLUB

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ananiev

Думал что разработчики стараются избегать использования фраз типа "Мы добавили в систему чаты и реализовали обе популярные модели взаимодействия — и как у Refinitiv, и как у Bloomberg. В первом случае, это передача данных в одностороннем режиме (симплекс). Во втором — это полноценный чат, похожий по функциональности на Bloomberg." А то как-то очень похоже на использование чужой интеллектуальной собственности.
Как было в сериале Silicone Valley в эпизоде про то как они сделали свой чат "Exactly like HooliChat, but without the suck-ass parts"

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

Вы так говорите, словно это плохо)
Правила изменились. Совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

Авторы. А что с конкурентами ?
Вы одни это придумали? Больше никто не догадался?

Ответить
Развернуть ветку
RuTerminal SoftWell

Есть несколько проектов (2), но пока ничего рынку не было предложено в нашем объеме.
Кто-то ушел в бумаги, кто-то ограничился fx, deposits.
RuTerminal работает со всеми продуктами, включая сложные производные, например irs, xccy, OIS

Ответить
Развернуть ветку
Owloia

Всегда думала что Спарк это наш Блумберг. Когда была возможность посидеть в блумберге, зачитывалась их статьями. Очень богатый язык у их авторов. Но и приложение на телефоне кажется даёт возможность читать 2 полноразмерных материала в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда