{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В России сейчас делают больше корпоративных мессенджеров, чем во всем мире. Мы тоже разрабатываем свой

Привет! Меня зовут Андрей Лучицкий. Полгода назад я присоединился к Webinar Group, чтобы помочь с нуля выпустить новый мессенджер. У нас в команде шутят, что Россия сейчас — лидер по разработке корпоративных мессенджеров. Мы тоже присоединились к тренду, но с другой идеей: сделать мессенджер, который объединит наши продукты, а потом станет основой для единой рабочей платформы.

Рабочее название — We.Teams. Летом мы его поменяем, поэтому в комментариях можете предлагать свои идеи для нейминга.

Как появилась идея мессенджера: мы про звонки или про коммуникацию?

Webinar Group когда-то тоже был стартапом. В 2008 году мы начали с одноименной платформы для онлайн-обучения и вебинаров, и уже через два года ей пользовалось более 500 компаний. Затем объединились с COMDI — платформой для организации гибридных и онлайн-мероприятий. Мы обновляли продукты, привлекали инвестиции, а в 2018 году выпустили платформу для создания онлайн-курсов и организации обучения We.Study.

До пандемии нашим ключевым рынком были большие видеоконференции и онлайн-обучение. В 2020 году мы сместили фокус на сервисы постоянных звонков – у нас как раз запускался Webinar Meetings для групповых встреч. Он начал привлекать всё больше и больше людей. Сейчас этот продукт — ключевой ресурс для развития компании: большинство онлайн-мероприятий пользователи проводят именно с его помощью.

Со временем среди новых пользователей стали появляться клиенты, которые хотели более широкий функционал для обмена текстом, чем просто чат мероприятия. Появилась идея, что нужно переосмыслить позиционирование Webinar Group: мы только про звонки или про коммуникацию, а если про коммуникацию, то какую? Так у нас возникла первая мысль о мессенджере — простом, функциональном, для всех.

Когда мы начинали в 2008 году, то в команде было несколько десятков человек и всего один продукт. Сейчас уже четыре продукта, мы стали частью экосистемы цифровых продуктов МТС, и в компании работает более 450 человек, из которых 70 вовлечены в новый проект — мессенджер We.Teams. Ему предстоит конкурировать не только с другими корпоративными мессенджерами, но еще и с Telegram и почтой.

Что происходит на рынке: Telegram и почта в лидерах

Почти в каждой второй статье про корпоративные мессенджеры можно встретить комментарии в стиле «зачем он нужен, когда есть телеграм?».

Комментарии из статей коллег

Статистика TGStat подтверждает эту мысль: 52% респондентов используют Telegram как корпоративный мессенджер.

Источник: TGStat

На графике видно, что Telegram и WhatsApp — доминирующие мессенджеры для корпоративного общения.

Но исследование искажено двумя факторами:

  • Узкая аудитория. Большая часть респондентов — пользователи среднего возраста из продвинутых ниш и больших городов. Если сдвинуть средний возраст выше, то, вероятнее всего, там появились бы такие игроки, как Skype for Business, Webex и Jabber.
  • Опрос концентрировался на пользователях мессенджера, а не бизнесе. Например, исследование Brand Lovers показало, что на первом месте в коммуникациях почта, затем идут мессенджеры, корпоративные порталы и СМИ, базы данных и, внезапно, листовки.

Я думаю, что почта всё еще главный канал коммуникации в бизнесе. Большая часть рынка продолжает общаться там по привычке. Часто все важные вопросы сотрудники обсуждают в почте, чтобы потом легко было найти информацию. Тот же Microsoft настолько хорошо поняла этот кейс, что в Outlook можно интегрировать Skype for Business и все сообщения из чатов будут сохраняться там.

Так что если учесть почту, то график предположительно может получиться таким:

Что в итоге? Рынок текстовых коммуникаций заполнен бесплатными и устаревшими решениями. Он огромный. Не обязательно конкурировать на уровне Slack и MS Teams, гораздо важнее (и эффективнее) доносить ценность корпоративного мессенджера в сравнении с личными мессенджерами и почтой. К тому же РКН запретил с 1 марта банкам и государственным компаниям передавать платежные данные иностранным мессенджерами – им всем нужна альтернатива.

Если собрать все отечественные мессенджеры и взять их самые лучшие черты, то получится мегасервис, способный конкурировать с MS Teams. Проблема в том, что у каждого игрока на рынке есть только одна суперсильная сторона. Например, у We.Teams есть звонки, а у других — упор на работу с файлами или большие возможности для интеграций.

По нашим подсчетам, сейчас идет разработка примерно 20 корпоративных мессенджеров, и мало кто фокусируется на разработке функционального, но качественного сервиса для коммуникаций. До сих пор нет одного-двух решений, которые крепко заняли бы рынок бизнес-коммуникаций. Значит, есть шанс у нас: в мессенджер уже интегрирована собственная видеоконференцсвязь, а скоро появятся календари, борды, телефония, интеграции с сервисами и другие возможности.

Что мы сделали за полгода и какие фишки мессенджера стали ключевыми?

Во время проработки функционала We.Teams мы опирались прежде всего на запросы бизнеса — как большого, так и малого. Собирали обратную связь от клиентов Webinar Group, проводили исследования и смотрели, что происходит на рынке бизнес-коммуникаций в России и за рубежом.

Так у нас сформировалось концепция: сделать простой, функциональный и легко масштабируемый мессенджер.

Весь базовый функционал We.Teams планируем предоставлять бесплатно, а дополнительные инструменты (календарь, задачи, борды и другие опции) — за плату.

Причина вот в чем. Когда корпоративный мессенджер распространяют по платной лицензии, то его сложно внедрять в большие корпорации. Небольшой стартап протестирует продукт и оплатит его карточкой за пару дней, а вот офис с десятью тысячами сотрудников потратит на согласования и закупки несколько месяцев.

Мы считаем, что у крупных компаний должна быть такая же возможность быстро внедрить мессенджер, как и у небольших. Еще одна из идей — дать возможность подключиться по технологии Active Directory сразу на бесплатном тарифе.

Термин. Active Directory (AD) — это каталог с учетными записями пользователей. В нем можно быстро создать и зарегистрировать любое количество людей, а после легко управлять их учетными записями. Например, если сотрудник уволился, то его учетка закрывается и доступы ко всем сервисам компании прекращаются.

Последние шесть месяцев мы занимались разработкой. Сейчас у нас готовы приложения для iOS и Android, клиенты для Windows и macOS. Пока мы сконцентрировались на проработке базы, и она практически готова. В мессенджере уже есть:

  • групповые и личные чаты с тредами и эмодзи;
  • открытые и закрытые каналы;
  • звонки через Webinar Meetings;
  • базовый функционал для администрирования организаций и каналов;
  • возможность создания рабочих профилей для разных организаций (можно делать свои, присоединяться к другим и переключаться между ними).

Параллельно мы запускаем маркетинговые активности и делаем рассылки на внутреннюю базу Webinar Group. Сейчас у нас появился телеграм-канал (да, это иронично, можно шутить в комментариях) и вот-вот выйдет новый лендинг.

Самым главным в данным момент считаем определиться с позиционированием. Люди привыкли к заголовкам в стиле «всё общение, коммуникации, работа в одном месте», и описывать свой продукт так же мы не хотим. Будем экспериментировать и пробовать разные варианты.

Почему мессенджер — это только начало: что такое унифицированные коммуникации

Мессенджер — это, конечно, хорошо, но мы смотрим чуть дальше. Есть такое понятие на мировом рынке — унифицированные коммуникации (Unified Communications as a Service, UСaaS). Это сервис, где всё общение и работа происходят в одном месте, например, люди совместно редактируют один документ, рисуют макеты в Figma, управляют задачами, созваниваются по телефону и видеосвязи, ведут документооборот.

Потребность в таких решениях стала актуальной, когда удаленная работа стала обыденностью. Пообщавшись с 200+ компаниями, мы узнали, что в РФ на удаленке находится не менее 40% офисных сотрудников. UCaaS в этом плане — это сервис, который решает простую, но комплексную задачу: как сделать так, чтобы команды оставались эффективными. Это реальный запрос — один из респондентов, рассказывал нам, что личные мессенджеры сильно отвлекают, и появление UCaaS-сервиса смогло бы поднять эффективность команды на 30–40%.

Наш долгосрочный план по развитию We.Teams направлен в сторону UCaaS: сделать платформу, которая сможет собрать команду, подрядчиков, клиентов и рабочие инструменты в одном месте. Рынок для нас новый, но заходим на него уже с некоторой опорой: у нас есть совещания, видеоконференцсвязь, вебинары и онлайн-курсы. Кроме этого, — возможность интеграции с корпоративной инфраструктурой, различные элементы безопасности (SSO, логирование пользователей) и поддержка работы через виртуальный рабочий стол.

Теперь появился We.Teams — фундамент этой платформы. На первых порах он будет выполнять исключительно роль мессенджера, но с дальнейшим развитием продукта станет пространством для организации работы команд. Вся логика UcaaS-системы будет завязана именно на работе в мессенджере.

Когда запуск и какие функции появятся у мессенджера в ближайшем будущем?

Сейчас мы находимся на этапе бета-тестирования: в июне крупные компании станут ранними пользователями. Мы хотим получить обратную связь по действующему продукту и погрузиться в пользовательский опыт. Кстати, лист еще не закрыт — вы можете записаться.

По плану осенью выйдет первая открытая версия бесплатного мессенджера, а в следующем году появятся платные UCaaS-опции: задачи, работа в команде, интеграции с календарями, внешними сервисами, чат-боты, телефония и другие.

Мы также будем экспериментировать с новыми подходами вроде ChatGPT в мессенджере — нейросети станут полезными ассистентами для составления краткой выжимки после созвона и проведения базовых исследований.

Что касается vc.ru, то в планах сделать блог, где можно будет проследить за развитием продукта с нуля. Эта статья стала первой, дальше с командой будем делиться новыми идеями, своими исследованиями и рассказывать про внутреннюю работу.

Пожелайте нам удачи и подписывайтесь: будет интересно и честно.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов

Конкуренция – это прекрасно!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Конечно! Главное, чтобы была здоровая конкуренция)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

А что, идея хорошая. Назвать можно «Крышка» или «Открывашка». Звучит неплохо)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Красный Пахарь

Если там будут писать про акции то с радостью будут качать эти мессенджеры

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Есть аргументы почему не будут пользоваться?)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Denis Zotov
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Мем смешной, ситуация страшная) Мы не планируем делать универсальное решение под всех. Нашей ЦА видим крупный бизнес, которому нужно одно решение для рабочих процессов - как раз в статье в блоке UCaaS об этом говорим.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Не взлетит. Очередной мессенджер от ноунеймов.
Даже в своей статье не смогли раскрыть УТП продукта. Active Directory удобная штука для сисадмина, остальным сотрудникам компании на нее пофиг, а значит и лпрам и референтной группе.
Глупо сравнивать себя с мс тимс, там они интегрированы в самый популярный в мире офисный пакет ворд, эксель и т.д.

Единственный шанс стрельнуть на этом рынке это сделать ахуенный и бесплатный продукт и монетизироваться за счет рекламы и функции отключения рекламы. Думаю реклама на бизнес аудиторию, это топ тема. Но не тупо рся крутить. А, например, сделать неотключаемый чат, куда будут приходить предложения. Сегментировать по должностям и слать директорам и топам компаний рекламу. За эту аудиторию много платят.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Ноунеймами нас назвать сложно) У Webinar Group 10 тыс клиентов и 2 млн. вебинаров за прошлый год.

Если не раскрыли в этой статье УТП, раскроем в других. Но AD всё же считаем интересной фичей и для ЛПРов.

У MS Teams действительно уникальная модель дистрибуции, но как это помешает нашим планам?

С рекламой в мессенджерах вопрос очень спорный)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Когда корпоративный мессенджер распространяют по платной лицензии, то его сложно внедрять в большие корпорации

А как вы решаете проблему того, что большие корпорации очень не любят ИТ-сервисы, работающие вне их закрытого корпоративного IT-ландшафта? Есть у вас опция развертывания приложения на серверах заказчика?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

В следующем году планируем выпустить on-premise решение как раз для таких компаний 🚀

Ответить
Развернуть ветку
Константин Демин

Ребята, вы бы сделали нормально UX в основном своём приложении прежде чем идти в новые ниши. Два раза пытался познать прелесть webinar, но каждый раз матерился от того, что не могу в два клика создать / удалить собрание и сделать какие-то базовые вещи.

Ответить
Развернуть ветку
S K

и то так - очень неудобный сервис - аналоги намного лучше по удобству

Ответить
Развернуть ветку
alpden

Привет! Можешь сообщить статус по этой задаче?

а что, ютрек не умеет в статусы? или Анна умеет в микроменеджмент и сообщение отправлено в 3:42 утра?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Справедливо заметили) Скрин поправим 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Козырев

Глянул ваш роадмап, получается к концу года вы будете похожи на Slack/Discord? А за счет чего вы планируете конкурировать, если уже существует огромное количество аналогичных решений, в том числе open-source?

Делать календарь и список задач платными - это странно, потому что:
- в любой современной софтине для бизнеса это уже функционал по-умолчанию, откройте какой-нибудь Aspro.Cloud или Битрикс
- мессенджера со встроенным таск-листом и календарем все равно мало чтобы компании удалили у себя Битрикс и подобные, поэтому функция все равно не очень-то полезная

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Хотим конкурировать за счёт быстрый и доступной масштабируемости мессенджера - чтобы можно было бесплатно подключить его всем сотрудникам компании. Часто крупный бизнес добавляет в мессенджер только основные отделы компании, а обычных рядовых сотрудников оповещает по почте. Хотим это изменить.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Anton Saburov

Андрей, привет!
Крутое дело, давай познакомимся в личке. Мы помогаем брендам заходить в их целевой сегмент, расшиваем верхнюю часть воронки делая теплые интро. Работаем с отраслевыми решениями (UIS, Unisender). С интересом обменяюсь опытом. @asaburov в тг

Ответить
Развернуть ветку
S K

удачи и хорошего опыта для компаний!

Ответить
Развернуть ветку
Corwin

ЦА к сожалению не понятна.
Из преимуществ в текущий момент было названо ad, но если это крупная компания, то она лучше купит корпоративное решение, чем будет сражаться с багами платформы, которые возникнут из-за малого охвата, если это малая компания и там есть active directory, то и mattermost осилят поднять на своем хосте.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Рынок довольно большой и есть крупные компании, которые не готовы покупать решение или разрабатывать только под себя - мессенджер не дешевый продукт в разработке. Понимаем, что есть и те, кто на маттермосте или рокетчате сидят. Мы в статье хотели отразить, что конкурировать будем в первую очередь с теми, кто общается по почте и в телеграме.

Ответить
Развернуть ветку
Нет

Корпоративные мессенджеры интегрированы в инфру, например этим можно объяснить рост Teams. Телеграмм и почта берут массовостью.
Судя по всему то что в других бесплатно у вас будет платным?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Наоборот, есть идея давать бесплатно то, что у других платно - например Active Directory. Платно же планируем давать то, что и у других платно - дополнительные фичи и возможности продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Platonov

Какой звездец. Почтой пользуются потому что это "динамические чаты".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Савва

)) покупал плитку тротуарную, приличная контора, делают очень много и хорошо.
Крутая СРМ - тетрадочка на 96 листов и все в ней, сколько, куда, сколько поддонов, возвраты и т.д.
Интересно, а им Active Directory зайдет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий
Автор

Может и зайдет, смотря как преподнести) Но AD больше полезна для крупного бизнеса, он уже вряд ли в тетрадочке заказы ведет.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Дикий

тг как мне помнится многих людей заманил разнообразием стикеров, помню этот "бум") а сейчас ими помоему вообще никто уже и не пользуется)

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Koshechkina

Ребята! Это очень полезное решение для бизнеса, успехов вам коллеги🤝

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда