Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

Что на самом деле может скрываться за историей успеха очередного стартапа? Показываю на примере моего проекта — бота для изучения матерного английского.

Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

Сказка ложь, да в ней намек

Жила-была Люда — безработная домохозяйка с двумя детьми. То есть я. Однажды я решила поныть своему знакомому, что хочу найти себе новое призвание. А он в ответ предложил мне заняться с ним стартапом.

Мы провели анализ рынка и нашли интересную нишу на огромном рынке обучения английскому языку — обучение английскому мату. Вооружившись нейросетками, мы запилили телеграм-бота Пастора Кика, который травит байки про своих прихожан и параллельно обучает английской нецензурщине.

Продукт стал виральным с первого дня. Первый же наш публичный анонс перепостил крупный телеграм-канал. Пастора начали обсуждать в предпринимательских сообществах, залипать в него целыми офисами.

За первый месяц работы мы набрали больше 1000 юзеров и окупили свои вложения в разработку. И жили долго и счастливо, и не умерли ни в один день.

…Как-то так бы я рассказывала нашу историю, если хотела бы привлечь инвестиции или просто потешить свое самолюбие. И самое интересное, что в этой сказке нет ли слова неправды. Но и правдой ее назвать, честно говоря, нельзя. Давайте расскажу, как все было на самом деле!

Про домохозяек и поиск призвания

Стоит начать с того, что безработные домохозяйки могут быть одновременно серийными предпринимателями. В прошлой жизни я вырастила и продала стартап Timepad.ru. Это была история длиной в 10 лет, которая закончилась хорошим экзитом в 2019 году, прямо перед ковидом (свезло так свезло!)

После этого я делала стартап на стыке экологии, ИТ и одежды — телеграм-бота для обмена надоевшими шмотками PLUM. Все шло хорошо, он быстро дорос до 40.000 пользователей, мы были близки к закрытию раунда инвестиций и запуску в Лондоне. Но случился 2022 год и все наши планы пришлось припарковать.

В этот момент и начинается мой рассказ. В конце 2022 я окончательно поняла, что PLUM дальше не полетит и нужно искать новый способ превращения своей энергии в материю.

Мой знакомый, с которым я решила обсудить эту насущную проблему — тоже не хрен с горы. Паша (назовем его так, потому что так его и зовут) всю сознательную жизнь занимается айтишечкой, сделал с десяток проектов в роли фаундера, СЕО, СТО или СРО. Пашиных талантов и умений хватило бы, чтобы в одно лицо запилить любой проект, но вдвоем всегда круче и веселее!

Мы с Пашей обсуждаем что-то многоумное
Мы с Пашей обсуждаем что-то многоумное

Про поиск идеи и анализ рынка

Анализом рынка можно назвать что угодно. В нашем случае это были посиделки с кальяном в парке возле моря. У Паши был бот для изучения английских времен, которого он собрал, чтобы самому в них разобраться. Еще был домен kickeng.com. И было желание сделать из этого что-то, что можно превратить в бизнес.

Наш маркетинговый кальян-анализ показал, что на рынке английского языка чего только нет, чтобы выделиться из миллиона приложений и сервисов, нужно придумать что-то хитрое. Матерный английский возник случайно, но сразу в самое сердечко.

В школе нам долбили, что русский язык — самый великий, могучий, и конечно же самый богатый. Многим известно, что в реальности это не так. Словарный запас в английском языке больше, чем в русском, а глубина и выразительность зависит от умений говорящего: если ты плохо умеешь по-английски — он тебе и кажется невеликим и немогучим.

То же самое и с матерной речью. С точки зрения набора слов русский мат, вопреки стереотипам, значительно уступает английскому. Вся легендарность русского мата держится на таланте наших соотечественников в его использовании.

Мы решили сделать курс, который поможет научиться пользоваться английским матом так же виртуозно, как и русским.

Зачем это может быть нужно? Да затем же, зачем и русский мат — чтобы лучше понимать других людей и при случае ответить им взаимностью!

Про создание продукта и нейросети

Мы решили, что для такого проекта нужен харизматичный персонаж. После долгого брейншторма в шорт-листе остались упоротый пастор, осьминог-пират и сверх-разумный оттенок фиолетового. Чтобы было легче определиться, мы визуализировали персонажей с помощью Midjourney, и пастор получился самым вдохновляющим.

Пастор, осьминог и разумный фиолетовый
Пастор, осьминог и разумный фиолетовый

Так родилась концепция проекта: циничный и ироничный пастор рассказывает истории про своих прихожан, обильно приправляя их матерной лексикой и одновременно обучая ее использовать. Пастора стали звать Кик, просто потому что у Паши был домен kickeng.com

Вдохновившись первым успехом с созданием персонажа нейросетью, мы решили сгенерировать и весь контент. Но не тут-то было! ChatGPT повел себя как кисейная барышня и в ответ на наши запросы только нудел о том, что материться неприлично. В этот момент мы поняли, что мы на верном пути — если написать письмо или выполнить тестовое задание нейросеть уже может не хуже нас, то материться пока придется учиться самим.

Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

В итоге нейросети не смогли заменить нам ни копирайтера, ни дизайнера. Тексты в творческом угаре я написала сама, привлекая знакомую британку для перевода и пруф-рида. Для иллюстраций Паша насиловал Midjourney фотошопом, и это история мук и страданий, достойная отдельного поста.

Про запуск и виральность

Примерно 2 месяца времени между делами и детьми ушло на разработку. К концу апреля мы были готовы запускать в бота настоящих живых пользователей. Я рассказала о проекте в своем фейсбуке и в предпринимательском сообществе, в котором я состою. Пастора начали обсуждать, им начали делиться. Случились первые несколько продаж.

Вдохновившись, мы побежали покупать рекламу в тематических телеграм-каналах. Первое же размещение нас удивило. В первый день мы получили всего 30 установок, а во второй — еще 90, что разорвало наши шаблоны о постах в телеге.

Мы с самого начала надеялись, что сможем сделать виральный продукт, который люди будут активно шарить. И вот оно — запустилась ядерная реакция и теперь наш бот сам распространится по всем телеграмам мира. Но увы, нет — оказалось, что наш анонс перепостил канал на 15 тысяч подписчиков (в том, где мы купили рекламу, было всего 5 тысяч) . Это было приятно, но продаж не принесло.

Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

Прошла пара дней, волна схлынула и графики в Амплитуде улеглись в районе нуля. Ох ох, чуда не произошло.

Про развитие и продажи

А дальше началась обычная жизнь стартаперов — интервью с пользователями, гипотезы, эксперименты, анализ, еще гипотезы и еще эксперименты.

Первое, что мы начали тестировать — это цену. Мы пробовали продавать наш 10-дневный курс за 10, 5 и 2 доллара. За 10 долларов купили только пара наших знакомых. За $2 и $5 продажи пошли, при чем за $2 покупали в 2,5 раза чаще, чем за $5. Мы оставили более высокую цену, чтобы потом можно было добить скидкой тех, кто не купил сразу.

Следующий тест — момент продажи. В базовом варианте мы давали бесплатно первый урок, в альтернативном — сразу просили денег и пускали внутрь после оплаты. Базовый вариант с бесплатной первой главой вчистую проиграл. При этом и пользователи, прошедшие бесплатно первую главу, и те, кто сразу оплатил, одинаково восторженно отзываются о продукте.

Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

На текущий момент после 4 платных рекламных размещений мы получили больше 1000 пользователей в базе, сделали 30 продаж и заработали около 150 баксов. И это даже больше, чем наши затраты на разработку — потому что все делаем сами, и косты только на сервисы и сервера. Правда, на рекламу мы потратили около $300 — то есть экономика на текущий момент не сходится больше чем в 2 раза.

Что дальше

У нас, как и у любых стартаперов, есть еще миллион идей, что можно протестировать и улучшить. В ближайших планах — напоминалки-добивалки и раскачка виральности через бесплатный контент, который хочется шарить.

Очередная статья про успешный успех, или почему таким статьям нельзя верить

При этом, как и любые стартаперы, мы уже, кажется, начинаем закапываться в свои фантазии и представления о том, как и что надо делать.

Поэтому буду очень благодарна, если вы найдете минутку заглянуть в гости к Пастору и поделиться со мной идеями:

  • Где его стоит продвигать (может быть, вы хотели бы рассказать о нем у себя в канале/чате/… ?)
  • А вдруг у кого-то из вас есть продвижения ТГ ботов где-то вне Телеграма? В Таргете или в Гугл Эдз например? Поделитесь опытом!
  • Что еще нас стоит подкрутить, чтобы стало совсем зашибись?

Буду рада комментариям тут или лично в Телеге!

1414
16 комментариев

Русскоговорящий рынок конечно хорошо, но что насчет сервиса для англоговорящей аудитории? Аудитории больше, чек выше.

Неделя "пи***ца", потом "идите на ***" и так на всех языках мира. Еще приурочить это все к актуальным событиям в мире, чтобы можно было сразу практиковать свежевыученные фразы.

Как доп. источник монетизации, продажа интеграций в обучающие материалы, типа "Сегодня изучаем трехбуквенное путешествие с сервисом Авиасейлз"

2
Ответить

Это крутая идея, обязательно подумаем над ней!

Мы начинали с русского рынка, потому что мало где можно так быстро и дешево запускать продукты, как в телеге. А телега, увы, в англоязычном мире мало представлена.

Ответить

Матерный английский? Это для футбольных болельщиков?

1
Ответить

Да, и для них, конечно, тоже! А еще для начинающих лингвистов, любителей сериалов и профессиональных путешественников :)

1
Ответить

А ещё для успешной работы в маркетинге и кино =)

Ответить

🔥🔥🔥❤️👍

1
Ответить

Вообще никому нельзя верить, особенно после прочтения некоторых статей на VC)

1
Ответить